Учет и контроль в государственных налоговых оргонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:55, реферат

Описание

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации участниками налоговых правоотношений со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления. К ним относятся[2]: Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (налоговые органы), Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения (таможенные органы), государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, Министерство финансов РФ и финансовые подразделения субъектов РФ и органов местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов.

Работа состоит из  1 файл

Учет и контроль в государственных налоговых органах.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что налоговые органы обязаны  вести учет налогоплательщиков, обеспечивать их формами установленной отчетности по налогам и разъяснять порядок  их заполнения, а также направлять налогоплательщикам копии актов налоговой проверки и решений налогового органа по результатам проверки.

Впервые в российской практике налоговых отношений[6] налоговым органам вменено в обязанность проведения разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по применению законодательства о налогах и сборах, предоставление бесплатной информации о действующих налогах и сборах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

При этом, исходя из положений Кодекса, налоговые  органы обязаны письменно разъяснить налогоплательщикам вопросы применения законодательства о налогах и  сборах и порядок исчисления и  уплаты налогов и сборов.

Налоговые органы обязаны также давать разъяснения  в средствах массовой информации и другими способами о порядке  исчисления и уплаты налогов и  сборов.

При проведении контрольных мероприятий налоговые  органы не должны причинять неправомерного вреда как самому налогоплательщику, так и находящемуся в его владении, пользовании или распоряжении имуществу.В связи с этим, налоговым кодексом, а также другими законодательными актами предусмотрена ответственность налоговых, таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий и решений, а также бездействия как самих указанных органов, так и их должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. 
 
 
 
 
 

Анализ  результативности контрольной работы налоговых органов 

      На  сегодняшний день достигнуты немалые  результаты, прежде всего, существенное повышение уровня показателей, характеризующих  эффективность контрольной работы налоговых органов. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля. Главным стратегическим направлением совершенствования такой работы является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов налогового контроля.

      В чем же суть этих методов и их отличие от тех, которые еще совсем недавно казались традиционными и незыблемыми? Так, еще каких-то пять лет назад большая часть дополнительных доначислений обеспечивалась посредством элементарной проверки первичной учетной документации налогоплательщика: налоговый инспектор приходил на предприятие, брал главную книгу, отыскивал неправильные бухгалтерские проводки, «вытаскивал» затраты, неправильно отнесенные на себестоимость, и, собственно говоря, этого оказывалось достаточно, чтобы обеспечить значительные доначисления по результатам контрольной работы, хотя, следует отметить, что такого рода нарушения – это прежде всего результат ошибок главных бухгалтеров, а не целенаправленного стремления уклонения от уплаты налогов.

      В настоящее время ситуация иная: налогоплательщик стал грамотнее, а недобросовестный налогоплательщик изворотливей. И на сегодняшний день основные схемы уклонения от налогообложения основаны на использовании «черного нала», двойной бухгалтерии, а также сложных механизмов сокрытия объектов налогообложения, связанных с использованием посреднических фирм, дочерних компаний, кредиторов, поставщиков и потребителей их продукции. Выявить такие схемы на основе использования одного метода проверки учетной документации просто невозможно.

      Поэтому в настоящее время главной задачей контрольной работы налоговых органов – это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.

      И основной акцент в решении данной проблемы ФНС РФ делает на усилении роли и значимости камеральных проверок налоговой отчетности. Настоящая позиция обусловлена следующими обстоятельствами:

  • камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля (трудозатраты на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддается автоматизации;
  • данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездными проверками ежегодно охватываются порядка 20% налогоплательщиков.

      В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации камеральная  проверка максимально приближена по своим возможностям к выездной: в процессе ее проведения налоговый инспектор может истребовать любые дополнительные документы и сведения, получить показания свидетелей, назначить встречные проверки, экспертизу и т.д. Анализ материалов контрольной работы налоговых органов показывает, что при проведении камеральных проверок налоговые органы постоянно расширяют использование предоставленного НК РФ права истребования у налогоплательщиков и их контрагентов всех необходимых документов и сведений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

      Кроме того, в сфере проведения камерального контроля заложена и эффективность  контроля выездного, поскольку именно по результатам камерального анализа  осуществляется отбор налогоплательщика  для проведения выездных проверок.

      Вопрос  обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок постоянно  находится в разряде наиболее актуальных проблем повышения эффективности  налогового контроля. Актуальность данной темы очевидна, поскольку в настоящее время 29 % выездных налоговых проверок, то есть практически каждая третья, заканчиваются безрезультатно, не принося каких-либо доначислений в бюджет. Такая ситуация вызывает необходимость внесения существенных изменений в действующую на сегодняшний день в налоговых органах методику планирования контрольных мероприятий.

