Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:39, реферат
1. Аграрный вопрос в России в начале 20 в. Политика самодержавия по аграрному вопросу
2. Политические дискуссии накануне проведения аграрной реформы Столыпина
В конце 1905 г., когда
дела у царского правительства были
из рук вон плохи, главноуправляющий
землеустройством и земледелием Н.Н. Кутлер
поставил вопрос о частичном отчуждении
помещичьих земель. И даже Д.Ф. Трепов тогда
вроде бы сочувственно отнесся к этому
плану. Но царь после недолгого колебания
решительно отверг кутлеровский проект,
а сам Кутлер с треском вылетел в отставку.
Впоследствии никто из министров и мысли
не допускал о том, чтобы явиться к царю
с подобным предложением.
Столыпин, как
видно, считал, что в таком проекте
нет надобности. Частичное отчуждение
помещичьей земли фактически уже идет.
Многие помещики, напуганные революцией,
продают имения. Важно, чтобы Крестьянский
банк скупал все эти земли, разбивал на
участки и продавал крестьянам. Из перенаселенной
общины лишние работники упадут на банковские
земли. Идет переселение в Сибирь. Под
воздействием определенных правительственных
мер община прекратит эти свои бесконечные
земельные переделы. Надельная земля перейдет
в личную собственность. Некоторые крепкие
хозяева станут заводить хутора и отруба
на общинных землях. Правда, это довольно
трудно: если закончились переделы, а некоторые
полосы стали личной собственностью, то
как передвинуть наделы всех крестьян,
чтобы выкроить хутор? Но над этим вопросом
работает А.А. Кофод, главный теоретик
из Главного управления землеустройства
и земледелия.
Примерно так
сложилась у Столыпина общая
концепция реформы. В этих рамках
он смирился с проектом Гурко и
даже как бы "усыновил" его. Правда,
иго был не тот случай, когда
приемное чадо становится похожим на
отца. Скорее, происходило обратное. "Надо
вбить клин в общину" ,- говорил Столыпин
своим сподвижникам. "Вбить клин",
заставить прекратить переделы, наделать
хуторов и отрубов на общинных землях
- все эти идеи подспудно или открыто были
выражены в проекте Гурко. Оттуда Столыпин
их и почерпнул.
10 октября 1906
г., когда этот проект
Деятельность
Крестьянскою банка вызывала растущее
раздражение среди помещиков. Это проявилось
в резких выпадах против него на III съезде
уполномоченных дворянских обществ в
марте-апреле 1907 г. Делегаты были недовольны
тем, что банк продает землю только крестьянам
(некоторые помещики были непрочь воспользоваться
ею услугами как покупатели). Их беспокоило
также то, что банк не совсем еще отказался
от продаж земли сельским обществам (хотя
он старался продавать землю в основном
отдельным крестьянам цельными участками).
Общее настроение дворянских депутатов
выразил А.Д. Кашкаров: "Я полагаю, что
Крестьянский банк не должен заниматься
разрешением так называемого аграрного
вопроса... аграрный вопрос должен быть
прекращен силой власти" .
В это же время
крестьяне весьма неохотно выходили
из общины и укрепляли свои наделы. Ходил
слух, будто тем, кто выйдет из общины,
не будет прирезки земли от помещиков.
Только после
окончания революции аграрная реформа
пошла быстрее. Прежде всего правительство
предприняло энергичные действия по
ликвидации земельных запасов Крестьянского
банка. 13 июня 1907 г. этот вопрос разбирался
в Совете министров, было решено образовать
на местах временные отделения Совета
банка, передав им ряд важных полномочий.
В длительную командировку, для участия
в работе этих отделений, отправились
многие видные чиновники Министерства
финансов, МВД и Главного управления землеустройства
и земледелия.
