Технологии обработки данных в налоговой службе с помощью АИС «Налог»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 01:21, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотреть и изучить технологии обработки данных в налоговой службе с помощью АИС «Налог».

Задачи данной работы:

- рассмотреть особенности системы управления органами ФНС РФ, а также АИС «Налог» и цели ее функционирования;

- охарактеризовать функциональные задачи, решаемые АИС «Налог» в органах налоговой службы;

- раскрыть особенности информационного обеспечения АИС «Налог».

Содержание

Введение -------------------------------------------------------------------------------- 3
1 Особенности системы управления органами ФНС РФ----------------------
1.1 Автоматизированная информационная система «Налог» и цели ее функционирования--------------------------------------------------------------------
5

6

2 Характеристика функциональных задач, решаемых АИС «Налог» в органах налоговой службы ----------------------------------------------------------
9
3 Особенности информационного обеспечения автоматизированной информационной системы «Налог» -----------------------------------------------
14
Заключение------------------------------------------------------------------------------ 17
Список использованных источников --------------------------------------------- 19

Работа состоит из  1 файл

аис налог.docx

— 51.22 Кб (Скачать документ)

     Подсистема  методической, ревизионной  и правовой деятельности осуществляю сбор, обработку и анализ информации, касающейся правильности применения налогового законодательства.

     Аналитическая деятельность ФНС включает анализ динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке и др.

     Для третьего уровня характерен свой состав функциональных подсистем:

     - регистрация предприятий;

     - камеральная проверка;

     - ведение лицевых карточек предприятий;

     - анализ состояния предприятия;

     - документальная проверка;

     - ведение нормативно-правовой документации;

     - внутриведомственные задачи;

     - обработка документов физических лиц.[4, с.119-224]

     Подсистема  регистрации предприятий связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам как юридическим, так и физическим лицам. При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Госреестр.

     Подсистема  камеральной проверки связана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. В задачи этой подсистемы входят проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок.

     Подсистема  ведения лицевых  карточек предприятий связана с получением данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов, контролем за своевременностью уплаты налогов в бюджет и т.д.                                 

     Подсистема  анализа состояния  предприятий взаимосвязана с подсистемами регистрации предприятий, а также камеральной и документальной проверок, так как анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке. В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления основных документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюджет и их оплате. [3, с.256]

     Подсистема  документальной проверки контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д.

     Подсистема  ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых органов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.

     Подсистема  внутриведомственных  задач включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятельности налогового органа как отдельной организационной структуры.

     Подсистему  обработки документов физических лиц осуществляет контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотренных законодательством РФ. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты. [5, с.119-138]

     Рассмотрим  порядок реализации задач основных подсистем функциональной части  АИС «Налог» в части работы с юридическими лицами.

     Обработка информации начинается с учета и  регистрации налогоплательщиков, которые осуществляются юридической службой налоговой инспекции. Эта служба руководствуется в своей деятельности нормативно-правовой базой, принимает от налогоплательщика все необходимые регистрационные документы, на основе которых создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике, и присваивает налогоплательщику уникальный регистрационный номер. Таким образом, создается «электронная папка» на налогоплательщика. Информация, содержащаяся в ней, используется всеми другими структурными подразделениями налоговой инспекции, а соответственно информация, формируемая в подсистеме «Регистрация предприятий», используется другими функциональными подсистемами АИС «Налог». Прежде всего, потребителем этой информации является подсистема «Камеральная проверка».

     Для решения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает в установленные законодательством сроки отчетные документы от налогоплательщиков. Так, основными документами являются баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, приложения к балансу, расчеты по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество предприятий и другие налоговые расчеты. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов, точности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогоплательщиком, вводятся в компьютер и происходит пополнение «электронной папки» налогоплательщика новой информацией, позволяющей отслеживать основные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в различные периоды. Решение задач камеральной проверки связано с использованием не только данных, сформированных в подсистеме «Регистрация предприятий», но и нормативно-справочной информации по организационно-правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогам и другой информации, создаваемой в подсистеме «Ведение нормативно-правовой документации». [6, с.32-40]

