Сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ налоговой системы современной России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
Определить сущность и функции налогов;
Раскрыть понятие «налоговая система»;
Описать налоговую систему Российской Федерации, определить ее роль и значение;

Работа состоит из  1 файл

макро налоги.docx

— 52.46 Кб (Скачать документ)

Систему налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Эта  система охватывает законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные  нормативные документы, а также  акты других отраслей законодательства в том случае, если они содержат нормы, применяемые к налоговым  отношениям.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов  и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, а также функции агента валютного  контроля в пределах компетенции  налоговых органов, является Федеральная  налоговая служба (ФНС России).

ФНС России представляет собой  уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических  лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий представление  в делах о банкротстве и  в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными  объединениями и иными организациями.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в  городах, городам без районного  деления, межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых  органов.

ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме  случаев, определяемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ (Минфина России).

Минфин России является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения  драгоценных металлов и драгоценных  камней, таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров и  транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии, организации  и проведения лотерей, азартных игр  и пари, производства и оборота  защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной  службы, противодействия легализации  доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.14

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении  Федеральной налоговой службы, Федеральной  службы страхового надзора, Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому  мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением  таможенными органами нормативных  правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров и  транспортных средств.

Минфин России взаимодействует  с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями.

 

 

Заключение

На основании всего  вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов.
  2. Сущностью налога является изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
  3. Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили четыре основные его функции - фискальную, стимулирующую, регулирующую и распределительную.
  4. Налоговая система есть не что иное, как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.        Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая 
    служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. 
    Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
  5. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну.
  6. Правовое регулирование российской налоговой системы регламентировано законодательством Российской Федерации, включающим в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и использованных источников:

1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ

2. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ

3. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации ".

4. Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: КНОРУС., 2006.

5. Дуканич Л. В., Налоги и налогообложение. Ростов на Дону.: Феникс. - 2007.

6. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. Пособие для экон. Вузов. М., Экономика, 2007.

7. Лыкова Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: «Бек»., - 2006.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21,

9. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник-М.:Юристъ, 2007.

10. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие.- 4-е изд. СПб.: Питер, 2008.

11. http://www.nalog.ru/ Федеральная Налоговая служба

12. www.cbr.ru. Центральный Банк России

13. http://bibliotekar.ru. Экономическая библиотека

14. www.minfin.ru. Министерство Финансов Российской Федерации

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Основные признаки классификации налогов .15

Основные признаки

Примеры-характеристика

 

Критерий перелагаемости налогов 

Способ обложения и  взимания налогов 

по платежеспособности плательщика

Прямые (налоги на доход и  имущество):

*налог на прибыль корпораций;

*налог на доходы с  физических лиц. 

Косвенные (акцизы; налог  с продаж; налог на добавленную  стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги).

 

Источники обложения

1. Налоги с дохода, прибыли. 

2. Налоги с капитала, ценных  бумаг. 

3. Налоги с имущества. 

 

Субъекты и объекты  обложения

* Налоги с физических  лиц. 

* Налоги с юридических  лиц. 

* Поземельный налог. 

* Поимущественный налог. 

 

По иерархии государственной  власти (статус)

* Федеральные налоги (налог  на добавленную стоимость, налог  на прибыль предприятий).

* Региональные налоги (налог  на имущество предприятий).

* Местные налоги (земельный  налог).

 

Воспроизводственные стадии

* Налоги на производство.

* Налоги на обращение. 

* Налоги на потребление. 

 

По факторам производства

* Налоги на труд.

* Налоги на капитал.   

* Налоги на землю. 

 

По целевому назначению

* Общие налоги (налог на  прибыль, налог на добавленную  стоимость).

* Специальные налоги (взносы  в социальные фонды).

 

По ограниченным производственным ресурсам

* Налоги на природные  ресурсы, трудовые ресурсы, на  инвестиционные информационные  ресурсы. 

 

Способы обложения доходов  и расходов

* Налоги на доходы.

* Налоги на расходы. 

 

Консолидации бюджетных  и внебюджетных фондов

* Бюджетные налоги; внебюджетные  фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, фонд обязательного  медицинского страхования).

 

 

1Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, С.171

2Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». С изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года. Глава 1, статья 3

3Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: КНОРУС., 2006. С. 232

4 Лыкова Л.Н., Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: «Бек»., - 2006. С.278.

5 Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации (текст по состоянию на 21 сентября 2009 г.).

6 Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Статья 13. Федеральные налоги и сборы (текст по состоянию на 21 сентября 2009 г.).

7 Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Статья 14. Региональные налоги (текст по состоянию на 21 сентября 2009 г.).

8 Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Статья 18. Специальные налоговые режимы (текст по состоянию на 21 сентября 2009 г.).

9Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ. Статья 15. Местные налоги (текст по состоянию на 21 сентября 2009 г.).

10Налоги и налогообложение. 4-е изд. / Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2007. С.178.

11 Дуканич Л.В., Налоги и налогообложение. Ростов на Дону.: Феникс. 2007.С.118.

12 Владимирова Н.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: КНОРУС., 2008. С.232.

13 Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: Учеб. Пособие для экон. Вузов. М., Экономика, 2007.С.254.

14 Налоговое право: Учебник / Под. ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2007.С.355.

15 Иванова Н.Г., Вайс Е..А., Кацюба И.А..Налоги и налогообложение, схемы и таблицы, Питер., 2008.С.245.


Информация о работе Сущность и функции налогов