Понятие и признаки юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:34, реферат

Описание

Юридические лица, в отличие от граждан, являются искусственно созданными субъектами права. Они существуют юридически - с момента внесения в государственный реестр записи о регистрации нового субъекта права и до момента внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Создание юридического лица как самостоятельного субъекта права преследует различные цели, которые в основном заключаются в объединении капиталов и профессиональном управлении имуществом юридического лица, а также в ограничении имущественной ответственности учредителей.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и признаки юридического лица.docx

— 43.52 Кб (Скачать документ)

 

Унитарные предприятия создаются  в случаях, предусмотренных в  п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях. Как правило, они создаются для  осуществления тех видов деятельности, которые призваны обеспечить публичные  интересы. Например, для осуществления  отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств; разработки и производства отдельных  видов продукции, обеспечивающей национальную безопасность РФ; производства отдельных  видов продукции, изъятой из оборота  или ограниченно оборотоспособной.

 

Унитарные предприятия создаются  на основании решения уполномоченного  государственного или муниципального органа и подлежат государственной  регистрации. Для государственной  регистрации унитарного предприятия  необходимо предоставить не только решение  о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, но также  сведения о составе и стоимости  имущества, закрепляемого за ним  на праве хозяйственного ведения  или на праве оперативного управления (п. 2 ст. 10 Закон об унитарных предприятиях). Учредительным документом является устав, который утверждается соответствующим  органом. Унитарные предприятия  наделяются специальной правоспособностью, поэтому в уставе в обязательном порядке должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности предприятия.

 

От имени унитарного предприятия  действует единоличный исполнительный орган - руководитель, который назначается  собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

 

Собственник принимает активное участие в управлении унитарным  предприятием (осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия, принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия и т.д.).

 

В зависимости от объема прав предприятия на закрепленное за ним имущество различаются унитарные  предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные  предприятия) и основанные на праве  оперативного управления (казенные предприятия). Содержание этих ограниченных вещных прав раскрывается в гл. 19 ГК РФ.

 

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. Собственник имущества  такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением  случаев, когда несостоятельность  предприятия вызвана исполнением  обязательных для него указаний собственника - при недостаточности имущества  предприятия собственник привлекается к субсидиарной ответственности. Минимальный  размер уставного фонда государственного предприятия составляет 5000 минимальных  размеров оплаты труда, муниципального - 1000 минимальных размеров оплаты труда на дату регистрации предприятия. Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть признано несостоятельным (банкротом).

 

Казенное предприятие  также отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако в случае его недостаточности  собственник имущества несет  субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Вследствие этого оно не может быть признано банкротом. В соответствии с Законом  в казенном предприятии уставный фонд не формируется.

 

Теперь рассмотрим основные виды некоммерческих организаций.

 

Некоммерческие организации - это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между их участниками.

 

Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК РФ, не является исчерпывающим. Это  объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как  ГК РФ, так и иными законами[5]. На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм, как действительно новых, так  и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга  лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того, чтобы  создать стройную систему юридических  лиц, необходимо установить исчерпывающий  перечень форм некоммерческих организаций  в одном законе – ГК РФ, так  же как и коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые  могут иметь только специальный  характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе.

 

Некоммерческие организации  могут создаваться в форме  общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных  и иных фондов, ассоциаций и союзов а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

 

Формы некоммерческих организаций:

 

1)  потребительский кооператив 

 

2)  община малочисленных  народов 

 

3)  общественные и религиозные  объединения 

 

4)  фонды 

 

5)    учреждение 

 

6)  объединение юридических  лиц (ассоциация или союз)

 

7)  государственная корпорация

 

8)  некоммерческие партнерства

 

9)  автономная некоммерческая  организация

 

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение  граждан и юридических лиц  на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения  его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК РФ).

 

Особенностями потребительского кооператива как некоммерческой организации являются: во-первых, цель деятельности - удовлетворение материальных и иных потребностей участников; во-вторых, распределение доходов, полученных потребительским кооперативом от разрешенной  предпринимательской деятельности, между его членами; в-третьих, участие  членов потребительского кооператива в покрытии понесенных им убытков. Члены кооператива обязаны в течение 3 месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

 

В зависимости от цели деятельности потребительские кооперативы подразделяются на виды (потребительские общества, жилищные, жилищно-строительные, жилищные накопительные, кредитные, садоводческие, огороднические и дачные потребительские  кооперативы  и др.).

 

 

Наряду с уставом, который  является основным учредительным документом, может заключаться учредительный  договор.

