Правовые основы организации бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:19, контрольная работа

Описание

1. Сущность и содержание бюджетного процесса

2. Стадии бюджетного процесса

3. Участники бюджетного процесса

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 24.62 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное  учреждение

 

высшего профессионального  образования

 

Российский государственный  гуманитарный университет

 

Филиал в г. Калуге

 

«Правовые основы организации  бюджетного процесса»

 

Контрольная работа по бюджетной  системе

 

Студент 3 курса д/о группы ФО-305

 

Кузнецов

 

Александр Александрович

 

Научный руководитель:

 

Гагарина С. Н.

 

Калуга 2008

 

Содержание

 

 

1. Сущность и содержание  бюджетного процесса

 

2. Стадии бюджетного процесса

 

3. Участники бюджетного  процесса

 

4. Особенности бюджетных  полномочий участников бюджетного  процесса

 

1. Сущность и содержание  бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

 

Задачи бюджетного процесса:

 

1) Определение доходов  бюджета по отдельным налоговым  и др. платежам, а также общего  объема в соотв. с общими  прогнозами и целевыми программами  социального и экономического  развития;

 

2) осуществление бюджетного  регулирования;

 

3) Установление расходов  по целевому назначению, а также  их общего объема исходя из  потребности общегосударственного  мероприятия, предусмотренного бюджетом;

 

4) Повышение роли перспективности  бюджетного планирования (прогнозирования);

 

5) Контроль за финансовой  деятельности отдельных юридических  лиц и доходов отдельных граждан  при выполнения ими налоговых обязательств;

 

6) Автоматизация процесса  составления и исполнения бюджета.  Бюджетный процесс включает в себя:

 

1) а) сводное финансовое  планирование и прогнозирование.

 

б) составление бюджета.

 

2) в) рассмотрение и  утверждение проекта бюджета.

 

3) г) исполнение бюджета  в течение бюджетного года.

 

д) анализ и контроль исполнения бюджета.

 

4) е) составление отчета  об исполнении бюджета и его  утверждении.

 

Законодательные органы - федеральное  собрание, представительные органы власти субъектов РФ, а также местные  органы самоуправления рассматривают  и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль. Формируют и устанавливают статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов.

 

Составление проекта бюджета  и его исполнение, предоставление бюджета на утверждение в законодательных  органах - это функции исполнительных органов.

 

Организация, методическая и  практическая работа по составлению  и исполнению бюджета возлагается  на Минфин РФ. Министерство по налоговым  сборам осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и др. платежей, установленных законодательством.

 

Правовые основы организации  бюджетного процесса подразумевают  раскрытие таких понятий как, понятие и принципы бюджетного процесса, порядок составления проектов бюджетов, стадии бюджетного процесса, распределение  компетенции между органами государственной  власти (органами местного самоуправления) по осуществлению стадий бюджетного процесса и закреплены в Бюджетном  кодексе РФ.

 

2. Стадии бюджетного процесса

 

 

Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление  бюджетов, их рассмотрение и утверждение.

 

Исполнение бюджетов - это  четвертая стадия прохождения бюджетов в их периодическом цикле. Заключительным этапом стадии исполнения бюджетов является составление и утверждение отчетов  об исполнении бюджетов. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов устанавливается законодательством  Российской Федерации, законодательством  республик в составе РФ и иных субъектов РФ, решениями органов  местного самоуправления.

 

Основные положения формирования бюджетов установлены Бюджетным  Кодексом РФ. На основе российского  законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают  свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.

 

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации  от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении занимает период в 3,5 года. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом. В нашей стране он определен в 12 месяцев и совпадает  с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

 

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для  бюджетного устройства РФ: единства бюджетной  системы Российской Федерации; разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства  бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов  бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов.

 

Распределение полномочий в  бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между  органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом  составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов  исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - к функциям органов представительной власти.

 

Всем без исключения стадиям  бюджетного процесса свойственен принцип  специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов  бюджетной системы по источникам, а расходов - по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных  показателей реализуется через  бюджетную классификацию - систематизированную  группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам. Бюджетная  классификация оформляется специальным  юридическим актом.

 

Бюджетная классификация  имеет важное организующее и юридическое  значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий; облегчает экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов. Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.

 

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

 

Несмотря на то, что каждый субъект Российской Федерации и  органы местного самоуправления формируют  и исполняют свои бюджеты самостоятельно, это не исключает наличия процессуальных юридических норм, устанавливающих  общие положения порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов независимо от их уровневого положения. Эти общие положения закреплены в бюджетном законодательстве Российской Федерации и состоят в следующем.

