Правовое регулирование выездной и камеральной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - наиболее полно рассмотреть и раскрыть правовые основы и особенности проведения налогового контроля. Данная цель достигается посредством следующих задач:
раскрыть понятие и значение налогового контроля;
раскрыть формы и виды налогового контроля;
раскрыть понятие налоговых проверок и наиболее подробно рассмотреть такие виды налоговых проверок, как камеральные и выездные.

Содержание

Введение…………………………………………………………….......
Налоговый контроль как вид налоговой деятельности и как институт налогового права…………………………………….
Правовое регулирование налоговых проверок………………………………………………………….
Организация проведения налоговых проверок в соответствии с действующим законодательством…………………………….
Механизм разрешения споров между налоговым органом, осуществляющим проверку и налогоплательщиком………….
Заключение……………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………….
3
5
19
23
34
41
43
Содержание:

Работа состоит из  1 файл

курсафч.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

     В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т. д.). Налоговый контроль над частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно представления какой-либо финансовой документации.

     Эффективность налогового контроля во многом зависит  от качества организации бухгалтерского и налогового учета [15, с. 322].

     К принципам налогового контроля относят законность; превентивность; всеобщность, полноту и единство налогового контроля; планомерность (регулярность, систематичность); объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защиты прав и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимость причинения неправомерного вреда; документальную фиксацию результатов налогового контроля и др.

      

    1. Формы, виды и методы налогового контроля
 

     Налоговый контроль реализуется посредством  процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

     Форма налогового контроля - это способ конкретного  выражения и организации контрольных  действий. Под формой можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий [15, с. 303].

     Основными формами налогового контроля являются:

  1. налоговые проверки;
  2. получение объяснений фискально - обязанных лиц;
  3. проверки данных учета и отчетности;
  4. осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  5. контроль за расходами физических лиц и др.

     В процессе осуществления указанных  форм налогового контроля, в частности, производится:

    1. проверка исполнения налогоплательщиками требований законодательства о постановке на налоговый учет и иных связанных с учетом обязанностей;
    2. проверка исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;
    3. проверка соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
    4. проверка соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
    5. проверка правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
    6. предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
    7. выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности [16, с. 194-195].

     Контроль  за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных Налоговым  Кодексом РФ.

     Формы налогового контроля имеют большое  значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

     Наличие у налогового контроля разнообразных  целей и задач обусловливает  и дифференцированные подходы к  их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит и от других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

     Налоговый контроль классифицируется по различным  основаниям на несколько групп.

     По  времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий  и последующий.

     Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного  периода по конкретному виду налога либо до предоставления налогоплательщику налоговых льгот, изменения сроков уплаты налогов и т. д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.

     Важное  значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий  налоговых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих налогообложение  хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация контрольными органами своих функций играет важную роль в предупреждении правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины [15, с. 304].

     Внешне  результаты предварительного налогового контроля могут быть оформлены в  виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, налоговых кредитов, отсрочки или рассрочки уплаты налогов и т. д.

     Текущий налоговый контроль проводится во время  отчетного налогового периода. Особенностью этого вида контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Поэтому текущий налоговый контроль иначе называют оперативным. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

     Последующий налоговый контроль проводится после  завершения отчетного периода путем  анализа и ревизии бухгалтерской  и финансовой документации.

     Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально-обязанных лиц. Основным критерием последующего налогового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всех сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта.

     В ходе осуществления налогового контроля по окончании отчетного налогового периода определяется состояние  финансовой дисциплины, выявляются налоговые  правонарушения и в конечном итоге закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий налоговый контроль отличается углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанного лица за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего контроля [15, с. 305].

     Налоговый контроль одновременно выступает разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой сфере, поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль: а) налоговых органов; б) таможенных органов; в) органов государственных внебюджетных фондов.

     В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль: а) выездной (фактический) - в месте расположения налогоплательщика; б) камеральный (документальный)- по месту нахождения налогового органа [15 с. 306].

     В зависимости от того, является ли налоговый  контроль документальным (камеральным) или фактическим (выездным), методы его могут существенно различаться. В частности, применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие основные методы осуществления налогового контроля:

  1. формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
  2. юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
  3. встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;
  4. экономический анализ [14, с.14-15].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 

2.1. Понятие и виды  налоговых проверок, осуществляемых налоговыми  органами 

     Налоговая проверка является основной формой налогового контроля. Налоговую проверку можно  определить как совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, налоговых санкций [12, с. 275].

     НК  РФ устанавливает, что налоговой  проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно  предшествовавшие году проведения проверки. Таким образом, устанавливаются  давностные ограничения при определении периода деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен налоговой проверкой. При этом не запрещается проводить проверки налоговых периодов текущего календарного года. Суды связывают отсчет трехлетнего срока с годом начала проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении или же с годом окончания проверки. При этом началом проведения проверки является момент вручения налогоплательщику решения на проведение выездной налоговой проверки.

     Рассмотрим  такой пример: решение о проведении проверки принято налоговой инспекцией в 2008 году, а фактически проверка началась в 2009 году - проверке могут быть подвергнуты 2006, 2007 и 2008 годы деятельности налогоплательщика, независимо от того, что решение о проведении проверки было принято в 2008 году. Трехлетний срок для проведения налоговых проверок выбран не случайно; он корреспондирует трехлетнему сроку давности привлечения к налоговой ответственности. С трехлетним сроком налоговой проверки связана и установленная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков обеспечивать сохранность данных налогового и бухгалтерского учета в течение последних четырех лет деятельности (текущий год плюс три предыдущие календарные года).

     По  месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время как выездная - по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории. Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвести контрольные мероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выездную налоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамках камеральной проверки недопустимо [12, с. 276].

     Особо следует сказать о существовании  встречных и контрольных налоговых проверок. При первой контрольные мероприятия проводятся сразу в отношении двух и более организаций, имеющих договорные отношения (контрагентов). Вторые осуществляются в целях контроля за деятельностью подчиненных налоговых органов вышестоящими должностными лицами. Так, повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи [17, с. 181].

Информация о работе Правовое регулирование выездной и камеральной налоговой проверки