 

Учреждением признается организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера (ст. 120 ГК РФ). Имущество учреждения принадлежит ему на ограниченном вещном праве - праве оперативного управления, содержание которого определяется в  соответствии со ст. 296 ГК РФ.

 

В зависимости от того, кто  является учредителем, учреждения подразделяются на частные (созданные гражданином  или юридическим лицом), государственные  (созданные Российской Федерацией или субъектом РФ) или муниципальные (созданные муниципальным образованием). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным. Деятельность автономных учреждений регулируется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

 

Частное и бюджетное учреждения полностью или частично финансируются  собственником их имущества. Они  отвечают по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в их распоряжении. На другое имущество  взыскание не обращается. При недостаточности  денежных средств собственник имущества  частного или бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность  по обязательствам такого учреждения.

 

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением  недвижимого имущества и особо  ценного движимого имущества, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Если такое имущество приобретено автономным учреждением за счет доходов от предпринимательской деятельности, то оно может стать объектом взыскания.

 

Учредительным документом является устав, утвержденный собственником. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность, если это право предусмотрено  в его учредительных документах.

 

Фонд - это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная  гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или  иные общественно полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК РФ).

 

Фонд использует имущество  для целей, определенных в его  уставе. Фонд обязан ежегодно публиковать  отчеты об использовании своего имущества. В фонде создается попечительский совет (является органом фонда), который  осуществляет надзор за деятельностью  фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств  фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Особенности фонда состоят в  следующем:

 

1) устав фонда по общему  правилу не может быть изменен  органами фонда, если уставом  прямо не предусмотрена возможность  его изменения в таком порядке  (ст. 119 ГК РФ). Если в уставе  нет положения о его изменении  органами фонда, то внесение  в него изменений возможно  в судебном порядке по заявлению  органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, при наличии предусмотренных законом оснований;

 

2) фонд не может быть  ликвидирован в добровольном  порядке. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц при наличии оснований, предусмотренных в п. 2 ст. 119 ГК РФ (например, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом).

 

Объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы) - это некоммерческие организации, которые создаются  для координации деятельности юридических  лиц, занимающихся однородной деятельностью, представления и защиты их общих  интересов, осуществления совместных программ (ст. 121 ГК РФ). Допускается  создание объединений либо только коммерческих, либо только некоммерческих организаций.

 

Объединение юридических  лиц в ассоциации (союзы) следует  отличать от реорганизации юридических  лиц в форме слияния. В первом случае юридические лица выступают  учредителями (участниками) другого  юридического лица, они сохраняют  свою самостоятельность; тогда как  во втором случае в результате образования  нового юридического лица ранее существовавшие юридические лица прекращаются.

 

Учредительными документами  ассоциации (союза) являются учредительный  договор, подписанный ее членами, и  утвержденный ими устав. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность  по ее обязательствам в размере и  в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

 

Такая организационно-правовая форма некоммерческих организаций, как государственная корпорация, была введена путем внесения 8 июля 1999 г. дополнений в Закон о некоммерческих организациях.

 

Государственной корпорацией  признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления  социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).

 

Особенности государственной  корпорации заключаются в том, что  учредителем ее может быть только Российская Федерация. Для ее создания не требуется учредительных документов, она создается на основании специального федерального закона. Отличие государственной  корпорации от государственного учреждения заключается в том, что имущество  принадлежит ей на праве собственности и Российская Федерация не несет субсидиарной ответственности по ее обязательствам.

 

Особенностью является также  то, что отсутствует единый порядок  управления деятельностью государственных  корпораций, порядок их реорганизации  и ликвидации, а также использования  их имущества в случае ликвидации. Эти вопросы должны решаться в  законе относительно каждой конкретной государственной корпорации.

 

Автономной некоммерческой организацией (АНО) признается не имеющая  членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных  взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях). Причем учредители автономной некоммерческой организации могут  пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Наряду с уставом может быть заключен учредительный договор.

 

Общественными и религиозными объединениями признаются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ст. 117 ГК РФ). Религиозные объединения  образуются в целях совместного  исповедания и распространения  веры.

 

Общественные объединения  создаются по инициативе их учредителей - не менее 3 физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими  лицами могут входить юридические  лица - общественные объединения. Выделяются общественные объединения, основанные на членстве (общественные организации, политические партии) и не основанные на членстве (общественные движения, органы общественной самодеятельности).

Информация о работе Понятие и признаки юридического лица