Пути совершенствования налоговой системы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть экономическую сущность налогов, привести классификацию налогов, охарактеризовать виды, функции налогов, систему налогообложения, ее элементов.
В связи с этим нужно решить такие задачи:
- дать определение налогам, раскрыть их сущность;
- перечислить функции налогов и охарактеризовать эти функции;
- охарактеризовать виды налогов;
- раскрыть сущность системы налогообложения, ее элементы;
- раскрыть и охарактеризовать пути совершенствования налоговой системы в Украине.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

1.1 Сущность и принципы налогов………………………………………...

1.2 Функции налогов, налоговая система…………………………………

1.3 Принципы и элементы налогообложения……………………………..

2 ВИДЫ НАЛОГОВ

2.1 Общегосударственные налоги…………………………………………

2.2 Местные налоги и сборы……………………………………………….

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

3.1 Эффективность реализации налоговой политики в Украине………..

3.2 Основные направления реформирования налоговой системы………

3.3 Совершенствование механизмов налоговой политики………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КР МАКРО.docx

— 84.53 Кб (Скачать документ)

При дальнейшем росте налоговых  ставок налоговые поступления резко  сокращаются. Налоговая система, таким  образом, должна строиться так, чтобы  не препятствовать проявлению предпринимательской  инициативы и интереса приложения труда  в сфере производства товаров  и услуг. К сожалению, российская налоговая система не отвечает этому  требованию.

Анализ доходов бюджета  Украины свидетельствует о том, что всего четыре налоговых платежа  — налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий  и плата за пользование природными ресурсами — составляют в налоговых  поступлениях около 80%. В общей же величине доходов бюджета общая  сумма налоговых поступлений  составляет сейчас более 81%. Следует  учитывать, что структура доходов  общего бюджета будет несколько  иной за счет поступления доходов  региональных и местных бюджетов.

В украинской экономике  преобладают косвенные налоги (НДС, акцизы и другие). Они составляют в общей сумме поступающих  налогов более 70%. В США соотношение  обратное — около 70% составляют поступления  от прямых налогов [15]. Значительное преобладание косвенного налогообложения в Украине  свидетельствует о недостаточной  прозрачности налоговой системы, ее завуалированности и фискальной направленности. Целесообразно в  большей мере использовать в российской налоговой системе прямое налогообложение, отвечающее требованиям современных прогрессивных тенденций развития налоговых систем.

Одним из основных, общепринятых в цивилизованном мире, принципов  построения налоговой системы является однократность обложения. В украинской практике используется 2-3-кратное и  больше обложение налогом одних  и тех же сумм дохода.

Естественно, что уменьшение доли налогов в цене повышает конкурентоспособность  товаров. Предприятие имеет возможность  наряду со снижением цен увеличить  долю чистой прибыли и, таким образом, активизировать инвестиционный процесс. Высокая доля налогов в ценах  снижает действенность рыночных рычагов и влияние рыночных факторов на ценообразование. Она заставляет производителей изменять ассортимент товаров с целью уменьшения налоговых платежей.

Предпринимательский доход  выступает в виде чистой прибыли. Часть ее может быть использована в целях стимулирования работников. Величина чистой прибыли при существующей налоговой системе совершенно недостаточна для нормального развития предприятий.

Таким образом, начавшееся в 1992 г. активное реформирование налоговой системы было направлено прежде всего на решение не стратегических, а текущих задач государства (снижение дефицита бюджета, выплат заработной платы бюджетникам, погашение внешнего долга и т.д.). Однако до сих пор налоговая система не использует методы, обеспечивающие прилив капитала в наиболее прогрессивные сферы деятельности. [19]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С начала 90-х годов в  Украине была принята классическая система налогообложения с совокупностью  налогов, характерных для развитой рыночной экономики. Но применение такой  налоговой системы в экономике  нерыночного типа привела к возникновению  значительных проблем. Существующая в  Украине система имеет довольно много недостатков, а именно:

  1. Около трети всех доходов в форме налогов, которые поступают в распоряжение государства, взимаются путем косвенных налогов, т.е. объектом налогообложения является не только доход или прибыль, но и расходы субъектов хозяйствования.
  2. Налоговая система не стимулирует предпринимательские структуры всех форм собственности накапливать финансовый капитал и инвестировать его в основные и оборотные активы.
  3. Налоговая система нестабильна, как по видам налогов, базе налогообложения, налоговым ставкам, так и в методике вычисления налогов, сроков и порядка введения их в действие.

Существует еще довольно много недочетов налоговой системы, видно, что принципы, заложенные в  Законе Украины «О системе налогообложения» реализуются плохо.

