Налоговый учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:23, реферат

Описание

Налоговый учёт - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов.
Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Работа состоит из  1 файл

кр по нал учету.docx

— 32.24 Кб (Скачать документ)

Налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается на основании  сведений, накопленных в аналитических  регистрах по результатам обработки  первичных документов (ст. 315 НК РФ)

Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

* период, за который определяется  налогооблагаемая база (нарастающим  итогом);

* сумму доходов от реализации  отчетного (налогового) периода;

* сумму расходов, уменьшающих  доходы от реализации;

* итоговую сумму -- прибыль  (убыток) от реализации;

* сумму внереализационных  доходов;

* сумму внереализационных  расходов;

* прибыль (убыток) от внереализационных  операций;

* итого налоговую базу  за отчетный (налоговый) период. При  этом доходы и расходы должны  быть показаны в разрезе их  видов, т.е. выручка, доходы  и расходы от реализации товаров,  ценных бумаг, имущества, доходы  и расходы от реализации основных  средств и т.д. Цены определяются  с учетом ст. 40 НК РФ. Налоговая  база исчисляется в зависимости  от порядка уплаты авансовых  платежей: ежемесячно (от фактической  прибыли) или ежеквартально. 

Данные налогового учета  должны содержать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок  определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах., порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.

Данные налогового учета  учитываются в разработанных  таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Таким образом, налоговый  учет должен быть организован таким  образом, чтобы обеспечить непрерывное  отражение в хронологическом  порядке фактов хозяйственной деятельности организации, которые в соответствии с установленным НК РФ порядком влекут или могут повлечь изменения  размера налоговой базы.

2 Организация  налогового учета по налогу  на прибыль

 

Важным этапом проводимой в России налоговой реформы, направленной на рационализацию налоговой системы  и снижения налогового бремени для  налогоплательщиков, стало введение в действие с 1 января 2002г главы 25 «Налог на прибыль организации» НК РФ, которое привело к существенному реформированию системы налогообложения прибыли организаций и разделению бухгалтерского и налогового учета.

Актуальность решения  задачи по контролю за правильностью  исчисления именно налога на прибыль  объясняется тем, что данный налог  относится к категории бюджетообразующих.

Налог на прибыль - один из основных налогов, интересующих налоговых органов: ведь в нем отражается итог финансово-хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Поэтому при исчислении налога на прибыль следует проявить особое внимание и осторожность. Важно знать, что именно может заинтересовать налогового инспектора. Прежде всего, не занизили ли вы налогооблагаемую базу и все ли доходы отразили. Ведь большинство нарушений основаны на том, что организация принимает в целях налогообложения не все доходы или признает расхода ми затраты, которые не соответствуют определенным условиям Налогового кодекса.

Налог на прибыль - основание  для исчисления налога в любой  организации. Прибыль - реальная «верхушка» финансово-хозяйственной деятельности организации.

Порядок определения доходов  в целях исчисления налога на прибыль  и их классификация закреплены в  статье 248 Налогового кодекса. Статья 251 устанавливает доходы, которые не учитываются при определении  налоговой базы по налогу на прибыль. Организации выгодно задекларировать  маленькую сумму доходов, чтобы  с нее и рассчитывался налог  на прибыль. Инспекторам же выгодно  при проверке увеличить сумму  доходов организации: этот «постулат» сомнений не вызывает.

Если налоговая база по налогам завышена, инспектор «не  заметит» досадной ошибки. А вот  занижение будет тщательно рассмотрено. В первую очередь инспекторов  заинтересуют:

-займы, кредиты, дебиторские задолженности вне зависимости оттого, процентные они или беспроцентные;

- убытки (были ли они  в действительности);

- безвозмездно переданные  денежные средства, имущество, имущественные  права;

- договоры и расчеты  с вашими покупателями, не занижена  ли налогооблагаемая база по  основному виду деятельности;

- внереализационные доходы, которые напрямую не связаны  с деятельностью организации;