С некоторой
обидой А.А. Кофод позднее вспоминал,
что "весной 1907 г. даже Столыпин считал
землеустройство побочным вопросом
в сравнении с громадной работой,
которую требовалось провести для распределения
огромных земельных площадей, купленных
Крестьянским банком". До Кофода дошла
весть, что и его собираются заслать в
одно из временных отделений. Сослуживцы
советовали не сопротивляться, поскольку
"Петр Аркадьевич не любит, когда противоречат
его планам, даже в деталях". Но Кофод
был занят составлением инструкции по
землеустройству и считал себя "единственным
человеком, который имеет ясное представление
о том, как правильно должна быть сделана
эта работа". Исполненный собственною
достоинства как истинный европеец, он
явился к Столыпину и сумел себя отстоять.
Отчасти в результате
принятых мер, а больше того - вследствие
изменения общей обстановки в
стране дела у Крестьянскою банка
пошли лучше. Всего за 1907-1915 гг. из фонда
банка было продано 3909 тыс. дес., разделенных
примерно на 280 тыс. хуторских и отрубных
участков. До 1911 г. объем продаж ежегодно
возрастал, а затем начал снижаться. Это
объяснялояь, во-первых, тем, что в ходе
реализации указа 9 ноября 1906 г. на рынок
было выкинуто большое количество дешевой
надельной "крестьянской" земли,
а во-вторых, тем, что с окончанием революции
помещики резко сократили продажу своих
земель. Оказалось, что подавление революции
в конце концов не пошло на пользу созданию
хуторов и отрубов на банковских землях,
а реализация проекта Гурко сильно подрезала
это дело. Оно заняло видное, но все же
второстепенное место в аграрной политике
правительства. Между тем именно это направление
политики было наиболее близко Столыпину.
Вопрос о том,
как распределялись покупки банковских
хуторов и отрубов среди
Ступив на банковскую
землю, крестьянин как бы восстанавливал
для себя те изнурительные и бесконечные
выкупные платежи, которые под давлением
революции правительство отменило с 1
января 1907 г. Вскоре появились недоимки
по банковским выплатам. Как и прежде,
власти вынуждены были прибегать к рассрочкам
и пересрочкам. Но появилось и нечто такое,
чего крестьянин раньше не знал: продажа
с молотка всего хозяйства. С 1908 по 1914 г.
таким путем было продано 11,4 тыс. участков.
Это, по-видимому, было прежде всею мерой
устрашения. И основная часть бедноты,
надо думать, осталась на своих хуторах
и отрубах. Для нее, однако, продолжалась
та же жизнь ("перебиться", "продержаться",
"дотянуть"), какую она вела в общине.
Впрочем, это
не исключает того, что на банковских
землях появились и достаточно крепкие
фермерские хозяйства. С этой точки
зрения землеустройство на банковских
землях было перспективнее, чем на надельных.
Однако, как уже творилось, таких хозяйств
изначально было немного.
Наладив деятельность
Крестьянского банка, правительство
вплотную занялось реализацией указа
9 ноября 1906 г. На места заспешили
министерские ревизоры, потребовавшие
от губернских и уездных чиновников, чтобы
все их силы сосредоточились на проведении
аграрной реформы. Земские начальники,
уличенные в нерадивости, увольнялись
в отставку. Это резко подхлестнуло активность
тех, кто оставался на службе. Явившись
в то или иное село и собрав сход, они первым
делом спрашивали: "Почему не укрепляетесь?
Кто вас смущает?" Печать была переполнена
сообщениями о произволе администрации.
Аресты сельских старост и отдельных крестьян,
запрещение высказываться на сходах против
указа, вызов стражников и содержание
их за счет общества - таков перечень средств,
наиболее широко применявшихся властями.
Практиковалась и административная высылка
особо активных противников реформы из
числа крестьян. Сведения о таких высылках
можно найти и в литературе, и в архивах.
К сожалению, общее число крестьян, высланных
за агитацию против реформы, до сих пор
не подсчитано.
Психология государственных
деятелей, говорящих одно и делающих
другое,- явление поистине загадочное.
По-видимому, редко кто из них
в такие моменты сознательно лжет и лицемерит.
