Акт
налоговой проверки вручается налогоплательщику
под расписку или передается иным
способом. В случае направления акта
по почте заказным письмом датой
его вручения считается шестой день,
начиная с даты отправки.
2.2.
Правовые основы
налоговых проверок
Теперь
необходимо указать, какими основными
нормативно-правовыми актами регулируется
работа налоговых органов. Некоторые из
них:
- Конституция
РФ. Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый
обязан платить законно установленные
налоги и сборы. Законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не
имеют». Содержащие в Конституции РФ нормы,
регулирующие налоговые отношения, имеют
высшую юридическую силу, прямое действие
и применяются на всей территории РФ. В
частности, определяются субъекты налогообложения
и их гарантии, компетенция органов власти
РФ в сфере налогового регулирования и
законотворчества.
- Законодательство
о налогах и сборах:
Федеральное:
НК РФ, иные федеральные законы;
Региональное;
Местное;
Федеральные
законы о налогах были приняты
одновременно с принятием Закона
«Об основах налоговой системы».
Они детализировали положения, закрепленные
в последнем. В частности, к таким
законам относятся Закон «О налоге
на налоге на прибыль с предприятий», «Об
акцизах», и т. д. Таким образом, к каждому
налогу принят соответствующий закон.
Данная категория нормативных актов постоянно
меняется в зависимости от изменения налоговой
политики государства.
В
иерархии нормативно-правовых источников
после законов следуют подзаконные акты
по вопросам налогообложения и организации
работы налоговой инспекции.
- Общероссийское
законодательство.
Важнейшим
из законов, регулирующих деятельность
налоговых инспекций, является Закон
РФ «О налоговых органах Российской Федерации»
от 27.07.2006 г.
Закон
определяет задачи и структуру налоговых
органов, права и обязанности налоговых
органов при осуществлении налогового
контроля. Здесь же указывается ответственность
налоговых инспекций и их должностных
лиц, а также их социальные гарантии.
Таможенный
кодекс РФ;
Бюджетный
кодекс РФ;
Ежегодный
ФЗ «О бюджете»;
Уголовный
кодекс РФ;
Кодекс
об административных правонарушениях;
ФЗ
«О бухгалтерском учете»;
ФЗ
«О порядке опубликования и вступлении
в законную силу Федеральных Конституционных
законов, актов палат Федеральных Собраний»;
- Подзаконные
нормативные акты.
В
первую очередь, к таким актам
относятся указы президента РФ.
Другими
самостоятельными источниками налогового
права являются постановления и распоряжения
Правительства РФ по налогам и другим
обязательным платежам. Их содержание
в большинстве случаев связано с определением
налоговых ставок или налоговых льгот,
причем в соответствующем законе содержится
отсылочные нормы, предусматривающие
регулирование отдельных налоговых отношений
нормативными актами Правительства РФ.
- Акты органов
общей компетенции:
Указы
Президента РФ;
Постановления
Правительства РФ;
Нормативно-правовые
акты субъектов РФ;
Нормативно-правовые
акты местных органов власти;
Местные
подзаконные акты по вопросам налогообложения
издаются представительными органами
краев и областей, а также городов
и районов. Их юрисдикция определяется
Законом «Об основах налоговой
системы» и Законом «О местном
самоуправлении».
- Акты органов
специальной компетенции:
Министерства
финансов РФ;
Федеральной
налоговой службы;
Таможенного
комитета;
Министерства
внутренних дел;
Органов
государственных внебюджетных фондов;
- Решения Конституционного
суда РФ, Верховного суда РФ, Арбитражного
суда РФ, судов общей юрисдикции.
В
процессе осуществления налогового
контроля государственные налоговые
инспекции руководствуются определенным
перечнем нормативно-правовых актов, регулирующих
отношения в сфере налогообложения.
