Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение транспортного налога, а также проведение сравнительного анализа норм, регулирующих налогообложение владельцев транспортных средств, с действующими нормами, регулирующими соответствующие отношения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Анализ изменений налогового законодательства России на примере транспортного налога……………………………………………………...5
Порядок исчисления и взимания транспортного налога…………………………………………………..………
Заключение……………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

транспортный налог.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

Курсовая  работа по теме:

Транспортный  налог

Специальность: Финансы и кредит

Группа: УФВЗ-418-ОСнг-3

Курс: 4 

Проверил: Колясников А.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Москва, 2009г.

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Анализ изменений налогового законодательства России на примере транспортного налога……………………………………………………...5
  2. Порядок исчисления и взимания транспортного налога…………………………………………………..………

Заключение……………………………………………………………………….

Список  используемой литературы……………………………………………...

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

         Происходящие в  России изменения в области экономики, стремительное трансформирование  взаимоотношений между хозяйствующими субъектами друг с другом и их взаимоотношения  с бюджетом, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют от государства проведения адекватной налоговой политики и формирования эффективной налоговой системы.

         Тема данной работы – транспортный налог. Она является актуальной на сегодняшний день, так  как транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то данный налог касается почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.

         Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в разных регионах, можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога. 

         Налоги являются одним из главных источников пополнения бюджетов различных уровней. Важно знать и уметь правильно с ними обращаться, дабы не понести ответственность перед законом и, в то же время, не получить лишние убытки для своего предприятия или личного имущества.

         В настоящей работе мною будет проведен анализ налогового законодательства, касающегося транспортного налога.

         Целью данной работы является изучение транспортного налога, а также проведение сравнительного анализа норм, регулирующих налогообложение  владельцев транспортных средств, с  действующими нормами, регулирующими  соответствующие отношения.

         Для достижения цели работы необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи:

         - рассмотреть содержание  главы 28 части второй Налогового  кодекса «Транспортный налог»  и ее соотношение с региональным  законодательством;

         - рассмотреть содержание норм ряда законодательных актов, предусматривающих налогообложение владельцев транспортных средств (в частности, Закон РФ от 19.12.91 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», Закон 18.10.91 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РФ»);

         - провести сравнительный анализ указанных нормативных актов и выявить изменения, произошедшие в налоговом законодательстве РФ с введением в действие гл. 28 ч. 2 НК РФ;

         - оценить выявленные  изменения;

         - сделать выводы  о проделанной работе.

         Необходимость изучения обозначенных вопросов продиктована значительными изменениями в правовом регулировании отношений, возникающих в связи с исчислением, уплатой транспортного налога и другими его важными элементами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Анализ изменений налогового законодательства России на примере транспортного налога.

         Понятие транспортного налога и этапы его  развития.

         Понятие «транспортный  налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте «б» п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).

         Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты  субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).

         Однако налоговые  платежи владельцев транспортных средств  введением в действие данного  налога не ограничивались.

         Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо – сбытовых организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в размере 0,4 процента объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо – сбытовые организации уплачивали данный налог в размере 0,03% годового оборота.

         Помимо этого, ст. 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств Статья 6. Налог с владельцев транспортных средств, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в размере, который зависел от количества лошадиных сил транспортного средства.

         Кроме того, Закон  «О налогах на имущество физических лиц» физические лица, имевшие в  собственности водно-воздушные транспортные средства уплачивали налог в зависимости  от мощности мотора транспортного средства.

         Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения, как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов.

         В отличие от прежнего, современный транспортный налог  относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.

         С введением транспортного  налога из числа налогов, взимаемых  на территории Российской Федерации, исключаются:

         1) налог на пользователей автодорог;

         2) налог с владельцев  транспортных средств;

         3) акцизы с продажи  легковых автомобилей в личное  пользование граждан (статьи 2 и  9 Закона N 110-ФЗ);

         4) налог на водно-воздушные  транспортные средства, ранее уплачиваемый  физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (ст. 3 Закона N 110-ФЗ).

         Транспортный налог  был введен в действие 1 января 2003 года, он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств  в местный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством.

         Налогоплательщики.

         В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного  налога признаются организации и  физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства.

         Данное положение  имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства.

         Так, в соответствии со ст. 5 Закона «О дорожных фондах РСФСР» налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись, по общему правилу, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), независимо от наличия, количества, мощности принадлежащим им транспортных средств.

          Субъектами налогообложения  владельцев транспортных средств согласно ст. 6 Закона «О дорожных фондах РСФСР» являлись помимо юридических лиц (включая иностранные юридические лица), физические лица.

         С другой стороны  плательщиками налога на имущество  физических лиц – владельцев отдельных  видов транспортных средств (водно-воздушных) являлись все категории физических лиц (граждане РСФСР, иностранцы и т.д.).

         Статья 357 Налогового кодекса обладает рядом преимуществ  по сравнению с ранее действовавшим  законодательством:

         Во-первых, все налогоплательщики  транспортного налога объединены в одну группу – физические и юридические лица.

         Во-вторых, определен  единый критерий для признания лица налогоплательщиком – транспортное средство зарегистрировано на его имя.

         «Транспортные средства» - это обобщенное наименование объекта налогообложения.1 В соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

         Таким образом, регистрация  транспортного средства влечет возникновение  обязанности по постановке на налоговый  учет.

         Часть вторая ст. 357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования Закона N 110-ФЗ (30 июля 2002 г.) распространенную на практике ситуацию «продажи» транспортного средства на основе генеральной доверенности.

         Это пункт, по моему  мнению, отвечает интересам налоговых  органов, поскольку позволяет им эффективно осуществлять сбор налоговых платежей.

         Согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом  другому лицу для представительства  перед третьими лицами. Доверенность не является основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника.

________________________

1 Кузнецов А. Транспортный налог // Экономика и жизнь. - № 11. – 2002 г.

         Согласно абзацу второму ст. 357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения им до момента официального опубликования Закона N 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

         При этом лица, на которых  зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган  по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

         Согласно ранее  действовавшего законодательства при  применении налога с владельцев транспортных средств оставался неурегулированным  вопрос о том, на ком лежит бремя  уплаты налога при передаче транспортного  средства в аренду или лизинг.

Информация о работе Транспортный налог