     Использование компьютерной технологии позволяет отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, выявлять нарушения этого законодательства, начислять платежи в бюджет. В конечном итоге информация, сформированная в этой подсистеме, служит основой для решения задач остальных функциональных подсистем, связанных с обработкой данных по налогоплательщикам - юридическим лицам. В первую очередь это касается выездных проверок. Данная проверка предусматривает просмотр всей необходимой документации предприятия, для того чтобы достичь целей документальной проверки. Использование компьютерной технологии для решения задач документальной проверки позволяет составить акт проверки, в котором излагаются все нарушения налогового законодательства и порядка организации и ведения бухгалтерского учета на проверяемом предприятии, в случае если они имеют место, и произвести начисление штрафов и пеней в соответствии с квалификацией нарушений. Для этого должна быть предоставлена возможность обращения к базам данных таких подсистем, как «Регистрация предприятий», «Камеральная проверка», «Ведение нормативно-правовой документации». Информация, сформированная в подсистеме «Выездная проверка», используется подсистемой «Ведение лицевых карточек предприятий» для учета недоимки или переплаты налогов, а также отражения данных по примененным по акту проверки санкциям.

     С помощью компьютера в подсистеме «Ведение лицевых карточек предприятий» выявляется сальдо расчетов предприятия с бюджетом по каждому налогу. Данные по каждому предприятию-налогоплательщику о начисленных суммах налогов поступают из подсистем камеральной и выездной проверок. Из банков поступают сведения об уплаченных налогах и зачислении денег на соответствующий бюджетный счет. Сопоставление начисленных и уплаченных сумм по конкретным налогам и срокам позволяет определить сальдо расчетов. В результате определяются суммы недоимки или переплаты по всем налогам и налоговым платежам в бюджет. [7, с.143-151] 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Особенности информационного обеспечения автоматизированной информационной системы «Налог»               

     Задачи  информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение АИС «Налог» состоит из внемашинного и внутримашинного.

     Внемашинное информационное обеспечение — это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков.

     Внутримашинное обеспечение — это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.[3, с.313]

     Для пользователей системы налогообложения внутримашинное обеспечение включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами, поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных.

     Массивы можно разделить на переменные (содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20 % годового объема) и постоянные (остальная информация).

     В переменных массивах содержится информация:

     - по результатам оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;

     - по анализу и прогнозированию базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;

     - по правовой практике налоговых органов и т.д.

     В постоянных массивах содержатся:

     - тексты законов, различных правовых актов;

     - тексты решений ФНС РФ, приказов, распоряжений и планов;

     - тексты организационно-методических документов;

     - классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;

     - данные Госреестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков;

     - нормативно-справочная информация финансового, материально-технического обеспечения, учета и движения кадров.[4, с.249-278]

     Основной  формой организации данных для их накопления, обработки и хранения в ЭВМ должны быть базы данных (БД). Базы данных состоят из массивов. Структурирование данных в информационные массивы БД должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:

     - объединения в единую БД данных, характеризующихся общим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процессов деятельности налоговых органов;

     - полноты и достаточности обеспечения информацией должностных лиц налоговых органов, в пределах номенклатуры данных, содержащихся во входных документах;

     - организации данных в информационные структуры и управления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимости между различными базами данных;

     - организации данных в БД с учетом существующих информационных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри налоговых органов;

     - обеспечения информационной совместимости с данными, поступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;

     - выполнение принципа системности и однократного ввода - данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения.

     Функциональный  и информационный состав БД зависит  от специфики каждого рабочего места  и от квалификации специалиста.

     К профессиональным БД в налоговых  органах относятся:

     - базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламентированным отчетным формам;

     - базы оперативных данных по налоговым поступлениям;

     - базы писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому законодательству;

     - базы производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;

     - базы документов внутреннего пользования различного назначения и т.д.

     Работа  таких баз данных обеспечивается специальным программным обеспечением.

     Значительное  место в информационном обеспечении  АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы. Для их функционирования создают:

     - БД по законодательным и нормативным актам по налогообложению;

     - БД инструктивных и методических материалов;

     - БД по общеправовым вопросам. [5, с.251-254] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     На  основании выше изложенного можно сделать краткие выводы по работе:

     - эффективное функционирование налоговой системы возможно только при условии использования передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике;

Информация о работе Технологии обработки данных в налоговой службе с помощью АИС «Налог»