Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:30, реферат
Понятия «налог», «сбор», «пошлина» являются одними из ключевых в системе категорий налогового законодательства. Именно они характеризуют и классифицируют те платежи, которые обязаны вносить в бюджет субъекты хозяйствования и граждане. От степени правовой определенности этих понятий непосредственным образом зависит и содержание конкретных норм налогового законодательства, и эффективность построения всей системы налогообложения в Республике Беларусь.
Введение____________________________________________________стр.3
1.Понятие и признаки налога и сбора. Общие признаки и отличия._ стр. 5
2. Отграничение налога от других обязательных платежей._________ стр.10
Заключение
Литература
Правовое определение налога дано пунктом первым статьи. Как следует из его нормы, налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в бюджет с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, к налогам могут быть отнесены только платежи, отвечающие следующим признакам:
- обязательность для плательщиков;
- поступление в республиканский и (или) местный бюджеты;
- отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств;
- индивидуальная безвозмездность.
Если первые три признака достаточно очевидны и не требуют специального разъяснения, то принцип «индивидуальная безвозмездность», вероятно, может быть сложным для понимания.
Под данным условием имеется в виду отсутствие прямой эквивалентности или встречного получения плательщиком (иным обязанным лицом) взамен уплаченной суммы какой-либо выгоды, материальных или нематериальных благ, либо преимуществ, пропорциональных величине сделанных взносов.
Пунктом 1 курсовой работы дано определение сбора и пошлины. Ими может быть признан обязательный платеж в бюджет, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, уполномоченными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных документов, либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
В соответствии с этой нормой признаками сбора или пошлины являются:
- обязательность для плательщиков;
- поступление в республиканский и (или) местный бюджеты;
- осуществление платежа, то есть, как и в случае с налогом, отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств.
Таким образом, и это является основным отличием их от налогов, в отношении сборов и пошлин отсутствует требование индивидуальной безвозмездности. Напротив, уплата сборов и пошлин Общей частью предусматривается в качестве одного из условий совершения в пользу их плательщиков государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая выдачу специальных разрешений (лицензий) или предоставление определенных прав.
Такое «встречное» осуществление в отношении плательщиков сборов и пошлин юридически значимых действий, так же, как и предостовление им соответствующих прав или документов, не является обязательным признаком этих платежей. Возможность возмездности для сборов и пошлин установлена лишь «как правило», что обусловливает наличие платежей, не предусматривающих получение их плательщиком взамен каких-либо благ. В максимальной степени данный принцип распространяется в отношении таможенных пошлин и таможенных сборов.
В целом необходимо отметить, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше признаков налога, сбора или пошлины автоматически делает отчисления или взносы неналоговыми платежами и выводит их из сферы действия Налогового кодекса и налогового законодательства в целом.
Как уточнение этого правила, в п. 3 статьи НК оговаривается неналоговый характер платежей, предусмотренных в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а также применяемых в виде штрафов или иных санкций.
Необходимость этого уточнения обусловлена наличием определенного количества платежей в бюджет, классифицируемых как текущие неналоговые доходы и обязательные платежи, имеющих сходное с налогами, сборами (пошлинами) содержание, но установленных в рамках иных, отличных от налоговых, отношений. Эти платежи являются предметом регулирования соответствующих отраслей законодательства Республики Беларусь (прежде всего бюджетного), которым непосредственно оговариваются обязательность уплаты и все условия их применения.
Что касается штрафов, то здесь прямая оговорка необходима из-за наличия в природе штрафных платежей признаков обязательности и индивидуальной безвозмездности. Плательщики в случае наличия предусмотренных законодательными актами оснований (то есть совершения определенных правонарушений) уплачивают штрафы в обязательном порядке и не получают взамен каких-либо благ. Происходит также и отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств в доход республиканского или местного бюджетов. Однако в отличие от налоговых платежей штрафы имеют своей главной целью не формирование доходов бюджета, а наказание лиц, виновных в противоправных действиях, ввиду чего должны в обязательном порядке выводится из сферы налогового законодательства.
Пункт 4 статьи НК является нормой, принципиально новой для налогового законодательства Республики Беларусь. Он устанавливает состав налоговых платежей, признаваемых косвенными налогами, и включает в их число налог на добавленную стоимость и акцизы.
И хотя такое определение является чисто условным, да и само понятие «косвенные и прямые налоги» больше относится к сфере налоговой теории, чем практики, наличие в законодательстве указания на косвенные налоги необходимо для более четкого применения отдельных международных соглашений, положения которых зависят от деления налогов на такие виды, например Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. (зарег. в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 14.01.2003, рег. № 3/557). Право уточнения предложенного перечня косвенных налогов данным пунктом предоставлено Президенту Республики Беларусь и действующим для Республики Беларусь нормам международных договоров, в первую очередь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте.
Пунктом 5 статьи НК указываются неотъемлемые элементы налогообложения, которые в акте налогового законодательства, устанавливающем каждый конкретный налог, должны быть непременно определены.
К таким обязательным элементам, составляющим содержание каждого налога, отнесены:
- плательщики. Определению этого термина посвящена ст. 13, а все его составляющие раскрываются последующими статьями гл. 2 Кодекса;
- объект налогообложения.
Содержание категории «объект налогообложения» регламентировано в гл. 3 Кодекса;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка (ставки). Правовое определение трех последних категорий устанавливается в ст. 41 и 42 Кодекса;
- порядок исчисления. Данному понятию посвящена ст. 44 Кодекса;
- порядок и сроки уплаты. Эти категории раскрываются в ст. 45 и 46 Кодекса.
