Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:57, контрольная работа
На протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдался нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы.
Введение
1. Особенности экономического развития стран Юго-Восточной Азии
1.1 «Азиатская модель»: плюсы и минусы
1.2 Развитие государств ЮВА «первой и второй волны»
2. Валютно-финансовый кризис 1997-1998 гг.
2.1 Таиланд, Филиппины, Малайзия, Индонезия
2.2 Гонконг, Южная Корея
2.3 Китай: дракон в посудной лавке
2.4 Роль МВФ: пряник или кнут?
2.5 Влияние финансового кризиса на мировую экономику
3. Уроки кризиса
3.1 Ошибки экономической политики
3.2 Итоги
Заключение
Список используемой литературы
Ситуация прояснится, если мы вспомним, что кредитование чаеболов проводилось исключительно за счет внутрикорейских финансовых ресурсов – банков и стоящих за ними правительственных структур. Поскольку и чаеболы, и банки, и правительство играли в одной команде ("Корея Инкорпорейтед"), то между ними не возникало неразрешимых противоречий, связанных с проблемами чрезмерного кредитования, задержек с возвратом платежей и т. п. Тот факт, что уровень долгов чаеболов в восемь раз превосходил размер их активов, не вызывал беспокойства корейских банков. Поскольку эти банки контролировали на выходе продукцию чаеболов, которая, в конечном счете, шла на благо – как трудоустройство сограждан, так и развитие общенациональной экономики.
Очевидно, что как только на корейском горизонте появились западные банки и венчурные капиталисты (а они хлынули в страну после экономического переворота 1997 года), тонкое равновесие, сложившееся между чаеболами и национальными финансовыми институтами, исчезло. Оно и понятно: западные кредиторы не играют в одной команде с чаеболами и корейскими банками. У них собственные интересы, которые, по хорошо известным экономическим законам, находятся в непримиримом противоречии с интересами корейских деловых структур (русских, украинских, индийских, венесуэльских – ряд можно продолжать до бесконечности).
Заключительный coup de grace, нанесенный МВФ корейским чаеболам, состоял в требовании ликвидировать систему глобальной синекуры, расстаться с практикой "пожизненного трудоустройства" и принять западный формат поощрения работников: не за выслугу лет, а по личным достижениям. Короче говоря, программа, делегированная МВФ администрации президента Ким Дэ Чжуна, означала полномасштабное разрушение всех традиционных форм ведения экономики.
Чаеболы попытались соответствовать веяниям времени с минимальными потерями: открывали курсы переквалификации для усвоения "современного стиля менеджмента", вводили систему оплаты труда, основанную на личных достижениях работников, сокращали уровни бюрократической иерархии, разрешали сотрудникам ходить на работу в джинсах и сандалиях и придерживаться свободного графика.
Не получилось. Буквально за два года внутренние структуры чаеболов вошли в полный диссонанс с новой кредитной политикой (запрет на перекрестное финансирование, "долги/активы" ниже уровня 200%). И начался обвал. Первой не выдержала Daewoo Group: в 1997 году она была четвертым по величине чаеболом Южной Кореи, в 1998 – третьим, в 1999 – вторым (потеснив Samsumg), а в 2000 – умерла.
2.5 Влияние финансового кризиса на мировую экономику
Финансовый кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии оказал существенное влияние на мировую экономику. Можно выделить следующие каналы его воздействия на другие страны:
1. Подрыв доверия к частным ценным бумагам (к частным заемщикам) и соответствующие коррекции в банковской политике и на биржах. Эти изменения связаны прежде всего с сокращением вложений в частные бумаги на emerging markets и переходом к вложениям в более надежные бумаги (государственные облигации) развитых стран, а также лавинным сокращением ссуд, предоставляемых частным клиентам.
