Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа
Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и точник информации о состоянии государственного бюджета.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всехуровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально
безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но
и точник информации о состоянии государственного бюджета.
С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всехуровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также
формируется прибыль предприятия.
Применение налогов является одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-
правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые
ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и
необходимых для осуществления собственных функций (оборонных,
социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.
Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же
сказываются на самочувствии государства, а через это на самочувствии
общества и населения.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от
порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом
косвенные налоги формируют большую часть российского налогового
бюджета. Но актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее
время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения
доли прямых налогов в бюджете страны, что само по себе предопределяет
пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и
направлениям их совершенствования.
Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив
их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации а так жероль в формировании доходов бюджетов различных уроней.
Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие
задачи:
- сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения
разных авторов:
- раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с
косвенными налогами;
- рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и их
роль в формировании бюджетов различных уровней;
- определить пути совершенствования прямого налогообложения;
- проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых
налогов, оказывающие влияние на доходность в бюджет в 2008-2010 годах;
- выявить основные направления совершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Объектом исследования является налоговая система РФ Теоретической и методической основой послужили нормативно- правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и др.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, работы).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налоги как основной источник формирования доходов государственных
бюджетов известны с незапамятных времен. С изменением роли и значения
налогов в экономической системе общества происходила эволюция во
взглядах и на саму природу налога. В XVIIIb. преобладало мнение о том, что налог - это цена за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах
государства. В XX в. основной была точка зрения о том, что налог - это
принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на
покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.
НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований».
Существуют различные классификации налогов. Наиболее
существенное значение для современной теории и практики
налогообложения имеет классификация налогов по способу взимания н
прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги, которые взимаются непосредственно с
доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).
Косвенные налоги - налоги, которые включаются в цену товаров,
работ, услуг.
Существует и другой вариант данных определения прямых и
косвенных налогов:
Прямые налоги - подоходно-поимущественные налоги, т. е. те которые
уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания
величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.
Косвенные налоги - налоги на потребление.
Чтобы раскрыть сущность прямых налогов, необходимо провести
сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов по основным
признакам, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1.1-Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов
Признак сравнения | Прямые налоги | Косвенные налоги |
Субъект правоотношений | В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик | В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними |
Факторы, определяющие величину налога | Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика | Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика |
Объект налогообложения | Эти налоги подоходно- поимущественные | Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации |
Современное представление о делении налогов на прямые и косвенные
сложилось в результате многовекового развития. Рассмотрим историческую
эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и
косвенные. Эти критерии включают:
1) критерий перелагаемости;
2) критерий способа налогообложения и взимания;
3) критерий платежеспособности.
Согласно первому критерию перелагаемость налогов возможна только
в процессе обмена, результатом которого является формирование цен.
Посредством обменных и распределительных процессов определенный
законодательством плательщик налога имеет возможность переложить
налоговое бремя на иное лицо - носителя налога. Иными словами, лицо, на
которое формально возложена обязанность быть плательщиком налога, и
лицо, фактически уплачивающее данный налог, - это не обязательно одно и
то же лицо.
Критерий перелагаемости впервые был использован в качестве основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632-1704) в конце XVII в. (практика такой классификации установилась еще в XVI в.). Локк исходил из того, что любой налог, с кого
бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, так как один лишь доход земельного собственника - действительно чистый доход, из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю
косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с
землевладельца. Следовательно, поземельный налог - это прямой налог, а
остальные налоги являются косвенными3. Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) исходя из факторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль и на заработную плату. Косвенные же налоги, по мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя4.
Английский экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог - это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика, косвенный - это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо5. Того же мнения придерживался и Адольф Вагнер (1835-1917)6.
Итак, в соответствии с рассмотренным критерием окончательным плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход.
Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные по их перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагаются далеко не всегда и иногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя посредством действия ценового механизма.
В связи с недостатками критерия перелагаемости во Франции, например, приняли за основу деления налогов на прямые и косвенные способ налогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются по личным (окладным), периодически составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земли, домов и др.) и в определенные сроки. В соответствии с критерием платежеспособности обложение налогом определенного источника относится к прямым налогам, обложение же на основе учета общей платежеспособности лица - к косвенным. Иными словами, все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те же налоги, в которых государство не устанавливает платежеспособности через действия плательщиков, признаются косвенными.
Немецкий ученый Геккель конкретизировал это положение, разделив все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он полагал, что хозяйство
налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов (поземельного, подомового,промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес к косвенным7.
Деление налогов на прямые и косвенные на основании подоходно-
расходного принципа, установленного в начале XX в., не утратило своего
значения и в конце века.
Однако, помимо деления налогов на прямые и косвенные в литературе
по теории налогообложения встречается и другая классификация. Так, по
мнению доктора экономических наук, профессора Б. X. Алиева, по способу
взимания все налоги классифицируются на три группы:
1) прямые налоги;
2) косвенные налоги;
3) пошлины и сборы.
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество,
под косвенными - налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов Б.
X. Алиев включает все остальные налоговые платежи, не попавшие в два
первых разряда . Именно данная классификация, на мой взгляд, является
самой оптимальной, потому что в полной мере отображает систему
сегодняшних налогов.
Следует отметить также, что в литературе по теории налогообложения
прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные.
Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что доход
может оцениваться непосредственно или опосредованно. Так, организации
уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной
выручки и понесенных расходов, физические лица уплачивают налог с
доходов, рассчитанных с учетом поступлений, имущественного положения,
затрат и др. Группу прямых налогов, облагающих действительно полученный
доход (прибыль), называют личными налогами.
Информация о работе Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов