Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:30, реферат
Понятия «налог», «сбор», «пошлина» являются одними из ключевых в системе категорий налогового законодательства. Именно они характеризуют и классифицируют те платежи, которые обязаны вносить в бюджет субъекты хозяйствования и граждане. От степени правовой определенности этих понятий непосредственным образом зависит и содержание конкретных норм налогового законодательства, и эффективность построения всей системы налогообложения в Республике Беларусь.
Введение____________________________________________________стр.3
1.Понятие и признаки налога и сбора. Общие признаки и отличия._ стр. 5
2. Отграничение налога от других обязательных платежей._________ стр.10
Заключение
Литература
Министерство образования Республики Беларусь
Кафедра уголовных и гражданско-правовых дисциплин
Курсовая работа
по дисциплине « Налоговое право »
на тему « Отграничение налога от иных обязательных платежей »
Выполнил: |
|
Научный руководитель: |
|
Минск 2012
Содержание
Введение______________________
1.Понятие и признаки налога и сбора. Общие признаки и отличия._ стр. 5
2. Отграничение налога от других обязательных платежей._________ стр.10
Заключение
Литература
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно- технического прогресса.
Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.
Понятия «налог», «сбор», «пошлина» являются одними из ключевых в системе категорий налогового законодательства. Именно они характеризуют и классифицируют те платежи, которые обязаны вносить в бюджет субъекты хозяйствования и граждане. От степени правовой определенности этих понятий непосредственным образом зависит и содержание конкретных норм налогового законодательства, и эффективность построения всей системы налогообложения в Республике Беларусь.
1.Понятие и признаки налога и сбора. Общие признаки и отличия.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».
Исходя из данного определения, признаками налога являются.
1. Обязательность, т.е. в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществлять безусловную, полную и своевременную уплату налога. В соответствии со ст. 56 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. На высокий уровень обязывания налогоплательщиков дополнительно указывает то, что соответствующие нормы преимущественно предусмотрены в разделах и главах, определяющих правовой статус человека и гражданина, например в разделе II «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь.
2. Индивидуальная безвозмездность, т.е. уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему. Эта безвозмездность объясняется тем, что государство, как правило, не имеет других источников дохода в бюджет, но ему необходимо осуществлять постоянные расходы на управленческий аппарат, оборону, образование, помощь престарелым и малообеспеченным слоям общества. При уплате налога происходит однонаправленное движение части денежных средств от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения отдельному плательщику за конкретное налогового изъятие. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм.
3. Денежная форма уплаты налога, т.е. налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении. В современных условиях все налоговые платежи осуществляется в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет выполнения налоговой обязанности не допускается. С момента надлежащей уплаты налога в денежной форме государство теряет к нему право требования и налоговая обязанность считается исполненной. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается.
4. Внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При уплате налога происходит переход части доходов (имущества) от одних субъектов в собственность государства (исключение составляют государственные предприятия). Налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства, а само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную.
Если ранее национальное налоговое законодательство не проводило четкого разграничения различного рода публичных изъятий в пользу государства, что затушевывало юридическую природу того или иного платежа, осложняло его анализ и вызывало трудности в правоприменительной практике, то в настоящее время п. 2 ст. 6 НК определяет понятие «сбор», отграничивая его от понятия «налог» (при этом отождествляются понятия «пошлина» и «сбор» в силу собирательного значения последнего): «Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь».
Анализ данного определения, а также различных научных воззрений на данную категория налогового права, позволяет констатировать следующие признаки сбора.
1. Сбор носит компенсационный характер, т.е. его уплаты призвана компенсировать затраты органа публичной власти, произведенным при реализации соответствующей государственной услуги в виде юридически значимых действий. Именно данный содержательный аспект сбора вызывает различные интерпретационно-прикладные схемы взаимоотношения государства и плательщиков сборов.
2. Сбор является индивидуально возмездным платежом – уплатив сбор, субъект получает взамен определенное право, статус, разрешение и т.д. Индивидуальная возмездность сбора означает возникновение встречного обязательства государства перед плательщиком. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, оно вправе требовать от государства в лице соответствующих органов определенных действий, в том числе и через суд.
