Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:55, реферат
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации участниками налоговых правоотношений со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. К ним относятся[2]: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (налоговые органы), Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения (таможенные органы), государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, Министерство финансов РФ и финансовые подразделения субъектов РФ и органов местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов.
В соответствии
с Налоговым кодексом Российской
Федерации участниками
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»:
- Министерство РФ по налогам и сборам должно быть преобразовано в Федеральную налоговую службу с передачей функций Министерства РФ по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ;
- Государственный таможенный комитет РФ должен быть преобразован в Федеральную таможенную службу, с передачей его функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли РФ.
Так как положения настоящего указания в отношении Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной таможенной службы вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов, то в данной работе мы будем рассматривать структуру налоговых органов на основе действующего законодательства.
Основным звеном налоговых правоотношений со стороны государства выступают налоговые органы.
Права и обязанности других участников со стороны государства в значительной степени сужены. В частности, на Минфин России возложена задача разработки совместно с МНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложений о налоговой политике государства, развитии налогового законодательства и совершенствования налоговой системы страны.
Что касается конкретных
проблем взаимоотношения
Отдельным государственным органом исполнительной власти и исполнительной власти местного самоуправления, а также уполномоченным ими другим органам Налоговый кодекс предоставил право приема и взимания налогов и сборов, а также контроля за их уплатой налогоплательщиками.
Таможенные органы России занимаются взиманием налогов и сборов, установленных налоговым законодательством, исключительно при перемещении товаров через таможенную границу страны. В соответствии с этим они пользуются правом контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов при таможенном оформлении товаров, могут привлекать к ответственности лишь за нарушение налогового законодательства. Одновременно они несут ответственность за убытки, которые они причинили налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или принятых решений или, наоборот, бездействия.
На налоговые органы страны Налоговым кодексом и другими законами возложены главные задачи по реализации налогового законодательства.
Налоговые органы России представляют собой единую независимую централизованную систему (см. Приложение 1). Она состоит из центрального республиканского органа государственного управления – Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), управлений Министерства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, а также инспекций по районам, городам и районам в городах.
В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
Каждый из этих органов является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков. В этой структуре существует вертикальная подчиненность нижестоящего органа вышестоящему и всеобщая подчиненность руководителю МНС России.
МНС России входит в систему центральных органов государственного управления страны и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Главная задача налоговых органов Российской Федерации – контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами представительных органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Таким образом, налоговые органы, в отличие от таможенных органов, не являются сборщиками налогов, они контролируют их уплату.
Вместе с тем налоговым органам в этой работе предоставлены широкие права и полномочия.
Основное право налоговых органов – налоговая проверка налогоплательщика. Особенности контрольной работы налоговых органов по соблюдению налогового законодательства будут рассмотрены ниже.
Для реализации
возложенных на налоговые органы
задач они имеют право
При проведении
налоговых проверок[3] сотрудни
Налоговые органы
имеют также право осматривать
или обследовать любые
С принятием Налогового кодекса налоговые органы получили право определять сумму налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем.
В основу таких расчетов должны быть положены данные по другим аналогичным налогоплательщикам.
Основаниями для
расчетного определения суммы налогов
могут являться непредставление
налоговым органам в течение
более двух месяцев необходимых
для расчета налогов
В случае выявления в ходе контрольных мероприятий нарушений со стороны налогоплательщика налогового законодательства налоговые органы вправе требовать от них устранения нарушений, а также осуществлять контроль за выполнением указанных требований.
Налоговые органы имеют право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков о перечислении налогов в бюджет или внебюджетные фонды, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и пени.
В случае нарушения налогоплательщиками налоговых и других законов[4], связанных с уплатой налогов, налоговые органы вправе заявить ходатайство в соответствующие органы об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления видов деятельности, связанной с необходимостью получения лицензии.
При наличии у налогоплательщиков неисполненных обязанностей по уплате какого-либо налога налоговый орган обязан направить им требование об уплате налога.
Налоговые органы имеют право взыскивать недоимки по налогам, а также пени за просрочку платежей в бюджет. В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налогов в установленные законом сроки налоговый орган может сделать это принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщиков на счетах в соответствующих банках или за счет иного имущества налогоплательщика.
Исключительно важным для выполнения налоговыми органами возложенных на них задач является установленное для них Налоговым кодексом право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, а также налагать арест на имущество законопослушных плательщиков.
Арест имущества применяется налоговыми и таможенными органами только лишь в исключительных случаях в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога и может быть осуществлен лишь с санкции прокурора.
Налоговым органам представлены широкие полномочия в части предъявления исков в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.
При нарушении
налогоплательщиками
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о взыскании финансовых и административных санкций с налогоплательщиков, нарушивших налоговое законодательство;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным российским законодательством;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите.
За налоговыми органами Налоговым кодексом оставлены определенные права в части контроля правильности применения цен по совершаемым налогоплательщиком сделкам.
Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
- между взаимозависимыми лицами, т.е. физическими лицами или организациями, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности;
- при совершении внешнеторговых сделок;
- по товарообменным (бартерным) операциям;
- при отклонении более, чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам, работам и услугам, в пределах продолжительного периода времени.
Наряду с предоставлением налоговым органам широкими правами и полномочиями на них возложены также существенные обязанности.
Основная обязанность налоговых органов и их должностных лиц вытекает из главной задачи и состоит в необходимости осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Должностные лица налоговых органов, как это прямо записано в Налоговом кодексе, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и другим участникам налоговых правоотношений, не унижать их чести и достоинства.
Кроме того, право налоговых органов на проведение контрольных мероприятий, предоставленные им широкие права и полномочия налагают на должностных лиц налоговых органов важнейшую обязанность соблюдения налоговой тайны.
Налоговая тайна представляет собой практически любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, исключение составляют следующие сведения:
- разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- предоставляемые налоговым, таможенным или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми, таможенными и правоохранительными органами.
Осуществляя контроль за поступлением в бюджет всех уровней налоговых платежей и сборов, налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет налогоплательщиком излишне уплаченных ими или излишне взысканных с них сумм налогов, пеней, штрафов в предусмотренном Налоговым кодексом порядке.
Информация о работе Учет и контроль в государственных налоговых оргонах