 

1. Составление бюджетов  производится в соответствии  с прогнозом и программами  социально-экономического развития  территорий. Это означает, что до  составления проектов бюджетов  разрабатываются планы, прогнозы  развития национально-государственных  и административно-территориальных  образований и соответствующие  целевые программы. На основе  этих разработок исполнительные  органы власти вносят предложения  в представительные органы власти  о доходах и расходах проекта  соответствующего бюджета, а также  представляют информацию, о прогнозируемом консолидированном бюджете и минимальных бюджетах нижестоящего территориального уровня в представительный орган власти в порядке и в сроки, установленные этим представительным органом власти.

 

2. Правительство Российской Федерации организует работу по доведению до органов представительной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации включая города Москву и Санкт-Петербург не позднее, чем за семь месяцев до начала финансового года инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных).

 

Соответственно исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в сроки, установленные  их представительными органами власти, доводят до представительных и исполнительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов их бюджетов, в том числе  социальные нормы и нормативы, включая  нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти.

 

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых  расходов бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований их органы исполнительной власти представляют в соответствующий  вышестоящий орган исполнительной власти в установленные сроки  необходимые расчеты для обоснования  размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня  доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также  данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

 

3. В основе составления  проектов бюджетов национально-государственных  и административно-территориальных  образований лежат:

 

- проектируемые нормативы  (проценты) отчислений от регулирующих  доходов и принятые в их  расчет суммы контингентов этих  доходов;

 

- показатели дотаций и  субвенций, намечаемые к предоставлению  из соответствующего вышестоящего  бюджета, и их целевое назначение;

 

- перечень и фиксированные  доли (в процентах) доходов, закрепленных  за бюджетами соответствующих  национально-территориальных образований,  обеспечивающих не менее 70% уровня  доходной части их минимальных  бюджетов;

 

- перечень расходов, передаваемых  из вышестоящего бюджета.

 

Доведение указанных показателей  до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ организует Правительство РФ не позднее чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года. В свою очередь, исполнительные органы субъектов РФ в сроки, установленные соответствующими органами представительной власти, доводят эти показатели до органов исполнительной и представительной властей нижестоящей территории.

 

4. Органы исполнительной  власти тщательно анализируют  показатели, доведенные до них  вышестоящими органами. При этом  они могут вносить свои предложения  по изменению и уточнению этих  показателей.

 

Рассмотрение предложений  по изменению и уточнению показателей  проектов бюджетов первоначально производится в соответствующем вышестоящем  органе исполнительной власти. В случае отклонения (полностью или частично) таких предложений вышестоящий  орган исполнительной власти должен совместно с заинтересованным органом  исполнительной власти составить протокол об имеющихся разногласиях. В протоколе  необходимо отразить как обоснование  предложений по изменению и уточнению  показателей, так и обоснование  отказа произвести такие изменения  либо уточнения.

 

В дальнейшем для рассмотрения возникших в связи с отказом  разногласий представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты рассмотрения согласительной комиссии должны быть доведены в установленные сроки до сведения соответствующих вышестоящего и нижестоящего органов представительной власти. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти.

 

5. На основании разработанных  планов и прогнозов развития  территорий и целевых программ  органы исполнительной власти  вносят в соответствующие органы  представительной власти предложения  о постатейном санкционировании  бюджетных расходов. Одновременно  представляются расчеты по определению  доходов бюджетов.

 

Рассмотрение предложений  в соответствующем органе представительной власти обязательно включает в себя их всестороннее изучение в его комиссиях  и комитетах на предмет целесообразности, необходимости, актуальности расходов, а также финансовой и материальной возможности их осуществления.

 

Решения органов представительной власти о санкционировании бюджетных  расходов являются основанием для выделения  бюджетных ассигнований.

 

После внесения всех уточнений  в проект бюджета органы исполнительной власти представляют его в соответствующий  орган представительной власти для  утверждения.

 

6. Утверждение бюджетов  осуществляется постатейно. Ассигнования  на финансирование деятельности  органов представительной власти, аппарата исполнительной власти  и судебной власти включаются  в бюджеты соответствующего уровня  в качестве самостоятельных статей  расходов.

 

Составление, рассмотрение и  утверждение бюджетов должно производиться  в соответствии с используемыми  бюджетными классификациями. При этом при постатейном рассмотрении и  утверждении расходной части  соответствующего бюджета в составе  статей функциональной классификации  обязательно выделяются части расходов текущего (оперативного) и капитального (инвестиционного) характера, утверждаемые отдельно. Они составляют соответственно бюджет текущих расходов и расходы  бюджета развития.

Информация о работе Правовые основы организации бюджетного процесса