Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа
Целью работы является анализ налоговой системы современной России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
Определить сущность и функции налогов;
Раскрыть понятие «налоговая система»;
Описать налоговую систему Российской Федерации, определить ее роль и значение;
На данный момент налоговая
система Российской Федерации построена
на следующих принципах: приоритетное
направление по налоговым изъятиям
приходится на обложение хозяйствующих
субъектов (юридических лиц). В условиях
рыночной экономики такое явление
- анахронизм и требует поэтапного
(постепенного) переноса налогового бремени
на граждан.
Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
Создание разветвлённой
системы федеральной
Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.
Определена первоочерёдность
направления имеющихся у
Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
2.2 Структура и
классификация налогов в
Налоговая система включает различные виды налогов. Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов, позволяющую устанавливать их сходства и различия. Отдельные группы налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.
По мере развития систем
налогообложения изменялся
В бюджетной практике разных
стран наибольшее распространение
получила классификация налогов
исходя из государственного устройства
и компетенции государственных
органов по установлению налогов
и управлению налоговыми платежами.
Такую группировку налогов
В Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.5
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:6
Региональные налоги и
сборы устанавливаются НК РФ, вводятся
в действие законами субъектов Российской
Федерации и обязательны к
уплате на территории этих субъектов.
Законодательные органы определяют
налоговые ставки в соответствии
с НК РФ; порядок и сроки уплаты
налога; формы отчетности. Кроме
того, региональный законодатель правомочен
также вводить налоговые льготы
и основания их предоставления налогоплательщику.
Иные элементы налогообложения
Региональные налоги и сборы с 1 января 2005 г. включают:7
Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
Специальными налоговыми режимами являются:8
Особенностью этих налогов
является то, что со дня их введения
на территории субъектов Российской
Федерации с
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами данных субъектов Федерации. При этом в нормативных правовых актах определяются налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Представительные органы местного самоуправления могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местные налоги включают:9
В России состав федеральных, региональных и местных налогов в период 1992 - 2008 гг. постоянно изменялся. Это является отражением новых тенденций экономического развития и реформ государственного управления. Проводимая административная и налоговая реформа обусловливает дальнейшее изменение состава федеральных, региональных и местных налогов. Одновременно ряд налогов переведен в разряд неналоговых поступлений в государственный бюджет (в частности, таможенные пошлины, платежи по природопользованию).
В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество как юридических, так и физических лиц. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают между конкретным налогоплательщиком и государством.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в цену товара, а также тариф на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
К примеру, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.
Налогоплательщик при
реализации товаров (работ, услуг) получает
с покупателя одновременно с ценой
и налоговые суммы, которые затем
перечисляет государству. Поэтому
косвенные налоги нередко называют
налогами на потребление. Таким образом,
указанные налоги предназначаются
для перенесения реального
Косвенные налоги являются
наиболее простыми для государства
с точки зрения их взимания, но достаточно
сложными для налогоплательщика
с точки зрения укрывательства от
их уплаты. Для государства эти
налоги привлекательны еще и потому,
что поступление их в казну
прямо не привязано к финансово-
Российская система
Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:
Группировка налогов по объекту
обложения также нередко
Наконец, в последние годы
стала использоваться классификация
налогов по такому критерию, как
направление использования
Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства - бюджет, хотя и разных уровней в зависимости от государственного устройства (по НК РФ это налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.).
Специальные налоги имеют строго определенное назначение и предназначены для формирования централизованных целевых фондов (например, единый социальный налог). Специальные налоги нередко взимаются с отдельных групп плательщиков.
Введение чрезвычайных налогов
непосредственно связано с
Полная таблица основных
признаком классификации
В зависимости от характера изменения налоговой политики (варьируя налоговую ставку) различают налоги прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
Таким образом, социальная функция
налогов сводится к тому, что тот,
кто работал больше и заработал
больше, должен платить больше налогов
с той целью, чтобы быть ближе
по своим доходам к менее
2.3 Правовое регулирование российской налоговой системы
Правовое регулирование
российской налоговой системы
Законодательство о налогах
и сборах регулирует отношения по
установлению, введению и взиманию
налогов и сборов в Российской
Федерации, а также отношения, возникающие
в процессе осуществления налогового
контроля, обжалования актов налоговых
органов, действий (бездействия) их должностных
лиц и привлечения к
Налоговый кодекс РФ - единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России; он состоит из двух частей.
Часть первая НК РФ, введенная
в действие с 1 января 1999 г., устанавливает
круг нормативно-правовых актов, подпадающих
под термин "законодательство о
налогах и сборах", который
регламентирует важнейшие положения
налоговой системы России, в частности,
перечень действующих в России налогов
и сборов, порядок их введения и
отмены, а также весь комплекс взаимоотношений
государства с
С 1 января 2001 г. вступила в силу часть вторая НК РФ, определяющая порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.
В результате принятия Налогового кодекса РФ снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации; вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей на данный момент установлены 15 видов налогов и сборов.
При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.