Налоговый учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:23, реферат

Описание

Налоговый учёт - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов.
Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Работа состоит из  1 файл

кр по нал учету.docx

— 32.24 Кб (Скачать документ)

 

1 Общая характеристика  налогового учета, его цели  и задачи

Налоговый учёт - система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов.

Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и  достоверной информации о порядке  учёта для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения  информацией внутренних и внешних  пользователей для контроля за правильностью  исчисления и уплаты в бюджет налога.

Налоговый учет - бухгалтерский  учет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, поступающих  в бюджет и внебюджетные фонды. Он является составной частью народно - хозяйственного учета.

В управлении бюджетным процессом  центральное место занимает система  органов государственного управления финансами: Министерство финансов России, Министерство РФ по налогам и сборам, финансовые органы, органы федерального казначейства и другие территориальные  органы управления финансами. Однако весьма эффективным является контроль, учет поступлений, осуществляемый органами Федерального казначейства и налоговыми органами.

Система налогового учёта  организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, то есть применяется последовательно  от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта  устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей  налогообложения, утверждаемой соответствующим  приказом руководителя.

Изменение порядка учёта  отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения  осуществляется налогоплательщиком в  случаях изменения законодательства или применяемых методов учёта. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учётной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

В случаях, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учётной политике для целей  налогообложения принципы и порядок  отражения для целей налогообложения  этих видов деятельности.

Данные налогового учёта  должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок  определения доли расходов, учитываемых  для целей налогообложения в  текущем налоговом (отчётном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы  в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых  резервов, а также сумму задолженности  по расчётам с бюджетом налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учёта являются:

-первичные учётные документы;

-аналитические регистры налогового учёта;

-расчёт налоговой базы.

Формы аналитических регистров  налогового учёта для определения  налоговой базы, являющиеся документами  для налогового учёта, в обязательном порядке должны содержать следующие  реквизиты:

-наименование регистра;

-период (дату) составления;

-измерители операции в натуральном и в денежном выражении;

-наименование хозяйственных операций;

-подпись лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учёта является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учёта, обязаны хранить налоговую тайну. За её разглашение они несут ответственность.

Основными задачами налогового учета являются:

1) формирование полной  и достоверной информации о  порядке предоставления данных  о величине объектов налогообложения;

2) обоснование применяемых  льгот и вычетов;

3) формирование полной  и достоверной информации об  определении размера налоговой  базы отчетного (налогового) периода;

4) обеспечение раздельного  учета при применении различных  ставок налога или различного  порядка налогообложения;

5) обеспечение своевременной,  достоверной и полной информацией  внутренних и внешних пользователей,  контроль за правильностью исчисления  и перечисления налога в бюджет.

В НК РФ даны лишь самые общие  принципы построения налогового учета. Фактически систему налогового учета  налогоплательщик должен разрабатывать  сам. При этом любая система должна обеспечивать:

- учет доходов предприятия  по видам деятельности, а также  внереализационных доходов;

- детальный учет расходов  организации по видам деятельности, а также внереализационных расходов;

- формирование налоговой  декларации и приложений к  ней.

Объектами налогового учета  являются имущество, обязательства  и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного  налогового периода или налоговой  базы предыдущих периодов.

Единицами налогового учета  следует считать объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.

Для выполнения функций и  задач, стоящих перед налоговым  учетом, налоговым законодательством  определены специальные приемы и  способы, образующие методологию налогового учета.

К методам ведения налогового учета следует отнести:

- введение специальных  показателей налогового учета,  рассчитываемых на базе данных  бухгалтерского учета;

- установление методики  формирования налоговых показателей;

- определение способов  ведения налогового учета;

- установление специальных  форм регистров налогового учета  и других форм налогового учета.

Методология налогового учета  раскрывается в учетной политике для целей налогообложения.

Под учетной политикой  организации для целей налогообложения  следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических  способов ведения налогового учета  имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью  формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.

В процессе формирования учетной  политики обосновываются и устанавливаются  организационно-методические аспекты  ведения налогового учета:

- порядок организации  раздельного бухгалтерского учета  по видам деятельности, осуществляемой  налогоплательщиком;

- принципы и порядок  организации налогового учета  видов деятельности, осуществляемой  налогоплательщиком;

- способы ведения налогового  учета;

- технология обработки  налоговой информации;

- формы аналитических  регистров налогового учета и  другие аспекты, необходимые для  ведения налогового учета;

- организация документооборота, порядок хранения документов  налоговой отчетности и регистров  налогового учета.

Налоговая учетная политика едина для всей организации и  обязательна для всех ее подразделений - как уже существующих, так и  тех, которые будут созданы в  будущем.