3. Несмотря на обязательность как легально-атрибутивный признак сбора (п. 2 ст. 6 НК), следует отметить, что вступление в отношение, связанное с уплатой сбора, носит для лица относительно обязательный характер. Обязательным сбор становится только после того, как потенциальный плательщик сбора обратится (изъявит добровольное желание) к соответствующему государственному органу с просьбой совершить в отношении этого лица определенные юридически значимые действия, т.к. никто другой такой таких услуг оказать не может.
Общие признаки налога и сбора:
1) обязательность уплаты в соответствующие бюджеты или фонды;
2) адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;
3) возможность принудительного способа изъятия;
4) осуществление контроля единой системой налоговых органов.
Налог и сбор отличаются:
По значению. Налоговые платежи являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
По цели. Цель налогов - удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов - только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.
По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением.
По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика, сбор характеризуется определенной добровольностью.
По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.
2.Отграничение налога от других обязательных платежей.
Массив нормативных актов, устанавливающих различные сборы и платежи, последние годы непрерывно обновляется, уследить за этим процессом сложно даже специалисту. Соответствующая сфера правовой теории, несмотря на стремительное развитие, пока не выработала четких, простых для понимания, унифицированных критериев, позволяющих оценить правомерность взимания платы за выполнение определенных функций органами власти и создаваемыми ими организациями. Зачастую мы не можем даже правильно квалифицировать, в рамках какого правоотношения (налогового, гражданского, административного) мы расстаемся с требуемой суммой денег. Между тем вопрос о правовой природе обязательных платежей как налоговых или неналоговых - в отсутствие их полного нормативного перечня - приобретает характер конституционного, поскольку он связан с понятием законно установленных налогов и сборов и разграничением компетенции между органами законодательной и исполнительной власти.
Понятия «налог», «сбор», «пошлина» являются одними из ключевых в системе категорий налогового законодательства. Именно они характеризуют и классифицируют те платежи, которые обязаны вносить в бюджет субъекты хозяйствования и граждане. От степени правовой определенности этих понятий непосредственным образом зависит и содержание конкретных норм налогового законодательства, и эффективность построения всей системы налогообложения в Республике Беларусь.
Ранее в налоговом законодательстве Республики Беларусь содержание данных понятий было дано (а учитывая его общий характер и неопределенность, скорее, обозначено) в преамбуле Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь».
Согласно этой норме под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет Республики Беларусь, надлежало понимать обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах. Как видим, такое определение более похоже не на «портрет» этого понятия, а на его беглый и нечеткий «набросок». Соответственно, практика применения указанной нормы порождала больше вопросов, чем ответов.
В процессе функционирования национальных бюджетной и налоговой систем было установлено и действует большое количество всевозможных платежей – отчислений, взносов, плат или сборов. Обязательность их уплаты предусматривалась различными по юридической силе документами для самых разных категорий субъектов хозяйствования при наличии совершенно различных обстоятельств, в разных размерах и в разном порядке.
Большинство из этих платежей не имеет отношения к налогам, сборам (пошлинам) и представляет собой либо вознаграждение за товары, работы, услуги, в том числе оказываемое республиканскими органами государственного управления , либо попытку, и далеко не всегда экономически обоснованную, формирования или централизации финансовых ресурсов для решения отдельных ведомственных либо региональных задач (например, отчисления в фонд развития строительной науки).
Из множества таких платежей принципиально важно выделить те, которые действительно имеют налоговый характер и, соответственно, будут регулироваться налоговым законодательством.
Что касается плат и отчислений, не отвечающих установленным признакам налогов, то налоговое законодательство не должно регулировать вопросы их применения, так же, как не должно регулировать платежи, взыскиваемые в виде санкций за совершенные правонарушения (административные или иные штрафы, в том числе за нарушения налогового законодательства).
Дополнительную актуальность в четкое разграничение существующих платежей привносит содержание п. 2 ст. 2 Общей части Кодекса. Как следует из этой нормы, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым кодексом их признаками иные взносы и платежи, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в порядке, отличающемся от принятого для введения налоговых платежей.
Информация о работе Отграничение налога от иных обязательных платежей