Данный перечень содержит сотни наименований,
они изменяются и дополняются в связи
с переменами в экономической и политической
ситуации в стране. Основные из них:
- Налоговый
кодекс Российской Федерации. Правовому
регулирования порядка проведения налоговых
проверок и оформления их результатов
посвящен ряд статей главы 14 НК РФ, в частности:
ст. 87 определяет виды налоговых проверок
(камеральные и выездные) и их цель (контроль
за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком
сборов или налоговым агентом законодательства
о налогах и сборах). Ст. 88 определяет понятие,
цели и порядок проведения камеральной
налоговой проверки, ст. 89 – выездной налоговой
проверки. Ст. 90 раскрывает участие свидетелей
при налоговой проверке. Ст. 91 обосновывает
права должностных лиц налоговых органов
на доступ в помещение или на территорию
для проведения налоговой проверки. Ст.
92 раскрывает понятие «осмотр» при проведении
выездной налоговой проверки. Ст. 93 и 93.1
дают перечень прав должностных лиц налогового
органа при истребовании документов.
Ст. 94 объясняет значение и процесс выемки
документов и предметов при выездной налоговой
проверке, ст. 95 – значение и процедуру
экспертизы. В ст. 96 описано привлечение
специалиста для оказания содействия
в осуществлении налогового контроля,
в ст. 97 – привлечение переводчика. Ст.
98 раскрывает участие понятых при проведении
налогового контроля. В ст. 99 описаны общие
требования, предъявляемые к протоколу,
составленному при производстве действий
по осуществлению налогового контроля.
Ст. 100 закрепляет правила оформления результатов
налоговой проверки. Однако нормы,
содержащиеся в налоговом кодексе, затрагивают
только основные, принципиальные моменты
взаимоотношений налоговых органов и
налогоплательщиков. Территориальные
налоговые органы при назначении налоговой
проверки, их проведении и вынесении результатов
применяют положения содержащиеся в федеральных
законах, постановлениях Правительства
РФ, приказах и методических указаниях
ФНС РФ, которых немало. Основными из них
являются:
- Федеральные
законы: ф.з. от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых
органах Российской Федерации». Налоговые
органы несут ответственность за полный
и своевременный учет всех налогоплательщиков
– предприятий, учреждений и организаций,
основанных на любых формах собственности,
а также за проведение в них документальных
проверок по правильности исчисления,
полноте и своевременности уплаты в бюджет
государственных налогов и других платежей
не реже одного раза в два года. Ф.з. от
24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный
фонд Российской федерации, фонд социального
страхования Российской федерации, федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования». В ст. 34 и 35
определены понятия и порядки проведения
камеральных и выездных налоговых проверок
по уплате страховых взносов.
- Подзаконные
нормативно-правовые акты. Приказ Министерства
финансов Российской Федерации от 10.03.1999
г. № 20-н «Об утверждении положения о порядке
проведения инвентаризации имущества
налогоплательщиков при налоговой проверке»
устанавливает порядок проведения инвентаризации
имущества налогоплательщиков при выездной
налоговой проверке и порядок оформления
результатов инвентаризации. Приказ ФНС
РФ от 8.10.1999 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении
порядка назначения выездных налоговых
проверок» раскрывает порядок вынесения
решения о проведении выездной налоговой
проверки, ограничения для проведения
проверки и оформление решения о проведении
проверки. Приказ ФНС РФ от 10.04.2000 г. № АП-3-16/138
«О порядке составления акта выездной
налоговой проверки и производства по
делу о нарушениях законодательства о
налогах и сборах» определяет порядок
составления акта выездной налоговой
проверки, порядок подготовки, подписания
и вручения справки о проведении проверки,
порядок вынесения решения по результатам
рассмотрения материалов проверки и порядок
производства по делу о нарушениях законодательства
о налогах и сборах. Приказ ФНС РФ от
25.12.2006 г. № САЭ-3-06-892@ «Об утверждении форм
документов, применяемых при проведении
и оформлении налоговых проверок; оснований
и порядка продления срока проведения
выездной налоговой проверки; порядка
взаимодействия налоговых органов по
выполнению поручений об истребовании
документов; требования к составлению
акта налоговой проверки» утверждает
форму решения о проведении выездной налоговой
проверки, основания и порядок продления
срока проведения проверок, формы актов
КНП и ВНП, требования к составлению акта
налоговой проверки. Приказ ФНС РФ от 30.05.2007
г. №ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции
системы планирования выездных налоговых
проверок» издан в целях создания единой
системы планирования выездных налоговых
проверок, повышения налоговой дисциплины
и грамотности налогоплательщиков, а также
совершенствования организации работы
налоговых органов при реализации своих
полномочий. Приказ МВД РФ от 22.01.2004 г.
