Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 12:02, реферат
В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн. верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию. Юрисдикция РПЦ распространяется также на лиц православного исповедания в диаспоре. С 1589 РПЦ имеет статус Патриархата. Во главе РПЦ Святейший Патриарх Московский и всея Руси, избирающийся пожизненно (с 1990 Алексий II, 15-й со времени учреждения патриаршества и 5-й после восстановления патриаршества в 1917).
1.Русская православная церковь (общее)………………………………………
2.История православия в России……………………………………….
3.Патриаршество в России……………………………………….
4.Поместный Собор 1990 г. Алексий II. Личность патриарха ……………………..
5.РПЦ в 1990-2008 гг. …………………………………..............
6.Воссоединение церквей………………………………………
7.Смерть Святейшего патриарха……………………………..
8.Кирилл – местоблюститель. Поместный Собор 2009 года……………………………………………………………...
9.Интересные факты из жизни Алексия II, его изречения………………………………………………………
10.Эпилог…………………………………………………….
11.Список литературы……………………………………..
После отречения Николая II Временное правительство уволило на покой множество архиереев, обвиненных в поддержке старого режима, инициировало проведение епархиальных съездов, ввело выборность епископата. Готовилось отделение Церкви от государства, духовные школы были подчинены Министерству просвещения, Закон Божий в гимназиях сведен на уровень факультатива. В августе 1917 было учреждено Министерство исповеданий, главой которого стал последний обер-прокурор А. В. Карташов. В условиях нараставшей анархии был поставлен вопрос о церковно-государственном сотрудничестве в рамках "внеконфессионального государства".
15 августа 1917 в Успенском соборе Кремля открылся Поместный собор Русской Церкви 1917-18 под председательством Московского митрополита Тихона (Белавина) (584 участника, из них 80 архиереев и 185 иных священнослужителей, остальные — миряне). В октябре 1917 было принято решение о восстановлении патриаршества. 5 ноября 1917 жребием из 3-х кандидатов, получивших наибольшее число голосов среди участников Собора, Cвятейшим патриархом Московским был избран митрополит Тихон. В обстановке начавшейся Гражданской войны и связанного с ней террора Собор почти не смог обсудить и принять других необходимых решений.
23 января 1918 Советской властью был издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», согласно которому Церковь лишалась прав юридического лица и владения собственностью, все ее учебные заведения закрывались, а религиозное обучение запрещалось даже на дому. Начались конфискации церковного имущества и убийства священнослужителей (несколько тысяч за годы Гражданской войны). Не поддерживая ни одну из враждующих сторон, патриарх Тихон тем не менее в январе 1918 предал церковной анафеме всех повинных в кровавых расправах над беззащитными, осудил конфискации и призвал верующих встать на защиту Церкви. В течение 1918 патриарх осудил Брестский мир, убийство Николая II и его семьи, предрек гибель революционеров, крах коммунизма и Советской власти.
Новым ударом по Церкви стали кампании по вскрытию мощей (1919-20) и изъятию церковных ценностей в связи с голодом в Поволжье (1922). Несмотря на призыв патриарха Тихона жертвовать на помощь голодающим именно церковные ценности, Советская власть во главе с В. И. Лениным и Л. Д. Троцким провела насильственную конфискацию с жестокими репрессиями против сопротивлявшихся: было расстреляно и погибло 8100 священнослужителей, монашествующих, послушников и мирян. В мае 1922 патриарх Тихон был арестован. К власти в Церкви при содействии ГПУ пришли представители «прогрессивного духовенства»: обновленцы (выступавшие за «обновление» Церкви) архиепископ Евдоким (Мещеряков), епископ Антонин (Грановский), священник А. Введенский и пр., которым удалось организовать Высшее церковное управление (ВЦУ) и провести в апреле-мае 1923 собор, отменивший патриаршество и лишивший патриарха Тихона священства и монашества. Выйдя из заключения в июне 1923 (для чего патриарху пришлось признать свою мнимую вину перед Советской властью), святейший Тихон направил все свои силы на борьбу с обновленческим расколом: объявил ВЦУ незаконным, принятые им распоряжения — недействительными. До конца 1924 значительная часть духовенства и мирян вернулась в Церковь из обновленчества. В нач. 1925 против патриарха Тихона было возбуждено новое уголовное дело, но в апреле 1925 он скончался. После его смерти ОГПУ организовала в Церкви новый, «григорианский» (по имени архиепископа Григория (Яцковского)) раскол, был арестован Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Декларация его заместителя, ставшего фактическим главой Церкви — митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности Советской власти (1927) не смогла остановить волны репрессий, вызвав лишь новый раскол среди верующих и духовенства. В связи с коллективизацией и раскулачиванием в 1929-33 была проведена массовая антирелигиозная кампания, приведшая к закрытию и ликвидации многих церквей и аресту ок. 40 тыс. церковно- и священнослужителей, большая часть которых была заключена в концлагеря, часть расстреляна. В 1932 началась «безбожная пятилетка», целью которой было провозглашено полное уничтожение религии в СССР. В 1934 были возобновлены массовые закрытия церквей, аресты и высылки священнослужителей и прихожан.
