Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:11, реферат
Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило в ещё большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Углубление процесса общественного разделения труда, рост промышленности, внутренней и внешней торговли разлагали феодальную систему хозяйства. Обострявшийся конфликт между новыми, капиталистическими отношениями, и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса феодализма. Ярким выражением этого кризиса являлось обострение классовой борьбы в крепостной деревне.
Негосударственное
образовательное частное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
институт управления и права»
Реферат по дисциплине: История экономики
на тему:
Аграрная реформа в России в 1861 г.
и ее последствия.
Подготовила
студентка 4 курса
очно-заочного отделения
Факультета Экономики
Панкова Е.В.
Преподаватель:
Шубина Т.Л.
Санкт-Петербург
2012 год
Введение
К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.
Развитие
капиталистических отношений в
дореформенной России приходило
в ещё большее противоречие с
феодально-крепостническим
Поражение в Крымской войне подорвало международный престиж России, ускорило отмену крепостного права и проведение военных реформ в 60-70-х гг. XIX в. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базу абсолютизма.
Этот путь был начат с проведения важнейшей реформы отмены крепостного права в 1961 г.
1.
Предпосылки проведения
реформ
Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма, опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.
В конце XVIII - середине XIX в. даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания решения крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.
Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.
Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.
Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.
Таким
образом, отмена крепостного права была
обусловлена политическими, экономическими,
социальными и нравственными предпосылками.
Эти предпосылки также обуславливали
проведение других немаловажных буржуазных
реформ: в области местного управления,
суда, образования, финансов, в военном
деле.
2. Обнародование манифеста
«Положений 19 Февраля
1861 г.»
19 февраля 1861 г. Государственный совет завершил обсуждение проекта «Положений». А 29 февраля они были подписаны царём и получили силу закона. В тот же день царь подписал Манифест, возвещающий об освобождении крестьян.
Ликвидация
феодальных отношений в деревне
- не единовременный акт 1861 г., а длительный
процесс, растянувшийся на несколько
десятилетий. Полное освобождение крестьяне
получали не сразу с момента обнародования
Манифеста и «Положений 19 февраля 1861 г.».
В манифесте объявлялось, что крестьяне
в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.)
обязаны отбывать те же самые повинности,
что и при крепостном праве. Отменялись
лишь так называемые добавочные сборы
(яйцами, маслом, льном, холстом, шерстью
и т.п.), барщина ограничилась 2 женскими
и 3 мужскими днями с тягла в неделю, несколько
сокращалась подводная повинность, запрещался
перевод крестьян с оброка на барщину
и в дворовые. Завершающим актом в ликвидации
феодальных отношений являлся перевод
крестьян на выкуп.
3.
Правовое положение
крестьян и крестьянские
учреждения
По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого раньше помещик мог отнять всё его достояние, а самого его продать, подарить, заложить, теперь получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключат разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Всё это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода на заработки и, следовательно, складыванию рынка рабочей силы. Однако вопрос о личном освобождении крестьян не получил еще полного, последовательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения продолжали сохраняться. Сохранялись и сословная неполноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести рекрутскую, подушную и разного рода другие денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные сословия (дворянство, духовенство, купечество).
За поведением крестьян и обеспечения исправного отбывания крестьянами повинностей в пользу помещика и государства отвечало крестьянское «Общественное управление». Закон 1861 г. сохранял общину, которую правительство и помещики использовали как фискально-полицейскую ячейку в пореформенной деревне.
Решение аграрного вопроса занимало первенствующее место в реформе 1861 г. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной землёй, обязанные отбывать за неё повинности. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика.
Полное обезземеление крестьян было экономически невыгодной и социально опасной мерой: лишая помещиков и государство возможности получать прежние доходы с крестьян, оно создавало многомиллионную армию безземельного пролетариата и грозило крестьянским восстанием.