Благие намерения провозглашаются чаще
всего вполне искренне. Тот же Столыпин,
как мы помним, изначально вовсе не хотел
насильственною разрушения общины. Другое
дело, что не они, выступающие с высоких
трибун, составляют множество тех бумаг,
в которые и выливается реальная политика.
Они их только подписывают, не всегда успев
даже бегло просмотреть, не запомнив и,
конечно же, не имея представления, какова
статистика тех или иных распоряжений.
Если при подписании какого-либо документа
возникнет сомнение, то докладывающий
его чиновник (человек, несомненно, толковый
и дельный, показавший свою преданностью
тут же все объяснит или предпримет какой-либо
маневр. В крайнем случае - обидится (это
на начальство тоже иногда действует).
После недолгих колебаний документ будет
подписан.
Третьеиюньский
государственный переворот
За эти годы
в некоторых южных губерниях,
например в Бессарабской и Полтавской,
общинное землевладение было почти
совсем ликвидировано. В других губерниях,
например в Курской, оно, утратило первенствующее
положение. (В этих губерниях и раньше
было много общин с подворным землевладением).Но
в губерниях северных, северо-восточных,
юго-восточных, а отчасти и в центрально-промышленных
реформа лишь слегка затронула толщу общинного
крестьянства.
Чересполосно
укрепляемая личная крестьянская земельная
собственность весьма отдаленно
походила на классическую римскую "священную
и неприкосновенную частную собственность".
И дело не только в правовых ограничениях,
налагавшихся на укрепленные наделы (запрещение
продавать лицам некрестьянского сословия,
закладывать в частных банках). Самикрестьяне,
выходя из общины, первостепенное значение
придавали закреплению за собой не конкретных
полос, а общей их площади. Поэтому они,
случалось, были не прочь принять участие
в общем переделе, если при этом не уменьшалась
площадь их надела (например, при переходе
на "широкие полосы"). Чтобы власти
не вмешались и не расстроили дело, такие
переделы иногда производились тайно.
Бывало, что такой же взгляд на укрепляемую
землю усваивало и местное начальство.
Со смешанным
чувством относился Столыпин к такому
развитию. С одной стороны, он понимал,
что только рассечение надела на отруба
изолирует крестьянские хозяйства
друг от друга, только полное расселение
на хутора окончательно ликвидирует общину.
Крестьянам, рассредоточенным по хуторам,
трудно будет поднимать мятежи. "Совместная
жизнь крестьян в деревнях облегчала работу
революционерам" ,- писала М.П. Бок явно
со слов отца. Этот полицейский подтекст
реформы нельзя упускать из виду.
С другой стороны,
Столыпин не мог не видеть, что вместо
крепких, устойчивых хозяйств землеустроительное
ведомство фабрикует массу
4. Судьба и
значение аграрной реформы в
России
Итоги столыпинской
аграрной реформы выражаются в следующих
цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное
укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им
принадлежало 14,1 млн. дес. земли. 469 тыс.
домохозяев, живших в беспередельных общинах,
получили удостоверительные акты на 2,8
млн. дес. 1,3 млн. домохозяев перешли к хуторскому
и отрубному владению (12,7 млн. дес.). Кроме
того, как уже говорилось, на банковских
землях образовалось 280 тыс. хуторских
и отрубных хозяйств - это особый счет.
Но и другие приведенные выше цифры нельзя
механически складывать, поскольку некоторые
домохозяева, укрепив наделы, выходили
потом на хутора и отруба, а другие шли
на них сразу, без чересполосного укрепления.
По приблизительным подсчетам, всего из
общины вышло около 3 млн. домохозяев, что
составляет несколько меньше третьей
части саг общей их численности в тех губерниях,
где проводилась реформа. Впрочем, как
отмечалось, некоторые из выделенцев фактически
давно уже забросили земледелие. Из общинного
оборота было изъято 22 % земель. Около половины
их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась
в общинный котел. В конечном итоге властям
не удалось ни разрушить общину, ни создать
устойчивый и достаточно массовый слой
крестьян-собственников. Так что можно
творить об общей неудаче столыпинской
аграрной реформы.