Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа
Цель моей работы – изучение Российской модели разделения властей.
Поставленные задачи:
Изучить историю развития теории разделения властей
Изучить реализацию принципа разделения властей
Рассмотреть каждую ветвь власти (Исполнительную, законодательную, судебную).
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. История развития теории разделения властей …………..............5
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в РФ…………………10
§ 1. Исполнительная власть …………………………………………...........12
§ 2 Законодательная власть……………………………………….…............16
§ 3. Судебная власть……………………………….…....................................18
Заключение……………………………………………………………..……..21
Список использованных источников………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
публичного права
Российская
модель разделения властей
Специальность «государственное и муниципальное управление»
Курсовая
работа студентки 1-го курса очной формы
обучения
Научный руководитель д-р юр. наук,
проф. ______________
Н.Ф Попова |
Москва 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История развития теории разделения властей …………..............5
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в РФ…………………10
§ 1. Исполнительная власть …………………………………………...........12
§ 2 Законодательная
власть……………………………………….….......
§ 3. Судебная власть……………………………….…..........
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...22
Приложение……………………………………………………
Введение.
Работа подготовлена с использованием СПС «Консультант плюс».
К выбору темы для своей курсовой работы я подходила с особым вниманием, но все-таки пришла к выводу, что тема о разделении властей в России является наиболее актуальной, т.к. в советское время на протяжении долгого времени сам факт разделения властей отрицался, его не считали необходимым для введения. Но вскоре, с изменениями, которые происходили, стала выдвигаться общегосударственная цель - создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в государстве. Ведь принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства.
В настоящее время мы можем достаточно подробно проанализировать все ветви власти в Российском государстве, а также изучить каждую из них.
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование о разделении властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
Принцип разделения властей получил широкое признание в мировой конституционной практике. Закреплён он и в КРФ 1993 года.
Цель моей работы – изучение Российской модели разделения властей.
Поставленные задачи:
Глава 1. История развития теории разделения властей.
Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трехсот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк (1632–1704) и французский просветитель, философ и правовед Ш. Монтескье (1689-1755).
В России теория разделения властей занимала особое внимание М.М. Сперанского. В своем «Введении к уложению государственных законов» (1809) он писал в связи с попыткой использования этой теории для «преобразования» самодержавия и стремлением поставить его в рамки закона, что «нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его». Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни «установления» действовали в процессе составления закона, а другие – при их исполнении.
Из троякого порядка государственных сил, продолжал автор, возникает «троякий порядок сил установлений». Одно из них «должно действовать в образовании закона, другое – в исполнении, третье – в части судной. Разум всех сил установлений может быть различен».
М.М. Сперанский предлагал «два различных устройства» самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей.
Первый вариант
такого устройства состоит в том,
чтобы «облечь правление
Главные черты и особенности такого устройства сводятся, по мнению автора, к тому, чтобы:
1) «установить
сословие, которое бы представляло
силу законодательную,
2) силу исполнительную «так учредить, чтобы она по выражению закона состояла в ответственности, но по разуму его была бы совершенно независима»;
3) власти судной
«дать все преимущества
Данный вариант самодержавного устройства, делал вывод Сперанский, будет лишь казаться «во мнении народном» действующим. Но на самом деле он никогда не будет таковым.
Суть второго варианта такого устройства сводится к тому, чтобы не только «внешними формами покрыть самодержавие», но и ограничить его «внутреннею и внешнею, существенною силою установлений». Нужно «учредить державную власть на законе не словами, но самим делом».
Если, писал автор, предпочтение будет отдано этому варианту, тогда все «установления» должны быть «расположены на иных правилах». А именно:
1) законодательное
сословие должно быть так
2) сословие судебное
должно быть так образовано, «чтобы
в бытии своем оно зависело
от свободного выбора, и один
только надзор форм судебных
и охранение общей
3) власть исполнительная «должна быть вся исключительно вверена правительству». А чтобы эта власть «распоряжениями своими под видом исполнения законов» не могла бы «ни обезобразить», «ни совсем уничтожить» их, то она должна быть поставлена под «ответственность власти законодательной».
