Понятие и виды источников коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:42, контрольная работа

Описание

Наука «Коммерческое право» – это наиболее глубокое теоретическое знание об отрасли «Коммерческое право», полученное научными методами. Наука коммерческого права изучает саму отрасль права, ее закономерности, принципы, становление, развитие.


Сегодня, по мере того как в России развивается товарный рынок, существует необходимость постепенного обособления коммерческого права. Коммерческое право постепенно из подотрасли гражданского права становится самостоятельной отраслью права. Одним из существенных условий отнесениястраны к государству с развитой рыночной экономикой является наличие коммерческого права как самостоятельной отрасли, которая существует наряду с гражданским правом.

Содержание

Введение


1.Развитие коммерческого права в России.
2. Источники коммерческого права.

2.1 Понятие и виды источников коммерческого права.

2.2 Понятие и источники международного коммерческого права.


Заключение


Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Частное образовательное учреждение КОМ ПРАВО.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Частное образовательное учреждение

высшего профессионально обучения

НЕВСКИЙ ИНСТИТУТ

  УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА

_____________________________________________________________________________ 

ФАКУЛЬТЕТ: Коммерция 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 
 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: Коммерческое право 

Тема: "Понятие и виды источников коммерческого права" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:.

Группа: К-06311

Преподаватель: Е.В. Алексеева  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт –  Петербург

2009 год

 

Содержание: 

Введение 

  1. Развитие  коммерческого права в России.

    2.  Источники коммерческого права.

    2.1 Понятие и виды источников коммерческого права.

    2.2 Понятие и источники международного коммерческого права. 

Заключение 

Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Коммерческое  право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право принято считать подотраслью гражданского права. Гражданское и коммерческое право регулируют сходные между собой отношения. Коммерческое право регулирует товарный оборот, который является частью имущественного оборота. 

Коммерческое  право – совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного борота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями. Коммерческое право представляет собой комплекс норм частного права. Оно регулирует отношения между предпринимателями или с их участием в процессе осуществления последними предпринимательской деятельности. 

Следует различать  науку «Коммерческое право» и  учебную дисциплину «Коммерческое право». Учебная дисциплина – это краткий свод основных положений науки «Коммерческое право». Учебная дисциплина «Коммерческое право» служит для ознакомления с данной отраслью права студентов, специалистов, которые получают первоначальное знание о науке и самой отрасли. 

Наука «Коммерческое  право» – это наиболее глубокое теоретическое знание об отрасли  «Коммерческое право», полученное научными методами. Наука коммерческого права  изучает саму отрасль права, ее закономерности, принципы, становление, развитие. 

Сегодня, по мере того как в России развивается  товарный рынок, существует необходимость  постепенного обособления коммерческого  права. Коммерческое право постепенно из подотрасли гражданского права становится самостоятельной отраслью права. Одним  из существенных условий отнесениястраны к государству с развитой рыночной экономикой является наличие коммерческого права как самостоятельной отрасли, которая существует наряду с гражданским правом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  коммерческого права  в России
 

    Становление и развитие коммерческого права в России проходило по основным этапам, связанным с историческим развитием Российского государства: 

    1) дореволюционный  этап; 

    2) советский  этап; 

    3) постсоветский  (современный) этап. 

    До 1917 г. в России торговые отношения регулировались различными законодательными актами гражданского права, и никогда не было самостоятельного торгового кодекса. 

    В дореволюционном  этапе развития коммерческого права  выделяются два основных периода. 

    1. Зарождение  российского торгового права  пришлось на середину XVII в. В это время были приняты: 

    1) Соборное  Уложение 1649 г.; 

    2) Торговый  Устав 1653 г.; 

    3) Новоторговый  Устав 1667 г. 

    Особая глава  Уложения 1649 г. была посвящена городам. Частновладельческие «белые» слободы  в городах передавались из рук феодалов «на государево имя». Посадские люди получили право монопольной торговли в городах, постоянная (в лавках) крестьянская торговля в городах была запрещена. Торговый устав 1653 г. установил единую пошлину с продаж. В 1667 г. Новоторговый устав упорядочил вопросы внешней торговли. По этому Уставу иностранным купцам запретили розничную торговлю на русских рынках, чего для обеспечения экономической независимости страны было мало. Нужно было активно вести внешнюю торговлю, а для этого требовалось овладеть выходом на морское побережье. 

    2. Зарождение  российского капиталистического  торгового права пришлось на  конец XIX – начало ХХ вв. В  1887 г. был принят Торговый устав,  а в 1903 г., когда появилась необходимость  упорядочить торговую деятельность  различных обществ, он был переработан. В 1903 г. был принят Устав торгового судопроизводства, который определил порядок создания и деятельности коммерческих судов, которые решали все споры, связанные с торговым оборотом. 

    Особенностью  советского этапа с 1917 по 1991 гг. стало то, что советское государство отказалось от коммерческого права в его общемировом понимании. В советский период, когда экономика являлась полностью государственной, появилась идея создания такого коммерческого права, которое бы сочетало в себе административно-правовые и имущественно-стоимостные элементы. Сам рынок в Советском Союзе был заменен плановой системой хозяйствования, следовательно, коммерческое (торговое) право стало неактуально и не развивалось. 

    В современной  России с 1991 г. торговое (коммерческое) право стало заново развиваться. Становление коммерческого права в России происходит по мере становления и развития товарного рынка. Инфраструктура товарного рынка пока еще развита недостаточно, а это, в свою очередь, мешает развитию коммерческого права. В результате всего этого развитие коммерческого права в России идет очень медленным темпом. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.  Источники коммерческого  права 

Под источниками  права понимают формы выражения  норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.

Нормы предпринимательского права содержатся в Конституции  РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном  суде; в федеральных законах, например. Гражданском кодексе РФ.

Возникает вопрос о разграничении гражданского и  предпринимательского законодательства. Не поднимая дискуссии о месте  предпринимательского права в системе  права, отметим, что в связи с  принятием нового Гражданского кодекса  РФ 1994 г. предпринята попытка регулировать предпринимательские отношения путем включения их в предмет гражданского права, отсюда по мнению авторов нового кодекса (С.С.Алексеев, Е.А.Суханов, В.Ф.Яковлев и др.) предмет хозяйственного (предпринимательского) права вошел в предмет гражданского права.

Круг отношений, не урегулированных Гражданским  кодексом, отражен в приведенном  разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т.е. предприниматель - орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.

Таким образом, одновременный подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т.е. разработка хозяйственного кодекса.

Рассматривая  источники предпринимательского права, нельзя обойти и еще одну проблему, а именно, об экономической роли государства. Сторонники одномерного подхода (либо гражданско-правового, либо административно-правового) регулирования хозяйственных отношений, исходя из экономической теории монетаризма и в юридической науке проводится мысль об ограничении государственного регулирования экономики (т.е. идея саморегулирования рынка). Современная научная концепция предпринимательского права в данном вопросе должна занимать следующую позицию:

1. Хозяйственные  (предпринимательские) отношения, как часть имущественных отношений, имеют качественное отличие (например: отношения в договорах купли-продажи велосипеда гражданином и в договоре поставки продукции производственно-технического назначения) и должны быть урегулированы специальным законодательством - хозяйственным кодексом, как в зарубежных странах.

2. Монетаристский  взгляд на государство, как  на пассивный элемент регулирования  хозяйственных отношений, наносит  ущерб экономической безопасности  страны. Роль государства не может  быть сведена к созерцанию хозяйственной деятельности (регистрация, выдача лицензий и т.д.). Нужна активная защита интересов общества и граждан, но эта деятельность должна быть закреплена законом, хозяйственным кодексом.

3. Государство  должно установить правило хозяйствования субъектов, т.е. те требования, которые предъявляются к хозяйствующим субъектам. Сейчас эти требования (экологические, налоговые, бухгалтерско-отчетные, по стандартизации и т.д.) содержатся в сотнях нормативных актах. Все это должно войти в хозяйственный кодекс.

4. Система публичного  законодательства (уголовное, административное  и т.д.), устанавливающая ответственность  за нарушение правил хозяйствования  с целью защиты интересов общества  и граждан. 

2. Коллизии старого  и нового законодательства в  сфере коммерческого права и их характеристика.  

Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и  руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно  найти правовую опору для ограничения  произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.

Анализ предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп источников, часто  вступающих в коллизию друг с другом:

1) Законы, принятые  в бывшем СССР; например: Основы  законодательств об арендных отношениях в СССР и союзных республиках.

2) Законодательство  РСФСР, принятое в перестроечный  период; например: Закон «Об инвестиционной  деятельности в РСФСР».

3) Законы и  подзаконные акты, принятые после  12 июня 1992 г., с последующими изменениями  и дополнениями; например: Закон Российской Федерации «О стандартизации», «Об охране окружающей Среды».

Весь этот нормативный  массив законодательства принимался в  разное время. Более того, при различных  политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.

Советское и  современное Российское хозяйственное  законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы  и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы. 
 
 

2.1 Понятие и виды источников коммерческого права. 

Понятие источников коммерческого (торгового) права логически связано с понятием источника права вообще. Под источником права в юридической науке принято понимать «объективированный в документальном виде акт правотворчества, являющийся юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования»1.

Каждая отрасль  права имеет определенный предмет  правового регулирования. В этой связи относительно предмета группируется

соответствующая совокупность норм права, которые призваны регулировать отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права.

Предмет коммерческого  права, как уже было ранее замечено, составляют отношения, складывающиеся в сфере торговли. Следовательно, источниками коммерческого (торгового) права является совокупность актов правотворчества, содержащих нормы, регулирующие отношения в области торговой деятельности.

Информация о работе Понятие и виды источников коммерческого права