Как правило, налоговая учетная  политика должна состоять из двух разделов. В первом разделе отражаются общие  вопросы, связанные с налогообложением, например - какое подразделение будет  вести учет, кто будет начислять  налоги в отношении обособленного  подразделения.

Во втором разделе должны найти свое отражение те варианты формирования налоговой базы по конкретным налогам, которые позволяет выбрать  действующее законодательство. При  этом елательно отразить как элементы, которые в учетной политике должны быть в обязательном порядке, так  и те элементы, в отношении которых  налогоплательщик имеет право выбора.

Учетная политика для целей  налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам: определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых  обязательств перед бюджетом; оценки имущества с целью определения  выручки от его реализации; распределения  убытков между налоговыми периодами.

В ст. 313 НК РФ указано, что  система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и  налоговые органы не вправе устанавливать  обязательные формы документов налогового учета.

Между тем, исходя из существующих норм, можно составить такой алгоритм формирования налоговой учетной  политики. Политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Форма  приказа произвольна. При этом положения  учетной политики могут содержаться  как в тексте приказа, так и  в приложении к приказу.

При этом ст. 313 НК РФ позволяет  налогоплательщику вносить изменения  в порядок учета отдельных  хозяйственных операций и объектов в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. Следует обратить внимание на то, что  решение об изменении методов  учета принимается с начала периода. При изменении законодательства о налогах и сборах решение  может приниматься не ранее чем  вступление в силу изменений норм указанного законодательства.

Данные налогового учета  основываются на:

а) первичных документах (включая справку бухгалтера);

б) аналитических регистрах  налогового учета;

в) расчете налоговой базы.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» первичные  учетные документы принимаются  к учету, если составлены по форме, оговоренной  в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. А документы, формы которых не предусмотрены в альбоме, составляются организацией самостоятельно и должны иметь следующие реквизиты:

* наименование документа;

* дата составления;

* наименование организации,  от имени которой составлен  документ;

* содержание хозяйственной  операции;

* измерители хозяйственной  операции в натуральном и денежном  выражении;

* наименование должностных  лиц, ответственных за совершение  хозяйственной операции и правильность  ее оформления;

* личные подписи указанных  лиц.

Аналитические регистры налогового учета -- это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых  группируются данные первичных учетных  документов для формирования налоговой  базы без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как  на бумажных носителях, так и в  электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета  разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в приложениях  к учетной политике для целей  налогообложения.

Аналитические регистры должны обязательно содержать следующие  реквизиты:

* наименование регистра;

* период (дату) составления;

* измерители операции  в натуральном и денежном выражении;

* наименование хозяйственных  операций;

* подпись и расшифровку  подписи лица, ответственного за  составление указанных регистров.

Формирование регистров  налогового учета значительно упрощается, если предприятие использует какую-либо автоматизированную бухгалтерскую  программу. В зависимости от фирмы - разработчика программы построение налогового учета в ней будет  различаться. Но поскольку порядок  ведения налоговых регистров  в программе уже существует, следовательно, пользователю достаточно изучить документацию к системе, чтобы вести на своем  предприятии налоговый учет.

Значительно сложнее вести  бухгалтерский учет вручную или  с частичной автоматизацией. В  этом случае разрабатывать налоговые  регистры налогоплательщику придется самому. А результат этой работы будет являться разделом в налоговой  учетной политике.

Система налоговых регистров, предложенная налоговыми органами, состоит  из пяти групп. Первые четыре группы регистров  предназначены для работы коммерческих организаций:

-регистры промежуточных  расчетов;

- регистры учета состояния  единицы учета;

- регистры учета хозяйственных  операций;

- регистры формирования  отчетных данных.

Пятая группа регистров направлена на учет целевых средств некоммерческих организаций.

Основная задача регистров  первой группы - помочь организации  при переходе от одного этапа заполнения регистров налогового учета к  другому.

Основная задача регистров  второй группы - накопление сведений об имуществе организации (стоимости  основных средств, нематериальных активов, товаров и т.п.). Указывается первоначальная стоимость имущества и ее изменения  в течение налогового периода.

 

Регистры третьей группы будут содержать информацию о  поступлении и выбытии активов  налогоплательщика. Они заполняются  на основании первичных учетных  документов организации.

Налоговые регистры четвертой  группы предназначены для непосредственного  переноса данных из них в налоговую  декларацию.

Как видно, система учета  громоздка, требует больших временных  затрат, поэтому организации потребуется  несколько дополнительных учетных  работников, чтобы вести налоговый  учет по предложенной системе.

Информация о работе Налоговый учет