Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 21:13, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение таких понятий и явлений как свободные экономические зоны1 и оффшоры2, с проведением анализа по их отличиям.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 3
1. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ ……………... 5
1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ …………………………………... 7
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ, ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИЕ ОТ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ……………………………………… 11
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………… 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………
Это одна из основных причин того, что в большинстве стран инвесторами в свободных зонах являются не крупные, хорошо известные транснациональные корпорации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз.
Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маврикий, намеренно привлекающих в свои экономические зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или мелкие фирмы промышленно развитых государств или стран, недавно вставших на путь индустриального развития, с пользой для дела дополняют деятельность крупных компаний.
Оффшорные зоны дают использующим их хозяйственным агентам следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.
По
налоговым льготам, в свою очередь,
возможны варианты. В оффшорных
зонах Ирландии, Либерии налоги не
взимаются. В Швейцарии взимаются,
но явно низкие. В оффшорных зонах
Лихтенштейна, Антильских островов
и Панамы в момент регистрации
фирм в качестве налога выплачивается
единая сумма (паушальный налог).
В таких зонах обычно также взимаются
ежегодные регистрационные взносы
компаний, сборы за предоставление
банковских и страховых лицензий,
лицензий на трастовую деятельность.
Можно также добавить, что если
в Ирландии, Швейцарии от оффшорных
компаний требуется лишь минимальный
бухгалтерский учет, то на Антильских
островах, в Либерии, Панаме, Лихтенштейне
отсутствует даже такое требование.
В Западном Самоа форма и порядок
бухгалтерского учета не регламентированы
и выбираются владельцем компании.
2.1. ОФФШОРНЫЕ
ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Активное включение России в международный оффшорный бизнес началось в начале 90-х гг. Либерализация внешнеэкономических связей, высокий уровень налогообложения, отсутствие действенного валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом, а также учреждению собственных оффшорных зон. В настоящее время, по оценке специалистов, Россия лидирует среди стран мира по количеству регистрируемых оффшорных компаний, из них около 60 тыс. - российские (за пределами России). Существуют в Российской Федерации и свои оффшорные зоны. К ним, с определёнными оговорками, можно отнести Республику Калмыкия и зону благоприятствования «Ингушетия».
Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для внешних инвесторов был введён в 1994 г., когда в республике была снижена региональная ставка налога на прибыль до 5%. Принятый в 1995 г. Народным хуралом Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков», составлен в классических традициях оффшорных зон. Согласно новому закону, компании, не использующие сырьевые и природные ресурсы Калмыкии, освобождаются от уплаты:
- налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Калмыкии и местные бюджеты;
- сбора на нужды образовательных учреждений;
- налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;
- налога на владельцев транспортных средств;
- налога на приобретение транспортных средств.
Компании,
желающие получить право на льготы,
должны платить ежегодно регистрационный
сбор в размере 500 минимальных размеров
оплаты труда равномерными частями
ежеквартально.
В Калмыкии сняты запреты на использование оффшорными компаниями финансовых ресурсов республики. Обязательное условие для такой оффшорной компании - необходимость иметь в составе директоров хотя бы одного постоянного жителя Калмыкии или одну калмыцкую компанию.
Зона экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия» образована в 1994г. постановлением Правительства РФ №740 от 19 июля 1994 г., в котором предусмотрены следующие основные принципы функционирования зоны:
- денежный резерв для снижения региональных налогов создаётся за счёт бюджетной ссуды в этом размере;
- местным властям предоставлено право самостоятельно определить порядок регистрации предприятий и уполномоченные банки на их расчётно-кассовое обслуживание.
Льготами по региональным налогам могут пользоваться не только нерезиденты, но и местные предприятия.
Важная
особенность ЗЭБ «Ингушетия»
в том, что федеральная бюджетная
ссуда предоставляется
Число
российских фирм, регистрируемых в
этой оффшорной зоне, быстро увеличивается:
на начало 1996 г. их было 1018, в 1998 г. - уже
более 50005.
Несмотря на впечатляющий рост компаний, зарегистрированных в зоне, её деятельность вызывает серьёзные нарекания у Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, которые считают, что оффшорная зона в Калмыкии зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и сферой деятельности теневого бизнеса.
Таким образом, проблемы создания и функционирования оффшорных зон, безусловно, актуальны и для современной России. Это выразилось в деятельности таких зон, как Калмыкия и Ингушетия. Россия продолжает нести потери в результате нелегального бегства капитала за границу и недобора налоговых и экспортных поступлений по оффшорным операциям на российском рынке и за рубежом. От других юрисдикций Россию отличает низкая эффективность защитных антиоффшорных мер. В этом смысле Россия по-прежнему остаётся пассивным объектом мирового оффшорного бизнеса.
Чтобы
стать активным субъектом оффшорного
бизнеса, Россия должна обеспечить активное
сальдо оффшорных операций, а для этого
ей необходимо, с одной стороны, снижать
свои потери от операций космополитического
капитала на российском рынке с тем, чтобы
остановить бегство капитала за границу,
и, с другой стороны, привлекать космополитический
капитал российского и нероссийского
происхождения в оффшорные центры на своей
собственной территории, а также вернуть
хотя бы часть летучего российского капитала
домой. Всех проблем платёжного баланса
и доходной части государственного бюджета
России открытие российских оффшорных
центров не решит, однако в случае успешной
работы они способны компенсировать часть
потерь России.
Таким образом, рассмотрение мирового и отечественного опыта создания свободных экономических зон позволяет заключить следующее.
Проанализировав данные мировой практики можно сделать вывод, что создание СЭЗ - весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. В основном, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают развитой транспортной, производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не обладающих указанными преимуществами, но располагающих высокой концентрацией ценных природных ресурсов, позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные задачи.
Вопрос
о свободных экономических зонах
в России до сих пор решался
недостаточно последовательно, при отсутствии
конструктивной концептуальной основы
и достаточной правовой базы. Основной
чертой этого процесса была его жесткая
политизированность в ущерб экономической
сути. Но в последние годы намечается
стабилизация и установление последовательности
в становлении и развитии свободных
экономических зон в РФ, расширение законодательной
базы, которая позволит чётко
функционировать и свободно
осуществлять свою деятельность
на территории России. В целом
же, необходимо продолжать намеченные
реформы в такой перспективной
области, как свободные экономические
зоны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Понятие и различие оффшора и свободной экономической зоны