В 1935 по требованию властей был распущен Временный патриарший синод. В 1936, получив известие о смерти митрополита Петра (за год до его реального расстрела), митрополит Сергий был провозглашен Патриаршим местоблюстителем. Тем временем, ознакомившись с результатами переписи 1937 и узнав, что 42,3 % населения продолжают считать себя верующими, И. В. Сталин решил провести новые масштабные репрессии против Церкви. Только в 1937 было арестовано 136 900 православных церковно- и священнослужителей, из них расстреляно 85 300. Те же цифры для 1938 составили 28 300 и 21 500, 1939 — 1500 и 900, 1940 — 5100 и 1100, 1941 — 4000 и 1900. Из 25 тыс. церквей в 1935 к 1939 году осталось 1277 (в 1939-40 к ним прибавилось 1744 православных храма и 88 монастырей Прибалтики, Западной Белоруссии, Западной Украины и Буковины).
Репрессии продолжились бы и дальше, если бы не началась Великая Отечественная война 1941-45. Но и во время нее отношение Советской власти к Церкви переменилось лишь после того, как стало известно об открытии 3732 храмов на оккупированных территориях (до конца войны немцы открыли ок. 7 тыс. храмов). 4 сентября 1943 состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) (единственных оставшихся на свободе правящих архиереев) со Сталиным. 8 сентября был проведен Архиерейский собор, на котором митрополит Сергий был возведен в патриаршье достоинство. Часть священнослужителей была выпущена из лагерей. Церкви разрешалась образовательная деятельность. Началось открытие церквей на советской территории (в 1947 в СССР было 13 813 храмов). Несмотря на перенесенные испытания, Церковь заняла патриотическую позицию, разделив судьбу своего народа. Многие священнослужители в оккупации принимали участие в антифашистском подполье, были связаны с партизанами.
Однако после войны репрессии против Церкви были продолжены, хотя и не в столь явной форме. В 1949 в лагерях продолжало находиться 3523 священника. В 1947-48 «за активную подрывную деятельность» было арестовано ок. 700 православных верующих. Только в 1953 было закрыто 8 монастырей. С 1948 по 1953 не был открыт ни один храм, 120 храмов использовалось для хранения зерна. К 1949 г. у Церкви было отобрано 1150 зданий, занятых во время войны под молитвенные цели.
В 1945-70 Русскую Церковь возглавлял патриарх Алексий I (Симанский). При нем в 1945-46 воссоединились с Патриархией не принявшие «Декларацию 1927 года» («непоминающие»), вернулись в Церковь последние обновленческие приходы. В 1946 прошел Львовский собор, отменивший Брестскую унию 1596. К РПЦ присоединился 2491 униатский приход Западной Украины, но осуществленное при этом давление властей сделало этот процесс болезненным.
При Н. С. Хрущеве в 1958 началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 было осуждено более 1200 чел.). В 1961 Синоду было навязано постановление об отстранении настоятеля от руководства приходской деятельностью, которая стала являться прерогативой старосты, назначаемого в исполкоме. Был введен жесткий контроль за исполнением треб. К этому времени число приходов сократилось до 8 тыс. (к 1966 их осталось 7,5 тыс.). Единственной нишей, помогавшей Церкви сохранить силы и епископат, стало ее участие в миротворческой деятельности.
В 1971 состоялся Поместный собор РПЦ, который избрал патриархом митрополита Пимена (Извекова) (1971-90) и отменил клятвы Собора 1666-67 на старые обряды. Число приходов сократилось в 70-е гг. до 7 тыс.
Юбилейный, 1988 — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 было открыто более 1000 храмов. В 1990 в РПЦ насчитывалось 11 тыс. приходов. Прошли канонизации новых святых, в т. ч. в 1989 патриарха Тихона. В 1990 закон о свободе совести возвращал Церкви право юридического лица.
В 2007 было восстановлено единство с Русской Православной зарубежной церковью.
Патриархи Московские и всея Руси.
