Органы государственной власти РБ и их краткая характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:47, контрольная работа

Описание

Согласно ст. 6 Конституции, государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Каждая из этих ветвей выполняет свои функции, при этом они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по налоговому праву.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)


24

3 «Назовите органы государственной власти РБ и дайте их краткую характеристику»

Согласно ст. 6 Конституции, государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Каждая из этих ветвей выполняет свои функции, при этом они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Под системой органов государственной власти следует понимать целостную, внутренне взаимосвязанную и сбалансированную, оптимально необходимую совокупность органов государственной власти, призванных реализовывать функции государства.

Президент Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президентом  может  быть  избран гражданин Республики Беларусь по рождению,  не  моложе  35  лет,  обладающий  избирательным правом  и  постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одна из основных функций, возложенных на Президента, – обеспечение экономической и политической стабильности в стране.

Глава государства обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними.

Президент обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

      определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства;

      принимает решение об отставке Правительства или его членов;

      с   согласия   Совета   Республики  назначает  на  должность Председателя Конституционного Суда,  Председателя  Верховного  Суда, Председателя  Высшего  Хозяйственного  Суда  Республики  Беларусь из числа судей этих судов;

      назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

      образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь,  другие органы государственного  управления,  а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

      подписывает законы;

      имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

      имеет право отменять акты правительства;

      ведет  переговоры  и  подписывает  международные  договоры, назначает  и  отзывает  дипломатических  представителей   Республики Беларусь    в   иностранных   государствах   и   при   международных организациях;

      является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;

      назначает республиканский референдум;

      обращается с посланиями  к  народу  Республики  Беларусь  о положении  в  государстве  и  об  основных направлениях внутренней и внешней политики;

      осуществляет помилование осужденных;

      может издавать декреты, имеющие силу закона и т.д.

 

Парламент Республики Беларусь

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата).

Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996-2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000-2004 годах, третьего — с 2004 года.

Основные полномочия Палаты представителей:

      рассматривает и принимает проекты законов;

      назначает выборы Президента;

      даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;

      выражает вотум недоверия правительству;

      выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой территориального представительства, начал свою работу 13 января 1997, состоит из 56 депутатов: от каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Основные полномочия Совета Республики:

      одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;

      избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

      дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;

      контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;

      рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;

      принимает решение об отрешении Президента от должности.

Правительство Республики Беларусь

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров  Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство состоит из  Премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр:

      осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;

      подписывает постановления Правительства;

      в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

      информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

      выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства.

Правительство Республики Беларусь:

      руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

      разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

      разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

      обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

      принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

      обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

      отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

      осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Судебная власть

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Судьи осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом.

Судебная система состоит из Конституционного суда, системы общих и хозяйственных судов.

Согласно статье 116 Конституции Беларуси Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей - 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.

Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:

1.      о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

2.      о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

3.      о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

4.      о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется законами Республики Беларусь от 9 декабря 1998 года «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З.

К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. Он состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда Республики Беларусь и действует в составе:

судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

Информация о работе Органы государственной власти РБ и их краткая характеристики