Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа
Александр II вошел в историю России под именем Освободителя. Что это за человек? Трудно ответить, ведь даже для современников, знавших его всю или почти всю жизнь, он оставался загадкой.
Тем не менее, Александр II – очень значительная веха в российской истории. Какова его роль в развитии императорской России, я и постараюсь понять и отразить в своей работе.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………….3
Глава I
Личность Александра II……………………………………………………………………………………………..7
Первые годы царствования Александра II……………………………………………………………….9
Глава II
2.1 Предпосылки реформ……………………………………………………………………………………………….15
2.2 Отмена крепостного права……………………………………………………………………………………….18
Глава III Буржуазные реформы Александра II
3.1 Финансовая реформа……………………………………………………………………………………………....25
3.2 Земская реформа ……………………………………………………………………………………………………..28
3.2.1Городская реформа…………………………………………………………………………………………………32
3.3 Военная реформа………………………………………………………………………………………………………33
3.3.1 Перестройка комплектование армии……………………………………………………………………35
3.4 Судебная реформа…………………………………………………………………………………………………….41
3.5 Реформа полиции и тюремной системы………………………………………………………………….45
3.6 Реформы системы просвещения и цензуры…………………………………………………………….52
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..55
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………..58
Министерство образования РФ
Саратовский Социально - Экономический Университет
Курсовая работа
Акчурина Асия
Введение…………………………………………………………
Глава I
Глава II
2.1 Предпосылки реформ………………………………
2.2 Отмена крепостного права………………
Глава III Буржуазные реформы Александра II
3.1 Финансовая реформа………………………………
3.2 Земская реформа ……………………………………
3.2.1Городская реформа……………………………………………………………
3.3 Военная реформа………………………………………
3.3.1 Перестройка комплектование
армии…………………………………………………………………
3.4 Судебная реформа……………………………………
3.5 Реформа полиции и тюремной
системы……………………………………………………………
3.6 Реформы системы просвещения
и цензуры………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней реформы (местного самоуправления, т.е. земская и городская, судебная, отмена телесных наказаний, военная, народного просвещения, цензуры и др.), проведенные в царствование Александра II, — это «перелом», «поворотный пункт» истории России.
Таковы оценки, в которых
сходятся сами законодатели и
их оппоненты, современники
Первая половина XIX века – очень сложный, насыщенный противоречиями период в истории императорской России. Страна находилась на распутье между старым самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм социально-политической организации.
К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Данная потребность в
реформах, с каждым днем становилась
все более и более ощутимой
и неотложной. Но на пути всякого
улучшения непреодолимой
Эта эпоха ассоциируется с такой исторической фигурой, как император Александр II. Царствование императора Александра II (1855-1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь.
Александр II вошел в историю России под именем Освободителя. Что это за человек? Трудно ответить, ведь даже для современников, знавших его всю или почти всю жизнь, он оставался загадкой.
Тем не менее, Александр II – очень значительная веха в российской истории. Какова его роль в развитии императорской России, я и постараюсь понять и отразить в своей работе.
Целью данной курсовой работы является, рассмотрение реформ Александра II и их влияния на все сферы жизни общества, а так же влияние на дальнейшее развитие России, как капиталистического государства. Для этого были поставлены следующие задачи: через личность и деятельность Александра II и взаимосвязи внутренней и внешней политики, раскрыть сущность реформ, выявить причины реформирования, дать характеристику изменений, которые произошли за время его царствования.
Объектом данного исследования является личность и эпоха Александра II, предметом – политика и дипломатия императора.
Об Александре II написано достаточно много и в российской, и в западной историографии. Это книги, статьи, очерки исследовательские и научно-популярные. Но при этом многообразии остался аспект малоизученный и даже четко не поставленный как проблема исследования – понимание, восприятие Александром II положения России в мире и внутриполитической ситуации в стране, которой после смерти отца – императора Николая I – он был призван управлять.
До сих пор труд С.С.Татищева, хотя и вышедший более 100 лет назад, остается наиболее фундаментальным (особенно о роли Александра II во внешней политике). Среди современных исследований особого внимания заслуживают труды Б.Линкольна, Н.Перейра, Р.Уортмана, статьи М.Д.Долбилова.
К числу источников, охватывающих изучаемый период, следует отнести, прежде всего, нормативно-правовые акты, опубликованные в сборниках «Внешняя политика России. XIX – начало XX вв. Документы Министерства иностранных дел»1, «Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вторая половина XIX в.»2, «Российское законодательство XIX - начала XX в.».
Особую группу источников
составляют документы личного
Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе решила рассказать о реформах этого великого императора и попытался проанализировать их.
Прежде всего в первой главе сказала несколько слов о личности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.
Вторую главу посвятила проблеме отмены крепостного права, потому что на мой взгляд, эта реформа явилась самой значительной не только за время его царствования, но и за все столетие. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни.
В третьей главе рассказала о прочих буржуазных реформах, таких как земская реформа, судебная, военная, образовательная, финансовая.
В заключении я попыталась оценить последствия реформ Александра II.
Глава I
1.1 Личность Александра II
Александр II - Император Bcepoccийский, приходился старшим сыном Императору Николаю Павловичу и Государыне Императрице Александре Федоровне, родился он в Москве 17 апреля 1818г.
Его воспитателем был
генерал Мердер. Мердер привлек
к себе внимание, как командир
роты в основанной 18 августа 1823г.
школе гвардейских
Другим наставником Александра II был поэт В.А.Жуковский, который приступил к обязанностям, когда Великому Князю исполнилось 9 лет. Жуковский предварительно составил «План учения» цесаревича, который был сосредоточен на «образование для добродетели». По плану целью всего обучения было – сделать будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным, оградив его от преждевременного увлечения военным искусством.
Нравственные убеждения, заложенные В.А.Жуковским, существенно сказались на организации личности будущего монарха. Но уберечь будущего государя от военной «муштры» наставнику не удалось. Как и все российские самодержцы Александр II с малолетства приобщался к военному искусству, и к 26-и годам стал «полным генералом».
Между тем домашние кабинетные занятия цесаревича также дополнялись и образовательными поездками по России и Европе. В одной из этих поездок наследник престола российского познакомился со своей будущей женой, Марией Александровной, принцессой Гессен-Дармштадтской, и в возрасте 23 лет вступил с ней в брак.
Таким образом, когда царский престол перешел к Александру II (бывшему уже в возрасте 37 лет) он уже был подготовлен к управлению государством. Император Николая I за время своего правления все делал для ознакомления цесаревича с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. Так с разрешения отца, императора Николая I, цесаревич был введен в Государственный совет и Комитет министров, руководил деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу.
В течение десяти лет преемник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы.
Александр Николаевич,
будущий император
Поэтому личность Александра II не отличается определенностью черт и в разные моменты его жизни и деятельности производит неодинаковое впечатление.
1.2 Первые годы царствования Александра II
Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Короновали его 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.
Вхождение Александра II на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах. По словам умиравшего императора Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке», и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая I, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.
В отношении внешней политики
новый самодержец показал себя последователем
«начал Священного Союза», руководивших
политикой императоров
Но, так как вступление Александра Николаевича на трон происходило в период Крымской войны, где России приходилось иметь дело с объединенными силами почти всех главных европейских государств, и война приобрела неблагоприятный для страны оборот. Новый император, несмотря, на свое миролюбие, которое было известно даже в Европе, обнаружил стойкую решимость продолжить борьбу и добиться почетного мира.