      Сегодня налоговые органы кардинальным образом  меняют отношение к планированию проверок, и главное требование здесь  то, что прежде, чем выходить на выездной контроль налоговые органы должны иметь на 50% оснований и уверенности, что у налогоплательщика будут найдены существенные суммы налоговых нарушений. Особое внимание в этой сфере обращается максимальному использованию информации, полученной из внешних источников, которая является основой для проведения полноценной налоговой проверки. Это очевидный резерв налоговых органов.

      Совершенствование системы налогового контроля может  быть осуществлено посредством повышения  эффективности камеральных и  выездных проверок, что может быть достигнуто в результате проведения следующих мероприятий:

  • создание единой информационной базы налоговых органов, включающей в себя данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;
  • разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;
  • разработка и внедрение автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
  • разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;
  • совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявления приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;
  • создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

      Необходимо  отметить, что отдельные из перечисленных  выше мер уже применяются налоговыми органами, а содержание и методика других находится только на стадии разработки. При этом ФНС Минфина РФ вносятся и новые предложения по совершенствованию налогового контроля. Это, например, чтобы облегчить процедуру сдачи отчетности, с 2005 года в налоговых декларациях ФНС Минфина РФ введен двухмерный штрих-код и создание центров обработки данных, где бумажные документы будут преобразовываться в электронные носители информации.

      Другим  нововведением стало в 2004 году утверждение  ФНС Минфина России порядка взаимодействия налоговых органов и банков при  приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. Налоговый орган по месту учета налогоплательщика должен теперь формировать в электронном виде решение о приостановлении или об отмене приостановления операций по счетам. Это решение должно быть подтверждено электронной цифровой подписью руководителя налогового органа. Сформированное таким образом электронное сообщение должно передаваться в банки через региональные УФНС Минфина России.

      Помимо  этого, сегодня проводится большая  работа с целью совершенствования  налогового администрирования, которое является одним из основных условий полного и своевременного поступления в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей. Повышение уровня эффективности налогового администрирования названо Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному Собранию в качестве важного направления налоговой политики. Это направление является не только потенциальным резервом дальнейшего сокращения налогового бремени, но и способствует поддержанию равенства конкурентного режима для добросовестных налогоплательщиков.

      Современная система налогового администрирования  должна одновременно обеспечить: повышение  уровня собираемости налогов в целях  обеспечения полного и своевременного финансирования расходов бюджетов всех уровней; сокращение издержек налогоплательщиков и создание для них максимально удобных условий при исполнении обязанностей по уплате налогов; соблюдение принципа справедливости для всех экономических агентов, имея в виду обеспечение равных условий налогообложения для предприятий, работающих в одной сфере хозяйственной деятельности; снижение затрат государства на осуществление налогового контроля.

      Важным  результатом проведения налоговой  реформы стало общее улучшение  уровня контрольной работы налоговых  органов, что стало одним из факторов, обусловивших повышение общего уровня собираемости налогов. При этом имеет место заметное ослабление ранее присущего налоговым органам «карательного уклона» в пользу постепенного налаживания уважительных партнерских отношений с добросовестными налогоплательщиками. Вместе с тем эта работа требует дальнейшего усовершенствования.

Практическая  часть 

Согласно  подпункту  4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики

обязаны  представлять в налоговый орган по месту  учета в установленном

порядке  налоговые  декларации  по  тем  налогам,  которые они обязаны

уплачивать,  если  такая обязанность предусмотрена  законодательством о

налогах и сборах.

     На  основании  пункта  2  статьи  80  НК  РФ налоговая декларация

представляется  в  налоговый орган по месту учета налогоплательщика по

установленной  форме  на  бумажном  носителе  или в электронном виде в

соответствии  с законодательством РФ.

     Налогоплательщик  вправе представить декларацию  в налоговый орган

лично  либо  через  своего  представителя,  направить в виде почтового

отправления  с  описью  вложения  или передать по телекоммуникационным

каналам связи.

     Для     повышения     эффективности    организации    работы    с

налогоплательщиками  в  налоговых  органах  и  систематизации  функций

отделов работы с налогоплательщиками приказом МНС России от 10.08.2004

N    САЭ-3-27/468@    утвержден   Регламент   организации   работы   с

налогоплательщиками.

     В   пункте  2.1.4  Регламента  предусмотрено,  что должностное лицо

отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности

налогоплательщику  в случае представления ее не по форме, утвержденной

федеральными,   региональными   органами   исполнительной   власти   и

исполнительными   органами   местного   самоуправления.   Если   такая

отчетность  поступила  по  почте,  отдел  работы с налогоплательщиками,

получив   ее  из  отдела  финансового  и  общего  обеспечения  (общего

обеспечения),  считает  ее непринятой, не регистрирует и в трехдневный

срок    направляет    налогоплательщику   уведомление   о   том,   что

представленная  не  по  форме  отчетность  не  принята  и  должна быть

Информация о работе Учет и контроль в государственных налоговых оргонах