Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:32, биография
Аймауытов, Жүсіпбек (1889—1931) — қазақтың көрнекті жазушысы, қазақ әдебиетін қалыптастырушылардың бірі.Туып өскен жері Павлодар облысының Баянауыл ауданына қарасты бұрынғы «Қызыл ту», қазіргі Жүсіпбек Аймауытов ауылы.Әкесі Аймауыт кедей болғанымен, арғы аталары Дәндебай мен Қуан атақ-абыройлы, бай, ел арасында білікті кісілер екен.
Он шақты күннен кейін Електегі укомның жиылысында Қарашығанақ болысының ісполком бастығы Құрман дейтін жігіт бандыны қырғанын айтып, баяндама жасады. Құрманға уком тәңір жарылқасын айтып, атын қызыл тақтайға жазды. Қару-жарақ укомге тапсырылды. Киімдер ісполком мүшелерінің пайдасында қалды. Ораз қызметтен шығарылды. Әбіш те ісполком мүшелерімен келісе алмады. Орынборға оқуға кетті.[4]
Көзсіз ерлердің аты шықпай, елеусіз қала берді. Заманына қарай ерлері болмақ қой. «Өлі арыстаннан тірі тышқан». Заманымыздың ерлері атаусыз қалмаса жарар еді.[5]
1917-1919 жылдары Алаш партиясына
кірсе, 1919 жылы бірінші желтоқсанда
Семейде кеңес өкіметі орнап,
Губревком құрылған мезгілде
көптеген қазак жастарымен
Жусипбек Аймаутов
Человек щедрого таланта, выступал как поэт и драматург, но наибольший вклад он внес в развитие прозы и литературного языка. Суждения, высказанные им по проблемам педагогики, психологии и методики, не потеряли своего значения и сейчас. Автор оригинальных литературно критических и публицистических статей, он с увлечением переводил А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого, достоянием казахского общества сделал «Интернационал».
Жусипбек Аймаутов
(1889-1931)
Жусипбек Аймаутов - видный казахский
писатель, один из тех, кто способствовал
формированию казахской литературы;
родился и вырос в ауле "Кызыл
ту" (нынешнее название "Жусипбек
Аймаутов") Баянаульского района Павлодарской
области. Грамоте учился у аульного муллы.
Начиная с 1907 года, он учился в Баянаульской
русской школе, казенной сельскохозяйственной
школе в Кереку (Павлодар), урывками в двуклассной
русско-казахской школе в Кереку, закончил
учительскую семинарию в Семипалатинске
(1914-1919).
Участвуя в деятельности алашординцев,
помогая им в выпуске журнала "Абай",
познакомился с К. Сатпаевым, М. Ауэзовым;
затем Ж. Аймаутов отделился от Алаш орды
и вступил в ряды коммунистической партии
(1919); участвовал в работе Курылтая советов
Казахстана в качестве делегата, был назначен
заместителем комиссара Комиссариата
народного просвещения (1920).
Ж. Аймаутов был на должностях заведующего
губернским отделом образования в Семипалатинске
(1921), редактора газеты "Қазақ тілі",
учителя школы в Каркаралинске (1922-1924),
заведующего отделом газеты "Ақ жол",
выпускаемой в Ташкенте (1924-1926), директора
Шымкентского педагогического техникума
(1926-1929). В 1929 году по обвинению в национализме
он был заключен в тюрьму, после длительного
следствия был заочно приговорен к смертной
казни в 1931 году.
Богатое наследие Жусипбека Аймаутова
было собрано, исследовано учеными института
литературы и искусства имени М. О. Ауэзова
и в 1996-1999 годах выпущено в 5 томах. Казахский
читатель через 60 лет вновь познакомился
с произведениями известного художника
слова.
За свою короткую жизнь Жусипбек Аймаутов,
плодотворно проявив себя в разных жанрах,
оставил содержательное глубокое творчество.
