Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:45, реферат
Цель исследования заключается в совершенствовании механизма налогообложения производителей сельхозпродукции с учетом его природы и специфики, определении тенденций его становления на современном этапе, а также разработке предложений по реформированию налоговой системы и использованию ее для стимулирования развития аграрного сектора экономики. Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
дать оценку состояния сельского хозяйства;
обосновать необходимость принятия спецрежима в сельском хозяйстве;
раскрыть сущность ЕСХН;
определить и объяснить элементы налога;
выявить особенности налогообложения сельхозпроизводителей;
раскрыть роль финансовой политики государства в этом секторе экономики;
изложить направления и проекты по развитию АПК.
В качестве объекта исследования выбрана действующая система налогообложения аграрного сектора экономики страны. Предмет исследования - экономические отношения и механизм налогообложения, действующий в АПК в переходной экономике.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Экономическое состояние сельского хозяйства в России………………......5
2. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)……………………………..16
3. Роль финансовой политики государства в развитии с/х……………………22 Заключение……………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………………...36
Начало
любого бизнеса связано с
Работники сельского хозяйства, как и все остальные граждане, должны иметь государственные гарантии денежного обеспечения при старости, болезни, инвалидности. Поэтому фермерским хозяйствам надлежит участвовать в формировании двух централизованных внебюджетных фондов: фонда социальной защиты населения и фонда медицинского страхования.
Механизм отчислений в названные фонды для хозяйств, не использующих наемный труд, должен быть максимально простым, поэтому его не следует привязывать к доходам или заработной плате. Достаточно, на наш взгляд, с учетом среднего уровня оплаты труда в сельском хозяйстве рассчитать возможные варианты твердых сумм платежей и предоставить Правительству право их корректировать с учетом инфляции.
Итак, для всех хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве мы предлагаем ввести обязательную уплату в бюджет и в государственные внебюджетные фонды ЕСХН. В конкретных случаях, например при загрязнении окружающей среды или добыче природных ресурсов должен взиматься экологический налог, при производстве или ввозе на территорию РФ подакцизной продукции - акцизы, таможенные пошлины, государственные пошлины, лицензионные сборы.
Упрощение налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции, ясность и предсказуемость налоговых правил будут стимулировать его развитие и одновременно обеспечат высокий уровень собираемости налогов.
Нацпроект по развитию АПК
Выступление депутата фракции КПРФ В.И. Кашина на пленарном заседании Государственной Думы 20 ноября 2009 г.
- Мы предлагаем
добавить в национальную
Госпрограмма, которую сегодня рассматривает Правительство, позволит отечественному АПК сделать заметный шаг в своем развитии в условиях рыночной экономики.
Как известно,
проект Государственной программы
"Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
на 2008-2012 годы" подготовлен Минсельхозом
России совместно с другими
Хотелось бы отметить, что принятие этого Закона стало возможным благодаря новому подходу государства к сельскому хозяйству, как к перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли нашей экономики, и к селу в целом - как к важному укладу жизни нашего народа. Ускорителем позитивных процессов в этой сфере стал приоритетный национальный проект "Развитие АПК". Его реализация продемонстрировала огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства, помогла стимулировать развитие предпринимательства в деревне. Определены главные направления этой политики, ее цели, принципы, механизмы и формы господдержки.
Госпрограмма является основным инструментом аграрной политики и определяет приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства на среднесрочный пятилетний период. При этом мы исходим из того, что приоритетный национальный проект "Развитие АПК" перерастает в Государственную программу и аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике государства. При разработке Госпрограммы специалисты основывались на анализе общего состояния сельского хозяйства.
Очевидно, что отрасль играет важную роль не только в экономике и социальной жизни страны. В целом в АПК, по оценке экспертов, производится около 8,5% валового внутреннего продукта, из них в сельском хозяйстве - 4,4%. Здесь занято более 7 млн. человек (почти 11% от численности занятых во всей экономике), сосредоточено 3,4% основных производственных фондов.
Как известно, Россия обладает одним из крупнейших в мире сельскохозяйственным потенциалом. В нашей стране проживает всего около 2% населения Земли, при этом мы располагаем 9% мировой продуктивной пашни, 20% мировых запасов пресной воды, производим 8,5% минеральных удобрений. Доля России в мировом сельскохозяйственном производстве несколько ниже: молока мы производим около 5%; зерновых и зернобобовых 3%; мяса 2%.
Сохраняются неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства. А именно, неудовлетворителен уровень развития рыночной инфраструктуры, изношены производственные фонды, растут опережающими темпами цены на основные потребляемые отраслью ресурсы, и прежде всего, - энергоресурсы.