Принципиально важным условием, следующим из содержания данного пункта, является требование безусловного определения перечисленных элементов налогообложения при установлении налогов. Нарушение этого правила не позволит считать налог законно установленным, а значит, и обязательным к уплате юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Согласно п. 6 статьи НК в приведенном выше правиле в отношении состава обязательных элементов налогообложения для сборов и пошлин сделано исключение.
При установлении таких платежей состав их плательщиков и элементы обложения будут определяться в каждом конкретном случае применительно к соответствующим сборам и пошлинам с учетом их вида и содержания.
Необходимость такого исключения продиктована специфичностью этих видов налоговых платежей, далеко не всегда позволяющей установить для них однозначное содержание всего круга элементов налогообложения, принятых для налогов. Например, в отношении регистрационных и лицензионных сборов, государственной пошлины проблематично эффективное определение категорий «налоговая база» и «налоговый период».
Пункт 7 статьи НК допускает введение при установлении налогов, сборов, пошлин определенных налоговых льгот и оснований для их использования плательщиками. Как видим, данная категория, правовому определению которой посвящена ст. 43 Кодекса, не является обязательной для применения в налоговом законодательстве. К тому же наличие разных налоговых льгот затрудняет реализацию закрепленного в Общей части (п. 3 ст. 2) принципа равенства при налогообложении и в целом снижает эффективность налоговой системы государства, уменьшая потенциальную базу налогообложения и вынуждая устанавливать более высокие налоговые ставки.
Если при регулировании отдельных отношений устанавливаются обязательные платежи, которые не являются налогами или сборами, но обладают для их плательщиков качествами налогов и сборов, то уровень гарантий прав плательщиков указанных платежей не может быть ниже уровня гарантий прав плательщиков налогов и сборов. Такие обязательные платежи должны устанавливаться только законом и с надлежащим определением всех элементов обязательств по их уплате. При этом должны соблюдаться принципы равенства обложения, недопустимости дискриминации, определенности и ясности обязательств, презумпция добросовестности плательщика и т.д. Так, взносы обязательного пенсионного страхования, не являясь налогами и сборами, между тем имеют для организаций фактически те же свойства, что и единый социальный налог. Поэтому права плательщиков указанных взносов должны гарантироваться в той же мере, что и права плательщиков налога. Таможенные платежи выведены действующим законодательством из системы налогов и сборов. Однако это не должно быть основанием для снижения требований к порядку установления таможенных платежей по сравнению с установлением налогов и сборов.
Кроме того, введение обязательных платежей, которые не являются налогами или сборами, но обладают для плательщиков их качествами, непременно должно иметь конституционное обоснование. Налоги и сборы устанавливаются в силу того, что Конституция РБ обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы . Никто не должен принуждаться к уплате в рамках административных отношений, основанных на власти и подчинении, каких-либо иных платежей, не являющихся налогами или сборами, если в Конституции РБ отсутствует обоснование обязанности такой уплаты.
Строгое соблюдение конституционных принципов, определяющих условия возложения на индивидов финансовых обязательств перед государством, справедливого распределения между членами общества материального бремени по содержанию органов публичной власти и выполнению их функций, должно стать важнейшим императивом законодателя. Это будет служить целью построения подлинно правового демократического государства.
Заключение
Обобщая, можно выделить следующие критерии, которые были использованы для отграничения неналоговых платежей от налогов и сборов:
1. Неналоговые платежи имеют определенную специфику, обусловленную их объектом (перевозкой именно тяжеловесных грузов, проведением именно технического осмотра транспортных средств).
2. Неналоговые платежи в отличие от налоговых не отвечают признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку именно их плательщики получают соответствующие блага (возможность использовать федеральные автомобильные дороги, право на вылов водных биологических ресурсов, подтверждение прохождения государственного технического осмотра транспортного средства).
3. Возникновение обязанности уплаты неналогового платежа основано на несвойственной налоговому платежу свободе выбора (перевозчик вправе, но не обязан осуществлять перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам; покупатель вправе, но не обязан заключать сделку купли-продажи прав на вылов водных биологических ресурсов).
4. Обязанность уплаты неналогового платежа обусловлена дополнительными затратами власти, возникающими в связи с получением плательщиком соответствующего блага (перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что требует его восстановления; работы по проверке технического состояния транспортных средств влекут соответствующие затраты). Такие дополнительные затраты власти должны возмещаться не за счет налогоплательщиков, а за счет лиц, получающих соответствующие блага.
5. Последствием неуплаты неналогового платежа является не принудительное изъятие соответствующих денежных средств в виде налоговой недоимки, а отказ в предоставлении соответствующего блага (отказ в выдаче разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, что влечет невозможность перевозки; отказ в предоставлении прав на вылов водных биологических ресурсов, что влечет невозможность вылова; отказ в выдаче талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, что влечет невозможность его эксплуатации).
Литература
1.Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 №166-3 «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)».
2. Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 №71-3 «Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)».
3. Конституция Республики Беларусь 1994 г. ( с изменениями и дополнениями )
4. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. М.:Экономистъ, 2004.
5. Налоги и налогообложение : учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск : Выш. шк., 2008. – 320 с.
2
Информация о работе Отграничение налога от иных обязательных платежей