«Об утверждении нормативных правовых
актов о порядке взаимодействия органов
внутренних дел и налоговых органов по
предупреждению, выявлению и пресечению
налоговых правонарушений и преступлений»
утверждает инструкции о порядке взаимодействия
ОВД и ФНС при осуществлении выездных
налоговых проверок. Проведение комплексных
выездных налоговых проверок налогоплательщиков
– организаций (налоговых агентов, плательщиков
сборов), в состав которых входят филиалы
(представительства) и иные обособленные
подразделения, разъяснено письмом ФНС
РФ от 07.05.2001 г. № АС-6-16/369@ «О направлении
методических указаний по проведению
комплексных выездных проверок налогоплательщиков-организаций,
в состав которых входят филиалы и иные
обособленные подразделения». При проведении
камеральных и выездных налоговых проверок
организаций и индивидуальных предпринимателей,
признаваемых налогоплательщиками налога
на добычу полезных ископаемых, следует
руководствоваться письмом ФНС РФ от 22.03.2002
г. № АС-6-21/337 «О направлении методических
указаний по осуществлению налогового
контроля за налогоплательщиками налога
на добычу полезных ископаемых»
- Официальные
разъяснения налоговых органов по вопросам
возникающим при проведении налоговых
проверок. Письмо Минфина РФ от 15.11.2005 г.
№03-02-07/1-304 «О порядке проведения мероприятий
налогового контроля» в нем указаны права
и обязанности налоговых органов при осуществлении
мероприятий налогового контроля. Письмом
Минфина РФ от 24.08.2005 г. №03-02-07/1-244 «Об истребовании
документов при камеральной налоговой
проверке» разъяснено, что при камеральной
проверке налоговые органы могут истребовать
первичные документы для проверки правильности
исчисления и уплаты налогов, а также документы,
подтверждающие данные налогового учета.
В письме Минфина РФ от 3.03.2005 г. №03-02-07/2-24
сообщено, что проверка правильности исчисления
и уплаты государственной пошлины в судебных
органах, у мировых судей, осуществляющих
юридически значимые действия, за которые
взимается государственная пошлина, может
проводиться налоговыми органами на основе
информации, полученной в соответствии
со ст. 333.16 НК КФ и Порядком проведения
налоговыми органами проверки правильности
исчисления и уплаты государственной
пошлины в органах, осуществляющих юридически
значимые действия. Письмо ФНС РФ от 02.08.2005
г. №01-2-04/1087 «О свидетельствовании верности
копий документов, представленных налогоплательщиками
в соответствии со ст. 93 НК РФ» содержит
рекомендации по правильному оформлению
копий документов, представляемых налогоплательщиком
должностному лицу налогового органа
при проведении камеральных налоговых
проверок. В письме ФНС РФ 18.12.2005 г. №06-1-04/648
«О правомерности действий налогового
органа» разъяснено, что камеральной проверке
подвергаются все представляемые налогоплательщиком
налоговые декларации независимо от установленной
законодательством о налогах и сборах
периодичности их представления. Проводящее
налоговую проверку должностное лицо
вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента)
необходимые для проверки документы. В
письме ФНС РФ от 29.04.2004 г. №06-4-03/640 «О порядке
представления управлениями ФНС РФ
по субъектам РФ и межрегиональными инспекциями
ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам
запросов на продление сроков проведения
выездной налоговой проверки» разъясняется
порядок представления управлениями МНС
России по субъектам Российской Федерации
и межрегиональными инспекциями МНС России
по крупнейшим налогоплательщикам запросов
на продление сроков проведения выездных
налоговых проверок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство
вводит жёсткие критерии для проведения
проверок государственными структурами.