Но
и наделение крестьян достаточным
количеством земли которое
Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела, если он превышал определенную для данной местности высшую или указную норму, что в итоге сократило крестьянское землепользование в целом по стране более чем на 1/5.
До перехода на выкуп крестьяне обязаны были за предоставленные им в пользование наделы отбывать повинности в виде барщины или оброка. Закон устанавливал следующие нормы оброка: за высший надел в промышленных губерниях - 10 руб., в остальных - 8-9 руб. с 1 души мужского пола (в имениях, находившихся не далее 25 верст от Петербурга, - 12 руб.). В случае близости имений к железной дороге, судоходной реке, к торгово-промышленному центру помещик мог ходатайствовать об увеличении нормы оброка Барщина за высший душевой надел устанавливалась в размере 70 рабочих дней (40 мужских и 30 женских) с тягла в год, при этом 3/5 дней в летнее и 2/5 в зимнее время. Величина рабочего дня составляла 12 часов летом и 9 часов зимой. Объём работ в течении дня определялся особым «урочным положением». Однако низкая производительность барщинного труда и особенно распространившийся саботаж крестьянами барщинных работ заставляли помещиков переводить крестьян на оброк и вводить более эффективную по сравнению со старой барщиной отработочную систему. За 2 года удельный вес барщинных крестьян сократился с 71 до 35%.
Перевод
крестьян на выкуп являлся завершающим
этапом освобождения их от крепостной
зависимости. Законом 28 декабря 1881 г. устанавливался
перевод крестьян на обязательный выкуп
начиная с 1 января 1883 г. К этому времени
на временнообязанном положении оставалось
15% крестьян. Перевод их на выкуп завершился
к 1895 г.
4. Ответ крестьян на
реформу.
1861
г. Обнародование Манифеста и
«положений 19 февраля 1861 г.», содержание
которых обмануло надежды крестьян на
«полную волю», вызвало взрыв крестьянского
протеста весной 1861 г. За первые 5 месяцев
этого года произошло 1340 массовых крестьянских
волнений, всего же за год - 1859 волнений.
Фактически не было ни одной губернии,
в которой в большей или меньшей степени
крестьяне не протестовали бы против «дарованной»
им «воли». Продолжая уповать на «доброго»
царя, крестьяне никак не могли поверить
в то, что от него исходят такие законы,
которые на 2 года оставляли их в прежнем
подчинении помещикам, по прежнему вынуждали
их исполнять барщину и платить оброки,
лишали их значительной части земли, а
оставшиеся в их пользовании наделы объявляли
дворянской собственностью. Крестьянское
движение 1861-1863 гг., несмотря на размах
и массовость, выливалось в стихийные
и разрозненные бунты, легко подавляемые
правительством.
5.
Значение крестьянской
реформы 1861 г.
Реформа 1861 г. явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами - феодализму и капитализму. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Условия реформ 1861г. обеспечивали помещикам постепенный переход крепостнического хозяйства к капиталистическому.
Буржуазная по содержанию реформа 1861г. вместе с тем была и крепостнической, ибо проводили ее крепостники. Крепостнические черты реформы 1861г. обусловили сохранение многочисленных феодально-крепостнических пережитков в социальном, экономическом, политическом строе по реформенной России. Главным крепостническим пережитком являлось сохранение помещичьего землевладения - экономической базы политического господства помещиков. Помещичьи латифундии консервировали полукрепостнические отношения в деревни в виде отработков или кабалы. Реформа 1861г. сохранила феодальный сословный строй: сословные привилегии помещиков, сословную неравноправность и изолированность крестьянства. Сохранялась и феодальная политическая надстройка - самодержавие, выражавшее и олицетворявшее собой политическое господство помещиков. Делая шаги по пути превращения в буржуазную монархию, русское самодержавие не только приспосабливалось к капитализму, но и активно вторгалось в экономическое развитие страны, стремилось использовать новые процессы для укрепления своих позиций.
Информация о работе Аграрная реформа в России в 1861 г. и ее последствия