Сравнивая эти два возможных варианта преобразования самодержавия с помощью теории разделения властей, Сперанский делал окончательный вывод в пользу второго как более совершенного и более действенного варианта.
Если первая из сравниваемых между собой потенциальных систем, анализировал он, «имеет только вид закона», то другая есть «самое существо его». Говоря о внимании к теории разделения властей в России и в других странах, следует отметить, что при этом не только широко использовалась ее традиционная модель – триада, состоящая из законодательной, исполнительной и судебной властей, но и предлагались другие ее варианты.
Так, М.М. Сперанский предлагал, помимо традиционного разделения властей, использовать их классификацию на физическую и материальную власти. А проект Конституции Муравьёва предусматривал конституционную монархию, федеративное устройство, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, двухпалатный парламент.
В Советском государстве принцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый и "буржуазный". Формально, по Конституции, вся власть принадлежала народу и осуществлялась им через Советы народных депутатов, которые составляли политическую основу СССР. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Кроме того, почти все государственные органы формировались Советами. Никакого разделения властей, только полновластие Советов.
Вновь о разделении властей вспомнили в период конституционных реформ. В 1988 году в Конституцию СССР были внесены изменения, создана двухступенчатая система представительных высших органов (Советов) - народные депутаты избирались гражданами, а Верховный Совет формировался Съездом народных депутатов. Кроме того, поправки предусматривали возможность выдвижения независимых кандидатов в депутаты. Первые альтернативные выборы народных депутатов СССР в 1990 году стали большим событием в политической жизни страны. Год спустя, аналогичные изменения были внесены и в Конституцию РСФСР, а в 1990 году состоялись альтернативные выборы в Советы всех уровней. В том же 1990 году введён пост Президента СССР, учреждены Совет Федерации и Комитет конституционного надзора СССР. Президент СССР рассматривался как глава государства. Конституция РСФСР рассматривала Президента не как главу государства, а как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти. Он имел право отлагательного вето на принимаемые Верховным Советом законы (в отношении актов Съезда у него такого права не было). Исполкомы Советов были преобразованы в самостоятельные исполнительные органы - Администрации. Как самостоятельная "ветвь власти" оформляется судебная власть, помимо судов общей юрисдикции создан Конституционный Суд РФ, создана система арбитражных судов. Районные и городские Советы и администрации обновлённым законодательством определяются не как органы государственной власти, а как органы местного самоуправления. В 1992 году, после распада СССР, принцип разделения властей, провозглашенный в Декларации о государственном суверенитете РСФСР 1990 года, был закреплен в Конституции Российской Федерации - России. Однако увеличение числа конституционных поправок приводило к многочисленным противоречиям (достаточно отметить, что в статью 3 Конституции был введён принцип разделения властей, а из статьи 2 не был исключён принцип полновластия Советов). В такой противоречивой системе был заложен конституционный кризис, и разрешить противоречия можно было только путём принятия новой Конституции.
25 апреля 1992 г. был проведен всероссийский референдум по четырём вопросам, народ поддержал Президента и проводимые им экономические реформы, однако конституционное большинство, необходимое для роспуска Парламента, достигнуто не было (несмотря на то, что более двух третей проголосовавших избирателей проголосовали за досрочные выборы депутатов). После референдума Президент опубликовал свой проект КРФ, а в июне созвал Конституционное Совещание, которое на основе президентского проекта разработало проект новой Конституции со смешанной, полупрезидентской формой правления, широкими полномочиями Президента и двухпалатным Парламентом.
12 декабря 1993 года, одновременно с выборами
в Федеральное Собрание, было проведено
всенародное голосование по Конституции,
и при едва превысившей 50 процентов активности
избирателей, небольшим перевесом была
принята Конституция Российской Федерации,
закрепившая систему государственной
власти.
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в РФ.
В самом обобщенном виде власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью различных средств. Ресурсы власти – это совокупность методов и средств, использование которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.
Смысл идеи разделения властей – не допустить злоупотребления властью. Современное смысловое содержание разделения властей, как принципа организации и функционирования государственной власти включает:
- четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;
- независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;
- обеспечение
в схеме государственной
- гарантированное
конституцией, законами, административно-правовыми
актами реальное вовлечение