- выручка, которая не  включена в налогооблагаемую  базу по налогу на прибыль.  Поэтому важно знать, какие  доходы стоит включать в налогооблагаемую  базу по налогу на прибыль,  а какие нет. Например, доходы  от продажи ценных бумаг. Даже  если деятельность организации  по продаже ценных бумаг не  является основной, она обязана  включать выручку от продажи  в доходы от реализации. Ведь  в статье 249 Налогового кодекса  указано, что доходом от реализации  признается полученная выручка,  которая определяется из всех  поступлений, связанных с расчетами  за реализацию товаров, работ,  услуг и имущественных прав.

В случае выявления нарушений  налоговый инспектор не оповестит  вас об этом, а на основании требования запросит необходимые копии документов, которые подтверждают занижение  налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Причем в большинстве случаев  инспектор просит написать объяснительную записку, в которой должно говориться, на каком основании вы не приняли  данную выручку к налогооблагаемому  доходу. Это делается с той целью, чтобы в дальнейшем, во время подачи возражений на акт или в суде, организация не смогла оспорить факт «непринятия» данной вы ручки к облагаемым доходам и внести соответствующие правки в учет. Такие же объяснительные записки инспекторы могут брать и по необоснованному отнесению затрат на расходы.

Все расходы организации  должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Каждая организация имеет  право уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на при быль на сумму  понесенных расходов с учетом выше сказанного.

Причем расходы должны быть направлены на по лучение дохода. Каждый вид расходов налоговый инспектор  рассмотрит отдельно, со всеми подтверждающими  документами и карточками счетов бухгалтерского учета и регистров  налогового учета.

Прежде всего, он изучит учредительные  документы, учетную политику организации, в которой должно говориться о  порядке ведения бухгалтерского и налогового учета. Далее, чтобы  «зацепиться» за расходы, он будет запрашивать  следующие документы для проверки их обоснованности:

- декларации по налогу  на прибыль за проверяемый  период;

-первичные учетные документы  (товарные накладные, акты выполненных  работ, оказанных услуг, договоры, товарно-транспортные накладные,  путевые лис ты и др.). Отсутствие  документов или неправильное (неполное) заполнение реквизитов ведет  к снятию затрат с расходов, которые уменьшают налогооблагаемую  базу по налогу на прибыль;

- оборотно-сальдовая ведомость  за проверяемый период, карточки  по счетам и налоговые регистры, которые касаются расходов организации.  По ним можно понять, что относилось  к расходам и в каком периоде  и размере. Также могут запросить  и иные документы, которые имеют  отношение к расходам организации.

Когда расходы прошли проверку по документам и нарушений не выявлено, что случается крайне редко, инспекторы приступают к анализу направленности расходов и их экономической обоснованности.

В итоге инспекторы проверяют  обоснованность всех ваших расходов и доходов. Налоговики могут проверить  помещения, склады, стоянки, одним словом, всю территорию вашей деятельности и все, что на ней находится. Будьте готовы, что они могут «оценить»  ваш офис дешевле, чем вы за него платите, или посчитать его слишком  большим для вашей деятельности. И все же заранее предугадать, за что именно «зацепится» в вашей  организации налоговый инспектор, сложно. Ведь только вы знаете «пробелы»  в своем учете, а значит, этим слабым местам и стоит уде лить особое внимание.

Следует отметить, что камеральный  контроль, отбор налогоплательщиков для проведения налоговых проверок и проведение предпроверочного анализа  легче поддаются автоматизации, чем выездные проверки. Во-первых, формы  и методы проведения выездного контроля значительно разнообразнее, чем  камерального, что весьма усложняет  их формализацию. Во-вторых, при выездном контроле используется большой объем разнородных документов, техническая возможность ввода и обработки которых также проблематична.