Поэтому главными направлениями  налоговой политики должны стать  создание условий для динамичного  развития предприятий и отраслей народного хозяйства, которые имеют  тенденцию быстрого оборота финансового  капитала, максимального роста объемов  производства и прибыли; расширения сферы малого бизнеса; увеличения благосостояния населения за счет социальной направленности бюджетных расходов; увеличение роли прямых налогов, и в частности  налогов на прибыль, на собственность, на использованные ресурсы и уменьшение роли косвенных налогов, прежде всего  акцизов; увеличение роли местных налогов  и на этой основе увеличение финансовых ресурсов органов местного самоуправления; выполнения предпринимательскими структурами и физическими лицами налоговых обязательств.

Потенциально, налоговая  политика призвана смягчать негативные явления присущие рыночной экономики. Являясь ключевым звеном экономической  политики, представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

В то же время, действующие  на данный момент направления налоговой  политики отличаются бессистемностью, отсутствием научного подкрепления и излишней фискальностью.

Изменения в налоговой  системе Украины необходимы. Они  должны быть последовательными и  предсказуемыми. Мои предложения:

      • существенно снизить подоходный налог, НДС, налог на прибыль;
      • ввести единый налог на доходы малых предприятий при отмене всех прочих;
      • сократить экспортные пошлины;
      • существенно повысить ресурсные и имущественные платежи, а также акцизы и отменить льготы по импортным операциям;
      • введение в действие гербового сбора и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
      • Предусмотреть отмену многих налогов, которые можно охарактеризовать как нерыночные или финансово малоэффективные.
  • Было бы целесообразно “укрупнить” налоги, то есть объединить налоги, имеющие сходную базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.
  • Некоторые налоги подлежат принудительному реформированию (это относится в частности к налогу на недвижимость);
  • Провести “инвентаризацию” налоговых льгот.

В целом, необходимы серьезные  изменения в налоговой политике государства, способные сделать  налоговую систему эффективно выполняющей свои функции. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Нужны прежде всего экстренные меры по ликвидации сложившегося акцента на фискальную функцию налогов. Требуются изменения, которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство, инвестировать.

При этом, в поисках выхода из тупика, в котором сегодня оказалось  народное хозяйство Украины, нельзя, разумеется, уповать только на налоговую  политику. Сама по себе она все проблемы решить не в состоянии вообще, а  в нынешней острокризисной ситуации - тем более. Нужна комплексная  программа вывода экономики из кризиса, охватывающая структурную перестройку  экономики, налаживание хозяйственных  связей и расчетов между предприятиями, поддержку малого бизнеса. Но эта  программа не даст положительных  результатов, если оставит в стороне  налоговую систему, ее существенную корректировку. В то же время не стоит  рассчитывать на значительный эффект от мер, касающихся обособленно взятых налоговых стимуляторов. Налоговая  политика - неотъемлемый элемент той  социально-экономической политики, взятой в целом, которую проводит государство. Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета  страны и уж под них затем "подгоняются" налоги: устанавливаются и уточняются ставки и льготы, вводятся новые  платежи, отменяются старые.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. В.М.Федосов, В.Ш.Опарін, “Податкова система України”, К.- 2004.
  2. Б.Є.Квасюк. “Валовий внутрішній продукт України та його вартісна структура” // Журнал “Фінанси України” №2, 2008р.
  3. С. Терехін “Фискальная политика Украины : под бременем пережитков плановой экономики» // журнал «Финансовые риски», 2006, №3.
  4. В.В.Буряковский, Б.Я.Кармазин, С.В.Каламбед “Налоги”, - 2006.
  5. В.М.Опарін “Фінансова система, теоретичні засади та практичні аспекти її розбудови в Україні”, журнал “Фінанси України” №9, 1998г.
  6. А.М.Поддєрьогін “Фінанси підприємств”. КНЕУ, Київ 1998г.
  7. Закон Украины «О системе налогообложения»
  8. Воробйов Ю.М. – Податкова політика держави та її вплив на формування фінансового капіталу підприємств. // Фінанси України. – 2006. - № 9.
  9. Наумова Н.Н. Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая // Бухгалтерский учет. – 2006. - №18. – С. 55-60.
  10. Єпіфанов А.О., Бюджет і фінансова політика України. – К., –2007.
  11. Иванов Юрий. – Налоговые итоги уходящего года. 2007 - № 52/2.
  12. Лапшин Юрий, –Вестник налоговой службы Украины. – 2002.
  13. Махнивский А. – Реформирование государственного социального страхования в Украине. // Баланс. – 2001.- № 14.
  14. Яронов А.В. Налоговая система // Налоговый вестник. - № 5 – с. 33 - 40.
  15. Скрипник О. – Налогообложение Украины. // Баланс. – 2001.
  16. Стоян В.І. – Удосконалення податкової системи України. //Фінанси України. – 2001. – № 7.
  17. Юрій С.І., Бюджетна система України .– К.: НІОС. – 2000.
  18. Черник Д. Г. Налоги. - М.: Финансы и кредит. – 2003. – 356с.
  19. Цараваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2005. - № 10 – с. 26 – 28.
  20. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М. – 2004. –

Информация о работе Пути совершенствования налоговой системы Украины