Понятие и виды источников коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:42, контрольная работа

Описание

Наука «Коммерческое право» – это наиболее глубокое теоретическое знание об отрасли «Коммерческое право», полученное научными методами. Наука коммерческого права изучает саму отрасль права, ее закономерности, принципы, становление, развитие.


Сегодня, по мере того как в России развивается товарный рынок, существует необходимость постепенного обособления коммерческого права. Коммерческое право постепенно из подотрасли гражданского права становится самостоятельной отраслью права. Одним из существенных условий отнесениястраны к государству с развитой рыночной экономикой является наличие коммерческого права как самостоятельной отрасли, которая существует наряду с гражданским правом.

Содержание

Введение


1.Развитие коммерческого права в России.
2. Источники коммерческого права.

2.1 Понятие и виды источников коммерческого права.

2.2 Понятие и источники международного коммерческого права.


Заключение


Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Частное образовательное учреждение КОМ ПРАВО.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

Нормы коммерческого  права содержатся в нормативных  актах

общего и специального характера. Логически источники можно разделить на общие и специальные. К общим источникам можно отнести Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы о коммерческих организациях, указы Президента РФ, содержащие отдельные нормы, регулирующие отношения торговли прямо или косвенно.

Так, статья 8 Конституции  РФ устанавливает норму-принцип общего характера о свободе экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств; обеспечивает поддержку конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности; признает и защищает все формы собственности.

Статья 34 Конституции  РФ устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе и торговой.

Статья 46 дает право  каждому на обращение в суд для восстановления нарушенного права и т.д.

Эти нормы носят  общий характер.

К общим нормативным  актам относится и Гражданский  кодекс, который содержит систему норм, регулирующих отношения торговли.

Специальные источники  коммерческого права основываются на источниках общего характера. Например, Конституция РФ является источником, в соответствии с которым формируются источники всех отраслей права, в том числе и коммерческого.

На основе Конституции  РФ может быть принят Торговый Кодекс. Он будет выступать в качестве специального источника коммерческого права, как это принято считать в ряде государств имеющих дуализм частного права.

Специальными  источниками коммерческого права  на первом этапе были отдельные указы Президента РФ. К ним можно отнести следующие: «О свободе торговли» т 29 января 1992 г. № 65;

«О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР« от 25 ноября 1991 г. и другие (приложения № 1, № 2).

Отличие специального источника от источника общего характера состоит в том, что специальный источник содержит в основном нормы, например, касающиеся только торговой деятельности. В свою очередь источник права общего характера устанавливает лишь нормы-принципы, касающиеся того или иного направления деятельности.

Источниками коммерческого права являются также международные нормативные акты, к которым присоединилась Российская Федерация.

Такие нормативные акты имеют приоритет перед национальным законодательством. К их видам можно отнести международные конвенции; международные договоры; внешнеэкономические договоры и т.д.

   Международные акты подразделяются также на акты общего и специального характера.

   К источникам коммерческого права относится обычай делового оборота, международные торговые обычаи, пришедшие из средне-вековой Европы и т.д.

Обычаи применяются  сторонами при заключении договоров оптовой купли-продажи, а также судами при рассмотрении споров.

При этом суды применяют  обычаи даже в том случае, если стороны не указали в договоре на применение такого обычая, но он был признан судом как источник регулирования определенного вида отношений по торговой сделке. Данный порядок предусмотрен Венской Конвенцией «О международных договорах купли-продажи». Такая практика существует во многих правовых системах2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 1.

О СВОБОДЕ  ТОРГОВЛИ

Указ  Президента Российской Федерации

от 29.01.92 г. №65

В целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции,

преодоления монополизма  в сфере розничной торговли и  создания условий для

быстрого развития торговой и посреднической сети в  условиях либерализации

цен постановляю:

1. Предоставить  предприятиям независимо от форм  собственности, а также

гражданам право  осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность (в том числе за наличный расчет) без специальных разрешений, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и другими

товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.

2. Установить, что  товары, ввозимые гражданами на территорию Российской

Федерации или  пересылаемые в их адрес, таможенными пошлинами не облагаются.

3. Установить, что  трудовым коллективам предприятий,  получивших права

юридического  лица в соответствии с Указом Президента РСФСР от 25 ноября

1991 г. № 232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в

РСФСР», а также  гражданам продажа имущества государственных и муниципальных предприятий торговли и общественного питания, переданного им на основании договоров аренды с правом последующего выкупа, заключенных до 17 июля

1991 г., производится  в срок не позднее 14 дней  с момента подачи заявки.