№ | Имя Патриарха | Светское имя и годы жизни | Годы патриаршества |
1 | Иов | Иван ум. 1607 г. | 1589-1605 |
2 | Гермоген Канонизирован РПЦ в 1913г. | Ермолай (1530-1612) | 1606-1612 |
3 | Филарет | Романов Федор Никитич (1560-1633) | 1619-1633 |
4 | Иоасаф I | ум. в 1641 г. | 1634-1641 |
5 | Иосиф | ум. в 1652 г. | 1642-1652 |
6 | Никон | Никита Минов (1605-1681) | 1652-1658 |
7 | Иоасаф II | ум. в 1672 г. | 1662-1672 |
8 | Питирим | ум. в 1673 г. | 1672-1673 |
9 | Иоаким | Иван Петрович
Савёлов
(1620-1690) |
1674-1690 |
10 | Адриан | Андрей (1627-1700) | 1690-1700 |
11 | Отмена
патриаршества.
Стефан Яворский- | ||
12 | Тихон Канонизирован РПЦЗ-1981 и РПЦ в 1989 г. | Василий Иванович Беллавин(1865-1925) | 1917-1925 |
13 | Петр Канонизирован РПЦЗ в 1981 и РПЦ в 1997 г. | Петр Федорович Полянский (1863-1937). Местоблюститель патриаршего престола с 1925 по 1937 г. | |
14 | Сергий | Иван Николаевич Страгородский(1867-1944). Местоблюститель в 1937-1943 гг. Патриарх в 1943-1944 гг. | |
15 | Алексий I | Сергей Владимирович Симанский (1877-1970) | 1945-1970 |
16 | Пимен | Сергей Михайлович Извеков (1910-1990) | 1971-1990 |
17 | Алексий II | Алексей Михайлович Ридигер (1929-2008) | 1990-2008 |
18 | Кирилл | Владимир Михайлович Гундяев (род. в 1946г.) Местоблюститель с 06.12.08 по 31.01.2009г. Патриарх с 01.02.2009 года. |
3 мая 1990 года
скончался Патриарх Московский
и всея Руси Пимен, и для
избрания нового Патриарха был
созван внеочередной поместный
собор. 7 июня 1990 года собор избрал
митрополита Алексия
Патриарх Алексий II (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился в Таллине (Эстония) 23 февраля 1929 года в семье глубоко верующих людей (его отец, Михаил Александрович Ридигер, всю жизнь мечтал стать священником, но был рукоположен в диаконы только в 1940 году. С детства прислуживал в церкви (его духовным отцом и наставником стал протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор), а с 15 лет был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем - и у епископа Исидора.
С мая 1945 по октябрь 1946 года Ридигер был алтарником и ризничим таллинского Александро - Невского собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года — в Казанской церкви города Таллина. В 1946 году Ридигер сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет.
В 1947 году Ридигер был зачислен сразу на третий курс семинарии. Окончил ее в 1949 году (по некоторым данным - с отличием) и поступил в Ленинградскую духовную академию. Будучи на первом курсе академии, 15 апреля 1950 года был рукоположен в диаконы, а 17 апреля 1950 года — в священники и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. Он совмещал служение приходского священника с заочной учебой. В 1953 году отец Алексий окончил духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение "Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист".
15 июля 1957 года отец
Алексий был назначен
В марте 1961 года в Троицком соборе Троице -Сергиевой Лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг. Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией.
Уже в самом начале архиерейского служения - в 1962 году - епископу Алексию удалось отстоять Пюхтицкий Успенский монастырь, который власти намеревались закрыть и передать под дом отдыха: епископ сумел организовать посещение обители делегациями из Евангелической церкви Германии. Вскоре в германской прессе (газете Neue Zeit) появились восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о его закрытии был снят.
23 июня 1964 года епископ Алексий был возведен в сан архиепископа , а в конце того же года назначен управляющим делами Московской патриархии и стал постоянным членом Священного Синода (по другим данным, управляющим делами Алексий был назначен в 1968 году.
В 1968 году
архиепископ Алексий был
В 1968 году митрополит был включен в состав Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия, в 1978 году - 60-летия восстановления патриаршества в Русской православной церкви; кроме того, в 1971 году в качестве члена комиссии Священного Синода занимался подготовкой поместного собора Русской православной церкви, а также возглавлял процедурно-организационную группу и секретариат поместного собора. В 1980 году был назначен заместителем председателя комиссии по подготовке и проведению празднования тысячелетия крещения Руси и председателем организационной группы этой комиссии.
25 мая
1983 года митрополит Таллинский
был назначен председателем
В 1984 году митрополиту Алексию было присвоено звание доктора богословия. Трехтомный труд "Очерки по истории православия в Эстонии" был представлен им на соискание степени магистра богословия, но ученый совет Ленинградской духовной академии единодушно решил, что, поскольку "диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской paботы" и "в преддверии тысячелетия крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской православной церкви", то автор заслуживает более высокой ученой степени, чем та, на соискание которой он ее представил.