Важная также проблема - это финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью доходов, накопленной декапитализацией, а также недостаточным притоком частных инвестиций. Затруднен доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых и информационных ресурсов. Высок удельный вес убыточных предприятий. Рентабельность в сельском хозяйстве ниже, чем в других отраслях экономики, а риски, по понятным причинам, - выше.
Особенно остры социальные проблемы деревни. Зарплата в сельском хозяйстве составляет лишь 40% от средней в экономике страны. Это значительно ниже, чем в других государствах. Плохо, что мы отстаем в этом отношении не только от развитых стран, но даже от стран ближнего зарубежья - от Казахстана, Украины и Белоруссии. Разрыв между городом и деревней по уровню бедности не сокращается, а растет.
В результате продолжается миграция сельского населения в города, тем самым обостряется демографический кризис в целом в стране. Особенно это касается молодежи. Поэтому остается низкой обеспеченность села квалифицированными кадрами, как управленческого звена, так и работниками массовых профессий.
Сохраняются
низкие темпы структурно-
С целью
решения этих и других актуальных
проблем и был разработан проект
Государственной программы
В ней предусмотрено закрепить на пять лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе меры таможенно-тарифного регулирования, налоговой политики.
На ближайшее пятилетие определены три основные цели:
* Первая - это устойчивое развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения;
* Вторая - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения;
* Третья - сохранение и воспроизводство земельных и других природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве.
Принципы разработки Госпрограммы таковы:
Во-первых,
комплексность. Программа объединяет
в одно целое широкий набор
установленных
Во-вторых, бюджетирование по конечным результатам и прозрачные механизмы распределения средств.
В Программе определены пять приоритетных направлений:
1. - Устойчивое развитие сельских территорий;
2. - Создание
общих условий
3. - Развитие
приоритетных подотраслей
4. - Достижение
финансовой устойчивости
5. - Регулирование
рынка сельскохозяйственной
Госпрограмма
не предусматривает отмену принятого
Правительством программно-целевого подхода
и поэтому ее составной частью
стали федеральные и
Речь идет о двух утвержденных Правительством Российской Федерации ФЦП:
И пяти согласованных с МЭРТ ведомственных целевых программ (ВЦП). Это следующие программы:
Предусмотрены
и другие мероприятия, в частности
ведомственные аналитические
Структура
и бюджетные параметры
Кроме этого, предполагается в тех же объемах софинансирование мероприятий Госпрограммы со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации. Это не только увеличивает ресурсное обеспечение программы, но и синхронизирует действия федеральных и региональных властей, содействует формированию единого экономического пространства.
Приведенные
данные не должны создавать впечатления,
что поддержка сельского
Во-первых, не следует забывать, что отечественные производители сельхозпродукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС.
Анализ показывает, что уровень господдержки в России в сравнении с развитыми странами - один из самых низких. По последним данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), которая объединяет 30 развитых стран, производящих две трети товаров и услуг в мире, совокупная поддержка сельхопроизводителей у них почти вдвое выше, чем в России и составляет 30% против 17% у нас.[20]
Во-вторых, государству необходимо на этом этапе осуществить политику создания современного сельского хозяйства, особенно учитывая переходный характер нашей экономики. Именно поэтому в Программе упор сделан на развитие рыночных механизмов поддержки.
Как показал опыт последних пяти лет, такой подход, стимулирует привлечение в отрасль существенных частных инвестиций и способствует созданию современного конкурентоспособного производства. Это хороший пример партнерства государства и бизнеса. Что мы ждем от Госпрограммы? По прогнозным оценкам реализация Программы будет содействовать повышению темпов роста и конкурентоспособности отрасли, создаст ряд базовых предпосылок для устойчивого развития сельских территорий. Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве возрастут до 4% в год, а в животноводстве - до 5 %. Рассчитываем на оживление инвестиционного процесса, что позволит, в частности, увеличить темпы обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Прогнозируем рост энергообеспеченности отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий.[24]
Намечено увеличить вдвое располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности. Все это положительно скажется на росте занятости и доходов сельского населения, решении социальных проблем.
В соответствии
с Законом "О развитии сельского
хозяйства" установлен эффективный
механизм контроля и оценки за ходом
реализации Госпрограммы. Ежегодно оценка
результатов реализации программы
будет осуществляться экспертной комиссией.
В ее состав будут входить представители
отраслевых союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей
и потребителей сельскохозяйственного
сырья и продовольствия, представителей
федеральных органов
Информация о работе Особенности налогообложения производителей сельскохозяйственной техники