Выходят законодательные акты об
ограничении количества проверок государственными
органами, обладающими контрольно-надзорными
функциями, об обязательной регистрации
актов о назначении проверок. Однако в
адрес ассоциаций предпринимателей и
других общественных объединений продолжают
поступать жалобы о неправомерных действиях
контролирующих органов. Более того, в
некоторых случаях происходит слияние
общественных и государственных институтов,
возложение на общественные организации
контрольно-надзорных функций государственных
органов. И пока эта проблема существует,
нарушаются права налогоплательщиков,
создаются препятствия для свободной
предпринимательской деятельности, нарушаются
нормы Конституции и налогового законодательства.
В связи с чем, иногда проводятся акции,
целью которых является проверка деятельности
контролирующих органов, приём жалоб и
предложений, проведение семинарских
занятий для предпринимателей, ревизия
нормативно-правовых актов и выработка
предложений.
Существует
также мнение о необходимости
введения процессуального налогового
права, так как на сегодняшний
день процессуальные взаимоотношения
между государством и налогоплательщиком
являются достаточно сложным вопросом.
Возможно также изменение некоторых положений
Гражданского кодекса, его Особенной части,
других законов, регулирующих отдельные
сферы хозяйственной жизни. Проблемы при
разрешении налоговых споров в судах возникают
чаще всего из-за неготовности, и даже
невозможности судей быть специалистами
одновременно во всех областях гражданского
законодательства. Судей - специалистов
по налоговому законодательству весьма
мало. Существует идея о введении налогового
арбитражного суда в виде третейского
суда или суда присяжных заседателей.
Возможно, принятие и введение в действие
проекта налогового кодекса даст свои
положительные и продуктивные результаты.
Об этом со временем покажет практика,
как и выявит его недостатки.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно
– правовые акты:
- Конституция
Российской Федерации от 12 декабря
1993 года // Справочная правовая система
Консультант Плюс.-11.11.2011;
- Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть первая):
федеральный закон от 31 июля 1998 года №
146_ФЗ // Справочная правовая система Консультант
Плюс.-24.11.2011;
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31 июля
1998 года №145-ФЗ;
- Уголовный
кодекс Российской Федерации от 13 июня
1996 года №63-ФЗ;
- Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ;
- Федеральный
закон «Об основах налоговой системы»
от 31 декабря 2002 года № 193-ФЗ;
- Федеральный
закон «О налоговых органах Российской
Федерации» от 27 июля 2006 года. № 943-1;
- Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления» от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ;
- Указ Президента
Российской Федерации «О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля
в Российской Федерации» от 25 июля 1996 года;
- Приказ МНС
России от 21.08.2003 № БГ-4-06/24 дсп@ «Регламент
проведения камеральных налоговых проверок,
оформления и реализация их результатов»
- Д. Вечерин
«Налоговый контроль» // Законодательство,
2007, №4;
- А.В. Демин
«Налоговое право России»: учебное пособие
// -М.: Юрлитинформ, 2006. – 424 с.;
- И.Д. Еналеева,
Л.В. Сальников «Налоговое право России»:
учебник // -М.:Юстицинформ, 2006. – 320 с.;
- Ю.А. Крохина
«Налоговое право Российской Федерации»:
учебник // -М.: НОРМА, 2003. – 656 с.;
- М.В. Кустова,
О.А. Ногина, Н.А. Шевелева «Налоговое право
России»: учебное пособие // -М.: Юристъ,
2007. – 300с.;
- О.А. Ногина
«Налоговое право. Общая часть»: учебное
пособие // -СПб.: Юридический факультет
СПбГУ, 2011. – 308с.;
- С.Г. Пепеляева
«Налоговое право»: учебник // -М.: Юристъ,
2004. – 591с.;