Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:22, курсовая работа
Целью данной работы является - анализ самого явления «налоговый спор», а так же изучение методов разрешения налоговых конфликтов.
Задачами будут являться:
- изучение понятия «налогового спора»,
- рассмотреть разновидности налоговых споров,
Введение …………………………………………………………………………….2
Глава I……………………………………………………………………………….3
1.1. Понятие налоговых споров…………………………………………………..3
1.2. Классификация налоговых споров………………………………………......5
Глава II Основные направления решения налоговых споров …………………8
2.1. Административный порядок разрешения налогового спора……………..8
2.2. Судебный порядок разрешения налогового спора………………………. 15
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………….25
Согласно ст. 139 Налогового кодекса жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие должностного лица налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган либо вышестоящему должностному лицу этого органа.
Из вышеприведенной нормы следует, что жалоба на ненормативный акт налогового органа может быть подана только в вышестоящий налоговый орган.
Должностным лицам налогового органа, ненормативный акт которого обжалуется, не предоставлено право вынесения решения по жалобе налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.
Между тем жалобы налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента на действия, бездействие должностного лица налогового органа могут быть поданы как в вышестоящий налоговый орган, так и вышестоящему должностному лицу налогового органа, действия, бездействие должностных лиц которого обжалуется.
В связи с вышеизложенным необходимо иметь в виду, что одновременное направление нескольких жалоб об обжаловании одного и того же акта, действия, бездействия должностных лиц налогового органа в два соподчиненных органа является нецелесообразным, поскольку в случае, если лицом, рассматривающим жалобу, будет документально установлен факт принятия аналогичной жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом), жалоба, поданная в нижестоящий налоговый орган (должностному лицу нижестоящего налогового органа), будет оставлена без рассмотрения.
Пунктом 2 ст. 139 Налогового кодекса установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
При этом течение вышеуказанного срока начнется на следующий день после того, как налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, на основании ст. 6.1 Налогового кодекса.
Несоблюдение
Вместе с тем Налоговым кодексом предусмотрено, что в случае пропуска налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом срока подачи жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Поскольку Налоговым кодексом не определен перечень так называемых уважительных причин пропуска срока подачи жалобы, вопрос о том, является ли уважительной указанная лицом, подавшим жалобу с нарушением срока, причина, разрешается соответствующим должностным лицом налогового органа исходя из каждой конкретной ситуации.
Таким образом, основаниями для оставления жалобы на акт налогового органа, действия, бездействие должностного лица налогового органа без рассмотрения могут быть следующие обстоятельства:
1) пропуск срока подачи жалобы, установленного ст. 139 Налогового кодекса;
2) отсутствие указаний
на предмет обжалования и
3) подача жалобы
лицом, не имеющим полномочий
выступать от имени
4) наличие документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом, должностным лицом вышестоящего налогового органа;
5) получение налоговым
органом информации о
6) подача жалобы на акт налогового органа, который не может быть обжалован во внесудебном порядке (например, на акт налоговой проверки).
Оставление налоговым
органом (должностным лицом налогового
органа) жалобы без рассмотрения не
исключает права
Вместе с тем в п. 2 ст. 141 Налогового кодекса установлено, что только достаточные основания полагать противоречие обжалуемых акта (решения), действий налогового органа законодательству Российской Федерации могут быть основанием для приостановления исполнения обжалуемых акта (решения) налогового органа, действий должностного лица налогового органа.
Согласно п. 2 ст. 140 Налогового кодекса по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящим налоговым органом может быть принято одно из следующих решений:
1) об оставлении жалобы без удовлетворения;
2) об отмене акта налогового
органа и назначении
3) об отмене решения
налогового органа и
4) об изменении решения
налогового органа или
При этом необходимо учитывать, что решение налогового органа подлежит отмене вышестоящим налоговым органом в полном объеме, поскольку Налоговым кодексом не предусмотрена возможность отмены решения налогового органа в какой-либо части.
По итогам рассмотрения жалобы
на действия или бездействие должностных
лиц налоговых органов
Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика, Налоговым кодексом не предусмотрено.
Если налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент считают, что решение, принятое налоговым органом по их жалобе, является неправомерным, то они вправе обжаловать его в рамках внесудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).
На основании положения п. 3 ст. 139 Налогового кодекса жалоба подается только в письменном виде.
Поскольку Налоговым кодексом не установлены обязательные требования к оформлению подаваемой жалобы, такая жалоба составляется в произвольной форме.
Если жалоба подается лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя, она оставляется без рассмотрения.
Налоговым кодексом предусмотрено право лица, подающего жалобу, приложить к жалобе обосновывающие ее документы.
Так, к жалобе могут быть приложены обжалуемый акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права, акт налоговой проверки, первичные и иные документы, подтверждающие позицию заявителя, а также другие документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
Предоставление лицом, подавшим жалобу, одновременно с жалобой документов, обосновывающих жалобу, является целесообразным, поскольку дает возможность рассматривающему жалобу должностному лицу составить наиболее четкое представление о сложившейся ситуации и принять объективное решение.3
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы о преимуществе административного (досудебного) порядка разрешения спора:
2.2. Судебный порядок разрешения налоговых споров
При определении подведомственности
налогового спора арбитражному суду
необходимо обращать внимание не только
на субъектный состав, но и на характер
спора. Дела по экономическим спорам
и дела, связанные с осуществлением
предпринимательской
Согласно ст. 27, 29 АПК РФ, ст. 105,138,142 Налогового кодекса споры между организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами подлежат рассмотрению в арбитражных судах в рамках рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Судебный спор между организацией, индивидуальным предпринимателем и налоговым органом возникает в арбитражном суде после обращения одной из вышеназванных сторон в арбитражный суд с заявлением.
При определении подведомственности налогового спора арбитражному суду необходимо обращать внимание не только на субъектный состав, но и на характер спора. Дело в том, что по общему правилу арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Судебные споры, возникающие по инициативе организаций, индивидуальных предпринимателей, сводятся в основной своей массе к обжалованию актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налогового органа.
Требования организаций
и индивидуальных предпринимателей
о признании недействительными
актов налоговых органов, действий,
бездействия должностных лиц
налоговых органов
К требованиям о признании
недействительными актов
Согласно ст. 4, 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налоговых органов возбуждается на основании заявления заинтересованного лица (организации, индивидуального предпринимателя).
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов налоговых органов, незаконными действий, бездействия должностных лиц налоговых органов, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, действия, бездействие должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании положений ст. 35 АПК РФ заявление подается по месту нахождения налогового органа, акт, действия, бездействие должностного лица которого обжалуются.
Если заявление подано с соблюдением требований, предусмотренных АПК РФ, судья выносит определение о принятии данного заявления к производству, в котором указывается место и время рассмотрения данного дела.
За подачей заявления следует судебное разбирательство. Данная стадия арбитражного процесса является основной, поскольку в ней рассматриваются и разрешаются споры по существу. Вышеуказанная стадия арбитражного процесса завершается принятием судебного акта по делу.
Согласно ст. 49 АПК РФ лицо,
обращающееся в арбитражный суд
с иском, имеет право до принятия
решения арбитражным судом
В случае отказа организации
или индивидуального
Налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд со встречным требованием, заявленным на основании положений ст. 132 АПК РФ, для совместного рассмотрения с первоначальным требованием, заявленным организацией, индивидуальным предпринимателем в рамках поданного заявления.