Налоговым инспекторам, проводящим выездную налоговую проверку, приходится фактически восстанавливать бухгалтерский  учет в проверяемой организации, исходя из тех документов, которые  были представлены им для проверки. Не исключено, что часть документов может быть «скрыта». Отсутствие первичных  документов не позволяет проверяющим  правильно оценить суть хозяйственных  операций проверяемой организации, выявить все доходы и все затраты, которые могут быть «замаскированы» (умышленно или по ошибке) под  дебиторскую или кредиторскую задолженность.

В настоящее время для  автоматизации обработки данных в налоговых инспекциях существует система электронной обработки  данных (ЭОД). Это многофункциональная, мощная, сложная система, нацеленная на автоматизацию функций, выполняемых  практически всеми отделами инспекции. Что касается камеральных проверок, то существует возможность рассчитывать и выявлять доначисленные суммы  уже на этапе ввода налоговых  расчетов. Программа позволяет осуществлять междокументный, внутирдокументный  контроль налоговых расчетов и отчетности, по результатам камеральной проверки в автоматическом режиме формировать  служебные записки, уведомления, решения  и т.д. В части выездных проверок программа позволяет с большей  точки зрения реализовать отбор  налогоплательщиков для выездной проверки, осуществлять их предпроверочный анализ, сформировывать документы для проведения проверки, а также документально оформлять их результат.

Однако такой этап выездной проверки, как непосредственное изучение и анализ первичных документов налогоплательщика, в системе ЭОД осуществлять довольно сложно. В части проверки правильности ведения налогового учета и соблюдения налогоплательщиком всех норм главы 25 НК РФ программа ЭОД имеет ограниченные возможности.

Несмотря на то, что выездная проверка - трудно формализуемый процесс, который сложно автоматизировать, разработали  систему поддержки принятия решений (СППР) «Налоговый учет 1.0» для осуществления  проверки правильности формирования базы по налогу на прибыль организаций.

Помимо своего основного  функционального назначения, система  позволяет:

- осуществлять контроль  достоверности информации о совершаемых  налогоплательщиком операциях, приводящих  к возникновению расходов и  доходов;

- отслеживать непрерывность  отражения в хронологическом  порядке фактов хозяйственной  деятельности, которые в соответствии  с установленными НК РФ правилами  влекут за собой или могут  повлечь изменения размера налоговой  базы;

- выявлять ошибки заполнения  декларации по налогу на прибыль;

контролировать полноту  и своевременность расчетов с  бюджетом по налогу на прибыль;

- выполнять контроль правильности  формирования показателей, которые  должны быть учтены при расчете  налоговой базы по налогу на  прибыль;

- проверять обоснованность  применяемого метода определения  доходов и расходов - метода начисления  или кассового метода;

- отслеживать соблюдение  правил, установленных главой 25 НК  РФ, при классификации доходов  и расходов, отнесение основных  средств к соответствующей амортизационной  группе и т.д.

- просматривать регистры  налогового учета;

- обеспечивать «прозрачность»  формирования показателей декларации  по налогу на прибыль;

- осуществлять контроль  за соблюдением учетной политики  в части ведения налогового  учета (метод определения учетной  политики в части определения  доходов и расходов; порядок уплаты  налога и авансовых платежей  по обособленным подразделениям  организации; метод начисления  амортизации; метод оценки сырья  и материалов при их списании  в производство; метод оценки  покупных товаров при их реализации; формирование резервов расходов  на оплату отпусков, выплату ежегодного  вознаграждения за выслугу лет  и вознаграждений по итогам  работы за год; формирование  резервов по гарантийному ремонту  и гарантийному обслуживанию  и т.п.);

- хранить и накапливать  данные об организации и их  хозяйственной деятельности в  виде архивных копий файлов;

- обеспечивать качественный  контроль правильности исчисления  налога на прибыль;

- проверять, являются  ли затраты экономически оправданными  и подтверждены ли они документами,  оформленными в соответствии  с законодательством РФ;

- получать консультации  практически по любым вопросам  налогового учета со ссылкой  на соответствующую статью 25 главы  НК РФ.

Информация о работе Налоговый учет