Государственному  комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом определить до 10 февраля 1992 г. порядок выкупа указанного имущества.

4. Установить, что  предприятия и граждане осуществляют  торговлю (в том

числе с рук, лотков и автомашин) в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к

зданиям государственных  органов власти и управления. Предприятия и граждане, осуществляющие торговлю, несут ответственность за качество реализуемых

товаров в соответствии с действующим законодательством.

5. Местным органам  власти и управления:

содействовать свободной торговле предприятий и граждан, обратив особое

внимание на оборудование место торговли, поддержание в них общественного порядка и соблюдение санитарных норм и правил;

принять меры к  организации оптовых рынков в  городах и районных центрах.

В этих целях  до 15 февраля 1992 г. определить территории для их размещения,

приспособленные для состояния грузового транспорта, обеспеченные охраной и подъездными путями;

обеспечить свободное  перемещение товаров на территории Российской Федерации, предусмотренное Указом Президента РСФСР от 12 декабря 1991 г. №269 «О едином экономическом пространстве РСФСР«, запретить задержание и изъятие любых грузов, перевозимых транспортными и иными средствами, а так же истребование каких-либо документов на эти грузы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

6. Правительству  Российской Федерации в трехдневный  срок подготовить для внесения в Верховный Совет Российской Федерации предложения по введению прогрессивного налогообложения прибыли предприятий оптовой и розничной торговли, превышающей 50 процентов уровня рентабельности.

7. Правительству  Российской Федерации привести  ранее принятые решения

в соответствие с настоящим Указом.

8. Контроль за  исполнением настоящего Указа возложить на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

9. Настоящий  Указ вступает в силу с момента  его подписания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение № 2. 

О КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ В РСФСР

Указ

Президента  Российской Советской  Федеративной

Социалистической  Республики от 25.11.91 г. № 232

В целях создания условий для развития конкуренции  в сфере торговли, общественного  питания и улучшения обеспечения  населения товарами народного потребления и услугами постановляю:

1. Органам исполнительной  власти республик в составе  РСФСР, краев, областей, автономной  области, автономных округов,  районов, городов и районов  в городах:

реорганизовать  до 1 января 1992 г. государственные (муниципальные) пред-

приятия и организации  розничной торговли и общественного  питания независимо от ведомственной  принадлежности путем выделения  из их состава в установленном  порядке структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети,

общедоступных столовых, кафе, ресторанов и других) и предоставления указанным структурным единицам прав юридического лица;

создавать указанные  предприятия, не изменяя форм собственности, сохра-

няя профиль  их деятельности и обеспечивая выполнение всех ранее заключенных хозяйственных договоров;

обеспечить своевременную  регистрацию этих предприятий, оказывая им не-

обходимую помощь в процедуре оформления соответствующих  документов.

2. Установить, что  комитеты по управлению имуществом  республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения) являются правопреемниками упраздняемых в результате реорганизации государственных (муниципальных) предприятий и организаций розничной торговли и общественного питания.

3. Определить, что  при переоформлении заключенных  договоров аренды в

связи с реорганизацией государственных (муниципальных) предприятий  и организаций розничной торговли и общественного питания пересмотр  условий этих договоров не допускается, в том числе и в части переоценки выкупаемого имущества.

4. Принять к  сведению, что Центральным банком  РСФСР будет обеспечено

своевременное открытие расчетных и иных счетов предприятиям, создаваемым в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа.

5. Правительству РСФСР:

рассмотреть до 1 января 1992 г. вопрос о порядке налогообложения  государственных (муниципальных) предприятий  розничной торговли и общественного питания в условиях проводимой реорганизации и при необходимости внести соответствующие предложения Президенту РСФСР;

обеспечить в  двухнедельный срок разработку и  утверждение типового устава

государственного (муниципального) предприятия розничной  торговли, общественного питания, а  также методических рекомендаций по реорганизации государственных (муниципальных) предприятий и организаций розничной торговли и

общественного питания.

6. Контрольному  управлению Администрации Президента  РСФСР осуществить в 1 квартале 1992 г. проверку исполнения настоящего  Указа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В области коммерческого  права можно привести примеры следующих  федеральных законов: 

1) Закон РФ  «О защите прав потребителей».  Он гарантирует основные права  потребителей товаров и способы  защиты этих прав; регулирует  отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров и т. д.; 

2) Федеральный  закон «О защите конкуренции». Им определяются организационные  и правовые основы защиты конкуренции. 

3) Федеральный  закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ  «О техническом регулировании»; 

4) Закон РФ  от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О  товарных биржах и биржевой  торговле»; 

Информация о работе Понятие и виды источников коммерческого права