Понятие и различие оффшора и свободной экономической зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является изучение таких понятий и явлений как свободные экономические зоны1 и оффшоры2, с проведением анализа по их отличиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
1. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ ……………... 5
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ …………………………………... 7
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ, ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИЕ ОТ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ……………………………………… 11
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………… 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………

Работа состоит из  1 файл

Налоговое право.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)
fy">      Самая известная в мире и  крупнейшая  в  США  «Силикон-Велли»  дает  20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего  в США  более  80  подобных  зон.  В  Японии  создано   около   двух   десятков технополисов на базе ведущих научных подразделений. В  КНР  зарегистрировано более 50 зон развития новой и высокой технологии.

      6. Экономические зоны комплексного, многоотраслевого назначения.

      Они обладают практически всеми  чертами  других  зон.  Например,  в  СЭЗ Шэньчжень (КНР) входят зоны свободной торговли и технопарк.

      7. Открытые районы.

      Они охватывают территории, где создается льготный  инвестиционный  режим для привлечения и   иностранного  капитала.  «Открытые  районы»,  получившие широкое развитие в КНР, включают в  себя  фактически  весь  приморский  пояс страны и распространяются  вглубь  нее.  В  этих  районах  размещаются  зоны технико-экономического    развития,    технопарки    экспортоориентированное производство. 

                                             
 
 
 
 
 

2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ, ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИЕ ОТ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ 

         Оффшорные зоны (ОЗ) или «налоговые  гавани»,  как   их  иногда  называют, стали организовываться в  70-е  гг.  ОЗ  привлекают  клиентов  благоприятным валютно-финансовым  режимом,  высоким  уровнем  банковской  и   коммерческой секретности,   лояльностью   государственного   регулирования.   Наибольшее распространение они получили  в  странах  Британского  содружества.  В  мире насчитывается  около  трех  десятков  устойчивых   и   комплексных   центров оффшорной  деятельности.  К  числу  стран,  где  уже   давно   функционируют оффшорные  компании,  относятся  Панама,  Норманнские   острова,   Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие  ОЗ  появились  в  Израиле  Мальте, Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо  вообще  не подлежат налогообложению (Ирландия,  Либерия),  либо  облагаются   небольшим паушальным налогом. В  Швейцарии  установлен  более  низкий  размер  налога, который может при определенных условиях изменяться.  Льготный   режим  в  ОЗ определяется  также  отсутствием  валютных  ограничений,  свободным  вывозом прибылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных  пошлин  и  сборов для  иностранного  инвестора,  экстерриториальностью  и   др.   Для   стран, организующих ОЗ, выгода состоит  в  привлечении  дополнительных  иностранных инвестиций,  увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест,  что, в целом, способствует развитию национальной экономики.

         Оффшорный бизнес концентрируется,  как правило  в  банковском,  страховом деле,  морском  судоходстве,   операциях   с   недвижимостью   в   трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.

        Деятельность ОЗ специалистами  оценивается  весьма  неоднозначно.  Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры  зачастую  являются  местом  отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.

      Многие  Российские предприниматели создают  оффшорные компании в названных  ОЗ, пряча доход в твердой валюте  на  оффшорных  счетах. Бороться  с  этим можно только путем  создания  льготного  режима  инвестирования  и  хранения валюты  в   России.   В   противном   случае,   в   условиях   либерализации внешнеэкономических связей валюта во все более  возрастающих  объемах  будет утекать за границу.

      К числу международных СЭЗ  возникновение  которых  характеризует  современный уровень  развития  международного  разделения   труда,   интернационализации производства, отнести специальную экономическую зону Тумаган. СЭЗ  «Тумаган» создана на стыке границ России, Китая,  КНДР.  Проект  рассчитан  на  25-30 лет. В  СЭЗ  построен  порт, будут построены многочисленные  промышленные  предприятия с использованием китайской  и  корейской  рабочей  силы.  Россия должна  будет  поставлять  сырье  для  переработки   на   эти   предприятия.

      Предприниматели,  организовавшие  производство  в  СЭЗ,  будут  пользоваться многими льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку  железной дороги через территорию Китая, государств Средней  Азии  и  Европу,  которая заметно сократить путь в Европу.

