Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:01, реферат
Финансовое обеспечение страны осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических странах с экономиками рыночного типа главным видом таких доходов служат налоги и сборы, поступающие в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Он предложил рассматривать три источника налога: ренту, прибыль и заработную плату.
Введение……………………………………………………………………….…3
Понятие и предмет налогового права…………………………………....4
Виды налогов………………………………………………………………6
Функции налогов………………………………………………………….11
Налоговые органы…………………………………………………….......12
Налоговый аудит………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….22
Литература……………………………………………………
2. Налог на прибыль корпораций. И объект, и источник — облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым.
3. Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки.
4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражении. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.
5. Поимущественный налог.
6. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения — имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога — текущий доход субъекта налогообложения. Налог является косвенным.
7. Налог на ценные бумаги.
В первом случае объектом налогообложения является стоимость ценных бумаг (доход от продажи акций). Источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки — это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником — текущий доход субъекта налогообложения. Такой налог является косвенным.
8. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.
9. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот. Источником могут служить как доходы потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным.
10. Налог на добавленную
стоимость. Объект налогообложения — добавленная
стоимость на каждой стадии производства
и реализации товаров (работ, услуг). Источником
могут быть как доходы потребителя, так
и доходы производителя в зависимости
от результатов перераспределения налогового
бремени. Налог является косвенным.
Виды налогов различаются также
в зависимости от характера налоговых
ставок. Напомним, что налоговой ставкой
называют процент или долю подлежащих
уплате средств, а еще точнее — размер
налога в расчете на единицу налогообложения
(на рубль дохода, на корову, на собаку,
на гектар земли и т.д.) В зависимости от
налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные,
прогрессивные и регрессивные.
Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка налога на прибыль составляет 24% прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог — пропорциональный. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества). Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.
При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12%-ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20%-ным налогом.
Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построенные по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, то есть по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом,общая (средняя) ставка получается как средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки. Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода), и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются.
Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения, то его называют адвалорным. В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации, именуемые еще республиканскими.
Количество уровней
управления и перечень налогов, взимаемых
на каждом уровне, в разных странах различны.
Это зависит от типа внутреннего административно-
Если в качестве классификационного признака налогов рассматривается, кто есть налогоплательщик, то есть субъект налогообложения, то различают налоги на юридических и физических лиц.
В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.п.)
В принципе следует отличать собственно налоги, представляющие непосредственно изъятия, не связанные с предоставляемыми налогоплательщику в настоящем или будущем ресурсами, благами, услугами, и налоговые платежи, сборы, отчисления, изымаемые в качестве компенсации за использование налогоплательщиком природных ресурсов, за предоставление ему благ и услуг в настоящем или будущем времени, а также целевые сборы на нужды тех же налогоплательщиков.
Способ взимания налога, срок и сумма платежа должны определяться государством таким образом, чтобы его удобно было платить, чтобы он был легок, а способ его начисления позволял каждому произвести расчеты самостоятельно, не прибегая к помощи тех, кто имеет специальное образование. Во всяком случае эти требования относятся к прямым налогам, связанным с размерами доходов плательщика.
В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги выступают в трех видах: «акцизы», «фискальные», «монопольные налоги», «таможенные пошлины».
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т. е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т. е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.
Различают следующие функции налогов:
а) Фискальная функция налогов
– реализуется главное
б) Контрольная функция. Появляется
возможность количественного
в) Распределительная функция
налогов обладает рядом свойств
(регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное),
характеризующих многогранность ее
роли в воспроизводственном
г) Экономическая функция
налогов состоит в воздействии
через налоги на общественное воспроизводство,
т.е. любые процессы в экономике
страны, а также социально-
Налоговые
органы Российской Федерации - единая система контроля за
соблюдением налогового законодательства
Российской Федерации, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет платежей
при пользовании недрами, установленных
законодательством Российской Федерации,
а также контроля за соблюдением валютного
законодательства Российской Федерации,
осуществляемого в пределах компетенции
налоговых органов.
