Сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ налоговой системы современной России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
Определить сущность и функции налогов;
Раскрыть понятие «налоговая система»;
Описать налоговую систему Российской Федерации, определить ее роль и значение;

Работа состоит из  1 файл

макро налоги.docx

— 52.46 Кб (Скачать документ)

На данный момент налоговая  система Российской Федерации построена  на следующих принципах: приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих  субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного 
(постепенного) переноса налогового бремени на граждан.

Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными  странами доли косвенных налогов  и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее  время возрастает.

Создание разветвлённой  системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих  структур вышестоящим, главной задачей  которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая  региональные и местные.

Наличие широкого перечня  разнообразных льгот, преимущественно  направленных на стимулирование производства.

Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные  нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской  и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых  органах.

Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий  на счетах средств на уплату налогов, по сравнению с остальными расходами  предприятия.

  Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Структура и  классификация налогов в Российской  Федерации

Налоговая система включает различные виды налогов. Группировка  налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых  ставок и объектов обложения и  т.д. представляет собой классификацию  налогов, позволяющую устанавливать  их сходства и различия. Отдельные  группы налогов требуют особых условий  обложения и взимания, специфических  административно-финансовых мер.

По мере развития систем налогообложения изменялся принцип  классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие  ту или иную налоговую систему.

В бюджетной практике разных стран наибольшее распространение  получила классификация налогов  исходя из государственного устройства и компетенции государственных  органов по установлению налогов  и управлению налоговыми платежами. Такую группировку налогов называют еще статусной классификацией, предполагающей разделение налогов на государственные (федеральные и региональные) и  местные.

В Российской Федерации систему  налогов необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.5

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой  базы, размер налоговых ставок, порядок  исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.

К федеральным налогам  и сборам относятся:6

  • налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);
  • акцизы (гл. 22);
  • налог на доходы физических лиц (гл. 23);
  • единый социальный налог (гл. 24);
  • налог на прибыль организаций (гл. 25);
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1);
  • водный налог (гл. 25.2);
  • налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26);
  • государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Региональные налоги и  сборы устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к  уплате на территории этих субъектов. Законодательные органы определяют налоговые ставки в соответствии с НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности. Кроме  того, региональный законодатель правомочен также вводить налоговые льготы и основания их предоставления налогоплательщику. Иные элементы налогообложения устанавливаются  федеральными законами.[11. C. 26]

Региональные налоги и  сборы с 1 января 2005 г. включают:7

  • транспортный налог (гл. 28 НК РФ);
  • налог на игорный бизнес (гл. 29);
  • налог на имущество организаций (гл. 30).

Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в  случаях и порядке, которые предусмотрены  НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов  налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Специальными налоговыми режимами являются:8

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл. 26.2);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

Особенностью этих налогов  является то, что со дня их введения на территории субъектов Российской Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных  Налоговым кодексом РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований.

В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - местные  налоги и сборы устанавливаются  и вводятся в действие законами данных субъектов Федерации. При этом в  нормативных правовых актах определяются налоговые ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Представительные органы местного самоуправления могут  также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги включают:9

  • налог на имущество физических лиц (гл. 23 НК РФ);
  • земельный налог (гл. 31).

В России состав федеральных, региональных и местных налогов  в период 1992 - 2008 гг. постоянно изменялся. Это является отражением новых тенденций экономического развития и реформ государственного управления. Проводимая административная и налоговая реформа обусловливает дальнейшее изменение состава федеральных, региональных и местных налогов. Одновременно ряд налогов переведен в разряд неналоговых поступлений в государственный бюджет (в частности, таможенные пошлины, платежи по природопользованию).

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются  непосредственно с дохода или  имущества налогоплательщика: налог  на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество как  юридических, так и физических лиц. В связи с этим при прямом налогообложении  денежные отношения возникают между  конкретным налогоплательщиком и государством.

Косвенные налоги взимаются  в процессе движения доходов или  оборота товаров, работ и услуг. Они включаются в цену товара, а  также тариф на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

К примеру, налог на добавленную  стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Налогоплательщик при  реализации товаров (работ, услуг) получает с покупателя одновременно с ценой  и налоговые суммы, которые затем  перечисляет государству. Поэтому  косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются  для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении  субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий  в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства  с точки зрения их взимания, но достаточно сложными для налогоплательщика  с точки зрения укрывательства от их уплаты. Для государства эти  налоги привлекательны еще и потому, что поступление их в казну  прямо не привязано к финансово-хозяйственной  деятельности субъекта налогообложения  и фискальный эффект достигается  в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий  и организаций.10

Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась  исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно  косвенные налоги, а прямые налоги - роль экономического регулятора доходов  корпораций и физических лиц.

Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:

  • с организаций (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т.д.);
  • с физических лиц (налог на доходы физических лиц и т.д.);
  • с организаций и физических лиц (транспортный налог, госпошлина и т.д.).

Группировка налогов по объекту  обложения также нередко используется в научных изданиях. Она отражает деление налогов на налоги на доходы, имущество, действия (финансовые операции, обороты, хозяйственные активы), ресурсы (их использование).11

Наконец, в последние годы стала использоваться классификация  налогов по такому критерию, как  направление использования налогов, или назначение налогов. При этом выделяют общие, специальные и чрезвычайные налоги.

Общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу  государства - бюджет, хотя и разных уровней в зависимости от государственного устройства (по НК РФ это налог на прибыль, налог на добавленную стоимость  и др.).

Специальные налоги имеют  строго определенное назначение и предназначены  для формирования централизованных целевых фондов (например, единый социальный налог). Специальные налоги нередко  взимаются с отдельных групп  плательщиков.

Введение чрезвычайных налогов  непосредственно связано с конкретным событием или этапом существования  и развития той или иной страны.

Полная таблица основных признаком классификации налогов  представлена в Приложении 1.

В зависимости от характера  изменения налоговой политики (варьируя налоговую ставку) различают налоги прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Таким образом, социальная функция  налогов сводится к тому, что тот, кто работал больше и заработал  больше, должен платить больше налогов  с той целью, чтобы быть ближе  по своим доходам к менее обеспеченному     соседу, тем самым способствуя снижению социальной напряженности в обществе.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Правовое регулирование российской налоговой системы

Правовое регулирование  российской налоговой системы регламентировано законодательством Российской Федерации, включающим в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с  ним федеральные законы о налогах  и сборах; законы и иные нормативные  акты о налогах и сборах субъектов  Российской Федерации; нормативные  правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Законодательство о налогах  и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие  в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.13

Налоговый кодекс РФ - единый законодательный акт, систематизирующий  сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения  в России; он состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ, введенная  в действие с 1 января 1999 г., устанавливает  круг нормативно-правовых актов, подпадающих  под термин "законодательство о  налогах и сборах", который  регламентирует важнейшие положения  налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов  и сборов, порядок их введения и  отмены, а также весь комплекс взаимоотношений  государства с налогоплательщиками  и их агентами. Принятие части первой НК РФ явилось поистине историческим моментом в развитии экономических  реформ в нашей стране.

С 1 января 2001 г. вступила в  силу часть вторая НК РФ, определяющая порядок исчисления и уплаты отдельных  налогов.

В результате принятия Налогового кодекса РФ снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации; вместо 48 установленных  федеральным законодательством  налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его  принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей на данный момент установлены 15 видов налогов и сборов.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных  налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет  права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность  в незыблемости налоговой системы.

Информация о работе Сущность и функции налогов