Абсолютизм в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:57, доклад

Описание

XIII век по праву считается периодом блестящего расцвета феодализма во Франции. В это время королевский домен охватил уже значительную часть страны, так как были присоединены Пуату, Шампань, графства Тулузские и некоторые графства Аквитании. Крестовый поход Северофранцузских рыцарей привел в конце концов к тому, что государем богатого Лангедока стал французский король. В начале XIV века английские владения были сведены к прибрежной полосе между Бордо и Байонной, а королевский домен простирался от Фландрии до Средиземноморья, охватывая приблизительно три четверти территории страны. Вне его оставались только Бургундия, Бретань и несколько аквитанских графств.

Работа состоит из  1 файл

Абсолютизм.docx

— 46.27 Кб (Скачать документ)

На первую половину XVII в. пришлось становление центральной  администрации княжества. До этого  правительство Бранденбурга было практически  неорганизовано. Существовали только высший апелляционный суд (Судебная палата) и орган общего финансового контроля за сословными институтами сбора налогов и пошлин (Чиновная палата). Администрация курфюрста была представлена несколькими советниками, важнейшим из которых считался канцлер.

Он, в частности, представлял  правительство на ландтагах. Кроме  этого, реальная администрация находилась в руках новых местных властей. Земли старых владений были поделены вначале на 3, потом на 2 особых старшинства. Они управлялись советниками-чиновниками, там были свои суды и финансовые органы. Во главе т. н. Новой марки, кроме того, стоял назначенный  курфюрстом штатгальтер со всей полнотой военной, полицейской и административной власти. Своя администрация начала устанавливаться и в новых  областях.

В 1603 г. для централизованного  руководства владениями был создан Тайный совет из 9 членов – высших должностных лиц, назначенных курфюрстом. Первоначально Совет образовывался  только для «подачи советов» правителю, для «лучшего ведения дел». Однако вскоре он сосредоточил у себя все  нити реального государственного управления. Вне поля его деятельности оставались только Судебная палата и церковь.

Совет стал высшим финансовым органом страны, располагал прямыми  полицейскими, хозяйственными, правовыми  полномочиями. Заседал Совет дважды в неделю, причем курфюрст в его  работе практически не участвовал, только утверждал регулярно его  решения. Создание нового органа было разрывом с прежним принципом  сословной администрации. Статус Совета и его деятельность неоднократно регламентировались специальными уставами. С 1616 г., по новому уставу, ему был  вменен надзор и за Судебной палатой, а затем и церковью.

В 1651 г. Тайный совет  был подразделен на 19 департаментов. Это была практически первая известная  в Европе попытка сочетать высшие правительственные полномочия с  ведомственным управлением. Департаменты строились и по ведомственному, и  по территориальному принципу (так, 4 из них заведовали новыми землями, нескольким поручались международные дела по отдельным  странам, нескольким – разные сферы  отношений с империей). Совет был  расширен. Его официально возглавил  директор как председатель коллегии.

Второй стороной возрастания значения государственности  в княжестве, а с нею и власти курфюрста стало развитие военной  организации. До XVII в. армия была невелика и состояла в главном из феодально-сословного ополчения от рыцарства (до 7,5 тыс. конницы) и городов (до 10 тыс. пехоты). В XVI в. началось строительство мощных крепостей, размещение там постоянных гарнизонов. На протяжении XVII в. в Бранденбурге был осуществлен  переход к рекрутско-наемной системе формирования (первый набор – в 1620 г., со службой всего в три месяца, полный переход на новую систему – в 1693 г.).

Наборы осуществляли сами полки, для чего выделялись специальные  охотники-офицеры. Финансовая сторона  рекрутства была возложена на специальных  отдельных комиссаров. Рекрутство разрушило  сословно-привилегированный характер армии: с 1703 г. набирать их начали и из крепостных. Это стала вполне абсолютистская армия нового подчинения и регулярного  строя.

Переход к новой  армии вызвал, во-первых, введение новых  налогов –повсеместных и общих – контрибуции, а затем и акциза. Во-вторых, стала формироваться совершенно особая организация военно-гражданского управления в центре и на местах. В качестве посредников между гражданскими и военными властями учреждались в округах комиссары. При них – окружные коллегии из рыцарства и чиновников, выполнявшие обязанности контроля за финансами и в силу этого с полицейской властью.

При очередной реорганизации  армии курфюршество было разделено  на 3 военных округа, каждый во главе  с военным губернатором (с 1655 г. –  генеральным военным комиссаром). Под его началом сложилась  целая сеть военных должностных  лиц: генерал-квартирмейстер (по размещению войск), генерал-провиантмейстер (по интендантству), генерал-аудитор (по общему контролю за расходованием средств). На уровне провинций и новоприсоединенных земель учреждались должности старших комиссаров, при полках, расквартированных по крепостям и городам, – комиссаров с финансовыми полномочиями.

По сути, рядом  с чиновничье-бюрократическим государством сложилась новая организация  – военное государство, регулировавшее различные сферы управления в  единстве и в замкнутой подчиненности  верховной власти курфюрста. Это  была не только административная особенность  государственного строя Бранденбурга. В этом заключалась важнейшая  предпосылка к нарочитой военизации политики Пруссии в XVIII в. и деформированному значению в ее последующей истории  военного элемента.