В пятитомный сборник его произведений
вошли песни и поэма "Нұр күйі", пьесы
"Рабиға", "Мансапқорлар", "Сылаң
қыз", "Ел қорғаны", "Қанапия-Шәрбану",
"Шернияз", множество рассказов, романы
"Қарт Қожа", "Ақбілек", повесть
"Күнікейдің жазығы", сказки для детей,
критические статьи и переводы. Помимо
этого в сборник вошли учебное пособие
для учителей "Пути комплексного обучения"
и учебник "Психология".
Любое из произведений, вышедших из-под
пера Ж. Аймаутова, свидетельствует о его
огромном таланте, характеризует его как
гуманистического художника, показывает
его неукротимый национальный дух. Произведения
писателя помогают понять потребности
и особенности эпохи, в которой он жил,
помогают найти истину. Вместе с тем художественная
правдивость, чистота идейных устремлений,
мастерское владение языком являются
залогом жизнеспособности произведений
Жусипбека Аймаутова.
Он, используя европейские стандарты,
заложил основы режиссуры казахского
театра. Жусипбек Аймаутов перевел на
казахский язык произведения А. С. Пушкина,
А. Н. Островского, Н. В. Гоголя.
ЖУСИПБЕК АЙМАУЫТОВ
(1889-1931)
Человек щедрого таланта
Жусипбек Аймауытов выступал
как поэт и драматург, но
наибольший вклад он внес в
развитие прозы и
Жусипбек Аймауытов родился
к Каылтау Баянаулыжого района
Павлодарской волости в бедной
семье. Обучаясь в родном ауле
арабской грамоте, мальчик
С этого момента начинается
активная творческая и
Литературно - художественное наследие Жусипбека Аймауытова разнообразно. Признание получили его романы и драмы "Вина Куникей", "Ак билек", "Карткожа" и другие. Он был знатоком народной жизни, умелым бытописателем, его реалистическая проза положила начало целому направлению в родной литературе. Творчество Аймауытова гуманно и демократично по своей сути. Сочный язык и колоритные образы героев - важнейшее его достоинство.
Творческим достижением писателя является повесть "Карткожа" (1926), написанная на уровне лучших образцов европейской прозы. Автора прежде всего интересуют внутренний мир и характер героя, человека из народа. Психологически убедительные мотивировки образов, реалистическая живопись жизни аула захватывают читателя. "Карткожа" явилась откровением национальной прозы.
Повесть насыщена бытовыми
Важным моментом, определившим последующую жизнь героя, явились события 1916 года - насильственная мобилизация молодежи на окопные работы, после которой начинается водоворот в степи. Подкуп, шантаж, обман - все идет в ход, чтобы оставить дома "своих" и отправить "чужих", как правило, неимущих, на фронт. Возмущенный народ садится на коней, и начинается неравная борьба с царскими сатрапами - знаменитое народно-освободительное восстание шестнадцатого года, восстание против колониального и социального газета. Не раз и не два происходят кровопролитные столкновения. Но разве с саблей да пиками, топорами выстоять против пушек, винтовок и пулеметов. Восстание потоплено в крови, а молодежь насильственно отправлена на тыловые работы.
Волею обстоятельств Карткожа оказывается в гуще событий: он в центре противоречий аула, среди восставших, наконец, на окопных работах под Ригой. Эти события явились для героя ступенями познания мира. Странно, где ни оказывается этот честный, непосредственный от природы человек - над ним довлеет рок несправедливости. К счастью, прочные народные корни служат ему лучшей защитой: грязь, которая многих топит, к нему не пристала. Простой человек из народа, он ко всему относится со спокойной выдержкой, стараясь докопаться своим цепким крестьянским умом до корней и действовать по совести и чести.
Событийная основа повести
Писатель, таким образом, прослеживает
духовное раскрепощение своего
героя. раскрывает саму логику
жизни: честный, мыслящий
Своеобразие героев и быта народа, примечательное восприятие каждым персонажем идеи свободы - все это делает произведение фактом искусства. Речь идет о той необычности, которая присуща настоящему искусству необычности характера, среды, колорита, красок, языка и др. Драмы Жусипбека Аймауытова в те далекие двадцатые годы имели большую популярность, часто ставились не только первыми профессионалами, но и самодеятельными коллективами ("Канапия-Шарбану", "Рабига", "Защитник народа" и другие).