Единая централизованная система
налоговых органов состоит из Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам
и его территориальных местных органов
управления.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются
Конституцией Российской Федерации, Налоговым
кодексом Российской Федерации и другими
федеральными законами. А также настоящим
Законом и иными законодательными актами
Российской Федерации, нормативными правовыми
актами Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации,
нормативными правовыми актами органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления,
принимаемыми в пределах их полномочий
по вопросам налогов и сборов.
Налоговые
органы решают поставленные перед
ними задачи во взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
Органы Министерства внутренних
дел Российской Федерации обязаны оказывать
практическую помощь работникам государственных
налоговых инспекций при исполнении ими
служебных обязанностей, обеспечивая
принятие предусмотренных Законом мер
по привлечению к ответственности лиц,
насильственным образом препятствующих
выполнению работниками налоговых инспекций
своих должностных функций.
Главными
задачами налоговых органов являются является контроль
за соблюдением налогового законодательства,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет государственных налогов и других
платежей, установленных законодательством
Российской Федерации, а также валютный
контроль, осуществляемый в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о валютном регулировании и валютном контроле.
Налоговые
органы вправе осуществлять следующее:
1) требовать от налогоплательщика
или налогового агента документы по формам,
установленным государственными органами
и органами местного самоуправления, служащие
основаниями для исчисления и уплаты (удержания
и перечисления) налогов, а также пояснения
и документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты
(удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые проверки
в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3) производить выемку документов
при проведении налоговых проверок у налогоплательщика
или налогового агента, свидетельствующих
о совершении налоговых правонарушений,
в случаях, когда есть достаточные основания
полагать, что эти документы будут уничтожены,
сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного
уведомления в налоговые органы налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых агентов
для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием
и перечислением) ими налогов либо в связи
с налоговой проверкой, а также в иных
случаях, связанных с исполнением ими
законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции
по счетам налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов в банках и
налагать арест на имущество налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов
в порядке, предусмотренном настоящим
Кодексом;
6) осматривать (обследовать) любые
используемые налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанные с содержанием
объектов налогообложения независимо
от места их нахождения производственные,
складские, торговые и иные помещения
и территории, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества.
Порядок проведения инвентаризации имущества
налогоплательщика при налоговой проверке
утверждается Министерством финансов
Российской Федерации и Министерством
Российской Федерации по налогам и сборам;
7) определять суммы налогов, подлежащие
внесению налогоплательщиками в бюджет
(внебюджетные фонды), расчетным путем
на основании имеющейся у них информации
о налогоплательщике, а также данных об
иных аналогичных налогоплательщиках
в случаях отказа налогоплательщика допустить
должностных лиц налогового органа к осмотру
(обследованию) производственных, складских,
торговых и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанных с содержанием
объектов налогообложения, непредставления
в течение более двух месяцев налоговому
органу необходимых для расчета налогов
документов, отсутствия учета доходов
и расходов, учета объектов налогообложения
или ведения учета с нарушением установленного
порядка, приведшего к невозможности исчислить
налоги;
8) требовать от налогоплательщиков,
налоговых агентов, их представителей
устранения выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах и контролировать выполнение
указанных требований;
9) взыскивать недоимки по налогам
и сборам, а также взыскивать пени в порядке,
установленном настоящим Кодексом;
10) контролировать соответствие
крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы,
подтверждающие исполнение платежных
поручений налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов и инкассовых
поручений (распоряжений) налоговых органов
о списании со счетов налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов
сумм налогов и пени;
12) привлекать для проведения
налогового контроля специалистов, экспертов
и переводчиков;
13) вызывать в качестве свидетелей
лиц, которым могут быть известны какие-либо
обстоятельства, имеющие значение для
проведения налогового контроля;
14) заявлять ходатайства об аннулировании
или о приостановлении действия выданных
юридическим и физическим лицам лицензий
на право осуществления определенных
видов деятельности;
15) создавать налоговые посты
в порядке, установленном настоящим Кодексом;
16) предъявлять в суды общей юрисдикции
или арбитражные суды иски.