Правовая политика власти во второй половине XVII в. была направлена также на отказ от старого сословного строя. В 1653 г. собрался последний ландтаг  полного состава. Потеряло значение сословное финансовое управление в  связи с введением постоянных и неизменных, собираемых только по воле власти налогов. Дворянство стало  превращаться в замкнутое сословие: запрещалось недворянам приобретать рыцарские имения, ограничивалось право вступать в брак с недворянами.

Благодаря искусной дипломатической игре курфюршеству удалось приобрести новый государственно-политический статус. Поскольку статус самого Бранденбурга в рамках империи не мог подвергаться переменам, герцогство Прусское (крупнейшее из новоприобретенных областей) было объявлено королевством. Это получило признание европейских государств (1701). Курфюрсты Бранденбурга получили титул прусских королей, а малонаселенная и экономически отсталая Пруссия  стала политическим центром реформированного государства, в котором сложился особый, военно-бюрократический абсолютизм.

XV-XVI вв. - период становления  абсолютизма в  Португалии

История / XV-XVI вв. - период становления  абсолютизма в  Португалии

Усилился процесс  вытеснения крупной родовой знати  знатью служилой, уменьшилась роль кортесов, увеличились прерогативы  королевской власти. Король Жуан II (правил в 1481-95) ограничил феодальную юрисдикцию; жестоко подавил феодальный мятеж 1483-84, казнив его зачинщиков — герцогов Брагансы и Визеу. 

С укреплением абсолютизма  была связана политика внешней экспансии, начатой захватом в 1415 африканской  крепости Сеуты и экспедициями на западном побережье Африки, организованными Генрихом Мореплавателем.К 1485 Португалия овладела рядом опорных пунктов на западном побережье Африки, островами Мадейры, Зелёного Мыса, островами Сан-Томе и Принсипи, Азорскими островами.Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию (1498 год) положило начало португальской экспансии в Восточную Африку, Индию, Юго-Восточную Азию.С высадки португальского мореплавателя Португалия Кабрала на бразильском побережье (1500) началось завоевание Португалией Бразилии, ставшей впоследствии крупнейшей португальской колонией.

Наивысшего расцвета португальская колониальная империя  достигла в 1-й половине XVI в. Львиная  доля доходов от ограбления колоний, вывоза пряностей, работорговли доставалась  феодальной знати и церковной  верхушке. Эксплуатация колоний способствовала консервации феодальных отношений  в метрополии. Приток в Португалию огромных богатств из колоний привёл лишь к кратковременному экономическому подъёму (выразившемуся в первую очередь в появлении в конце XV — 1-й половине XVI вв. мануфактурного производства шёлковых и шерстяных  тканей).

Мало заинтересованный в развитии национальной промышленности класс феодалов не вкладывал в  неё доходы, получаемые в результате экспансии, а в значительной мере тратил их на приобретение в Англии, Франции, Нидерландах предметов  роскоши.

Подрывала экономику  Португалии «революция цен» XVI в., вызвавшая  разорение крестьян, ремесленников  и рыцарства. Со 2-й половины XVI в. начался экономический упадок Португалии. Его усугубляло растущее влияние  католической церкви. Инквизиция усилила  преследование маранов; их массовое бегство за границу вызвало утечку из Португалии имевшихся у них значительных капиталов.

На морских путях  в Индию Португалия вступила в  тяжёлую борьбу с Англией, Францией, в конце XVI в. — с Голландией.

При короле Себастьяне I (с 1557) страной правили фактически иезуиты; они втянули Португалию в захватническую войну в Марокко, закончившуюся поражением португальские  войск и гибелью в 1578 Себастьяна I.

После его смерти Португалией завладел испанский  король Филипп II. В период испанского господства (1581—1640) Португалия превратилась в придаток испанской империи; была втянута в бесконечные войны, которые вела Испания с Англией  и Голландией. Страна нищала, сокращалось её население, рос налоговый гнёт, торговля перешла под контроль иностранцев (главным образом голландцев и англичан). Недовольство испанским владычеством привело к неоднократным восстаниям в 1637-38 и ко всеобщему восстанию в 1640 году, в итоге которого Португалия добилась отделения от Испании. Королём был провозглашен герцог Жуан Брагансский (Жуан IV, правил в 1640—1656).В борьбе с Испанией Португалия искала поддержку у Швеции, Франции, Голландии; в 1654 подписала договор с Англией, гарантировавший Португалии независимость, но фактически включавший её в орбиту английской политики. В 1668 Испания была вынуждена признать независимость Португалии.

В начале XVIII в. внешнеполитическое положение Португалии осложнилось войной за Испанское наследство, в которой Португалия приняла сначала сторону Франции, но под нажимом Англии, направившей весной 1702 эскадру в Португалию, а также Австрии и Голландии примкнула 16 мая 1703 к антифранцузской коалиции. В тот же день Англия подписала с Португалией Лиссабонский договор 1703, провозгласивший «вечный союз» Англии и Португалии, а 27 декабря Метуэнский договор 1703, позволивший англичанам в короткий срок овладеть португальской внешней торговлей и превратить Португалию в политически и экономически зависимую от Англии страну.

В результате слабые промышленность и сельское хозяйство Португалии пришли в упадок, а начавшееся развитие капиталистических отношений замедлилось. Положение ещё больше ухудшилось в правление Жуана V (правил в 1706—50), при котором двор отличался небывалой расточительностью.

Информация о работе Абсолютизм в Европе