      Какие же требования предъявляются к размещению свободной экономической зоны.

      Исходя  из  задач,  поставленных  при  формировании  той  или   иной   зоны, предъявляются соответствующие требования  и  к  ее  размещению.  К  наиболее общим из них относятся:

      благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

      развитый  производственный потенциал, наличие  производственной и социальной инфраструктуры;

      существенный  по запасам и ценности природно-ресурсный  потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

      Поэтому территории, наиболее благоприятные  для размещения  СЭЗ,  имеют,  как правило, приграничное положение по отношению  к  зарубежным  странам,  (а  в России, в том числе, - и к бывшим союзным республикам), а также  располагают морскими   торговыми   портами   и    магистральной    транспортной    сетью (железнодорожной, автодорожной,  аэропортами),  сложившимися  промышленными, научными и  культурными  центрами,  районами  концентрации  наиболее  ценных природных ресурсов.

      В отдельных случаях создание СЭЗ  оказывается  целесообразным  и  в  районах нового  хозяйственного  освоения,  не  располагающих   изначально   развитой промышленностью,   производственной   и   социальной   инфраструктурой,   но позволяющих  решать  важные   долгосрочные   общегосударственные   программы (укрепление топливно-энергетической  и минерально-сырьевой  базы  страны  и др.).

      Важным  моментом с   точки  зрения   создания  свободных  экономических  зон является  роль   различных  государственных    и    муниципальных    органов управления. В  большинстве  стран,  как   развитых,  так   и  развивающихся, экономические  зоны  учреждаются  решением  центральных    правительственных органов,  министерствами планирования  или   финансов.   Эти  органы   имеют необходимый опыт в  сфере управления  крупными  проектами,  а  также  весьма компетентны в области внешнеэкономических связей. Однако имеется  достаточно много примеров, когда экономические зоны создаются  и  управляются  местными муниципальными властями.

      Среди    «классических»    свободных     экономических     зон,     наиболее распространенных  в настоящее  время, можно отметить следующие:

      - беспошлинные зоны,  расположенные  на  основных перекрестках  международных транспортных систем;

       - экспортные   промышленные   зоны,   ориентированные  главным   образом  на внешнюю торговлю;

      -  парки   технологического  развития,    которые   создаются   на    основе существующего  в принимающей  стране научно-технического потенциала,   но  с участием   иностранного   капитала   и   с   использованием   прогрессивного оборудования, ноу-хау, а также  зарубежного  управленческого,  коммерческого или маркетингового опыта;

      - зоны  страховых  и  банковских   услуг,  способствующие   укреплению  этой исключительно важной  сферы экономики;

      - импортно-промышленные  зоны  и   зоны   по   замещению   импорта,    которые призваны    обеспечить   принимающую  страну   современными   товарами,    а местные предприятия - передовой технологией.

      На   практике  в    «чистом   виде»    перечисленные   экономические    зоны встречаются   редко.  Обычно   для  каждой  из    них   присуще    сочетание характерных  тенденций указанных свободных экономических зон.  К   примеру, маловероятно,  чтобы  парки  технологического  развития не оказывали   таких ключевых  услуг, как  банковские операции, страхование или торговля.

      Подавляющее   большинство   предприятий   в   существующих  ныне   свободных экономических    зонах   -    это   предприятия    легкой    промышленности, нуждающиеся  в относительно  скромных  капиталовложениях.   Они   производят текстиль и  одежду, бытовую  электронику, спортивный инвентарь, изделия   из пластмассы,  мебель, продовольствие, напитки.

      Однако  учредители некоторых свободных  зон пошли  по  другому  пути  и  стали способствовать  развитию предприятий  тяжелой  промышленности.  Например,  в экспортно-промышленной  зоне  Тринидада  и  Тобаго  преобладает  переработка нефти  и  нефтехимическая  промышленность.  В  Грене  предприятия  свободной экономической  зоны  занимаются  переработкой  добываемых  там  бокситов   в глинозем и алюминий. В экономических зонах  Объединенных  Арабских  Эмиратов действует целый ряд химических, нефтехимических и автомобильных компаний.

      Создание  предприятий тяжелой  промышленности  в  свободных  зонах  указанных стран, конечно, связано с  их   природными   ресурсами,   В   Ганге   -  это бокситы, в  Тринидаде   и   Тобаго   -   нефть,   в   Объединенных  Арабских Эмиратах - нефть и природный  газ.  И   все   же-   следует   отметить,  что политика правительств указанных трех стран была направлена   не  столько  на развитие тяжелой  промышленности в   своих  экономических   зонах,   сколько на создание  экспортных промышленных  зон   на   основе   уже   существующих предприятий  тяжелой   промышленности.   Это,  прежде   всего,  относится  к первым двум странам.

      Что  касается   Объединенных   Арабских   Эмиратов,   то  здесь    произошла закономерная   эволюция:  появление предприятий,   связанных  с   добычей  и переработкой нефти и  газа  сопровождалось  созданием   предприятий  тяжелой промышленности  в  несмежных  отраслях,  в частности в машиностроении.

      Одна   из    характерных   черт     промышленного    развития большинства свободных  экономических  зон  заключается  в  том,   что  находящиеся   там компании,  как правило,  стремятся  к  минимальному  использованию   местных ресурсов.  Слабые   обратные   связи    этих   компаний    с   предприятиями принимающей   страны   объясняются   закрытым   характером     экономических зон,   профилем  действующих там  предприятий  и   относительно   неразвитым потенциалом   национальных   поставщиков.  И   в   этом    смысле   практика указанных выше  государств   является  исключением.

      В то же время многие  иностранные  компании,  действующие  в   развивающихся странах,   весьма   охотно   используют   местные   сырьевые    ресурсы    и полуфабрикаты, произведенные  на  их   основе  (сталь,   алюминий,  основные химикаты, резину, древесину и т. п.).  Некоторые из них   создали    крупную перерабатывающую   промышленность  на  основе  местного  сырья   -  хорошо развитые и организованные  предприятия,  которые  действуют   в  принимающих странах  в течение  многих десятилетий,  т. е. до создания первых  свободных экономических зон.

      Вот  почему  такие  компании  не  испытывают потребности   в   использовании возможностей   недавно    созданных   экономических    зон.   Кроме    того, сказывается   и   еще   один    фактор:    перерабатывающие     предприятия, использующие  местное сырье,   как  правило,   находятся  недалеко   от  его источников (будь  то шахта,  нефтяная скважина или  гидроэлектростанция),  в то  время   как  экспортно-промышленные     зоны     обычно      формируются вблизи крупных  населенных   пунктов  или    промышленных   центров.  Помимо того,   экономические   зоны    создаются    учредителями    для    быстрого решения   проблем  промышленного  развития  какой-либо  территории.   Отсюда примитивные   производственные   помещения,   похожие    на   времянки,   и незначительные  затраты  на  оборудование иностранных инвесторов.  Компании, занимающиеся     переработкой  сырьевых  ресурсов,  как  правило,   являются относительно крупными  и   действуют  на   основе  долгосрочных   договоров, планируя  свою  деятельность на  многие годы  вперед.  Этим  они  отличаются от   обычного     завода    по     сборке    электронных     изделий     или специализированной  компании  по  пошиву одежды  в  свободной  экономической зоне. Обычно  считается,  что  свободные  экономические  зоны   способствуют прямым  иностранным    инвестициям   относительно    крупных    и    имеющих хорошую   репутацию компаний.    Однако,    как    свидетельствует    мировой    опыт,    мощные транснациональные    корпорации   не    очень   нуждаются  в  привилегиях  и возможностях  свободных  зон.  Они   могут   успешно    функционировать    в обычных  условиях  практически  любой  страны.  И если  условия  какого-либо государства   слишком  неблагоприятны,   то  преимущества,    предлагаемые свободными   экономическими зонами,   вряд   ли   заставят   эти  корпорации изменить их стратегию международного развития.

Информация о работе Понятие и различие оффшора и свободной экономической зоны