2. Падение цен фондовых
активов и девальвация валют
новых индустриальных стран
Вместе с тем, сильное падение курсов и на американской бирже оказалось не слишком продолжительным. Упоминавшееся выше семи процентное падение индекса Dow Jones Industrial Average произошло в основном за счет компаний, тесно связанных с юго-восточным регионом, а среди них преобладали высокотехнологичные корпорации, например, IBM, Intel, Motorola, Compaq, Dell, и Hewlett Packard. В момент падения руководство этих компаний, уверенное в своем устойчивом финансовом положении, воспользовалось ситуацией и выкупило на рынке значительные пакеты своих акций по низким ценам. Оправившись от шока, инвесторы, как в США, так и в других странах, стали рассматривать американские ценные бумаги как один из наименее рискованных в сложившихся условиях способ инвестирования. К тому же с начала 1998 г. в движении индекса Доу-Джонса явно преобладала тенденция к повышению (к 7 апреля 1998 г. значение этого индекса достигло нового "рекорда", превысив 9000).
3. Замедление объемов внешней торговли и темпов экономического роста, что, в первую очередь, касается стран, непосредственно охваченных кризисом. В среднем эффективный обменный курс в странах ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), учитывая структуру торговли, уменьшился на 6%.
Таблица 1. – Эффективное повышение обменных ставок валют стран
ОЭСР вследствие колебаний курсов валют стран Юго-Восточной Азии
(в %)*
Изменение между 1 мая и 3 ноября 1997 г. | |
Американский доллар |
+2,0 |
Японская йена |
+5,8 |
Немецкая марка |
+0,6 |
Английский фунт стерлингов |
+0,7 |
Австралийский доллар |
+4,7 |
Южно корейский вон |
+1,2 |
*Источник: Perspectives economiques de 1'OCDE, 62, decembre 1997
Если бы экспортеры новых индустриальных стран переложили все выгоды, обеспечиваемые девальвацией национальных валют, в цены, то их конкурентоспособность могла бы сейчас возрасти на 30-40%. Однако, учитывая достаточно большой "объем присутствия" товаров из этих стран на рынках стран ОЭСР, некоторые экономисты прогнозируют примерно 15%-ное снижение экспортных цен.
После девальвации валют стран-"тигров" еще более ухудшились позиции товаров, экспортируемых из развитых стран, на рынках Юго-Восточной Азии, таким образом замедление экономического роста в Юго-Восточной Азии приводит к снижению экспорта развитых стран в этот регион. Такое положение по прогнозу ОЭСР приведет снижению темпов роста ВВП в странах ОЭСР на 1-2% (за 2-3 года).
Таблица 2. – Потенциальное
воздействие финансового
индустриальных странах Азии на экономику стран ОЭСР*
Страны |
Реальный ВВП |
Сальдо торгового баланса |
Инфляция | |||
1997 г. |
1998 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1997 г. |
1998 г. | |
США |
-0,3 |
-0,7 |
-0,1 |
-0,3 |
0,0 |
-0,3 |
Япония |
-0,6 |
-1,4 |
-0,2 |
-0,5 |
0,0 |
-0,9 |
Европейский союз |
-0,3 |
-0,8 |
-0,2 |
-0,5 |
0,0 |
-0,3 |
Корея, Австралия, Новая Зеландия |
-0,5 |
-1,4 |
-0,3 |
-0,7 |
-0,1 |
-0,5 |
Всего ОЭСР |
-0,3 |
-0,9 |
-0,2 |
-0,5 |
0,0 |
-0,5 |
*Источник: Perspectives economiques de I'OCDE, 62, December 1997
4. Снижение устойчивости
финансовых и банковских
5. Финансовый кризис
привел в действие эффект
Таблица 3. – Финансирование планов спасения экономики азиатских
стран (млрд. франков)*
Таиландский план |
Кредит сроком на 2,5 года |
МВФ |
23,4 |
МБРР |
9 |
Азиатский Банк Развития |
7 |
Япония |
24 |
Прочие страны |
39,6 |
Всего |
103 |
Индонезийский план |
Кредит сроком на 3 года |
МВФ |
60,8 |
МБРР |
27 |
Азиатский Банк Развития |
21 |
Япония |
30 |
Сингапур |
30 |
Прочие страны |
71,7 |
Всего |
240 |
Корейский план |
Кредит сроком на 3 года |
ВМФ |
126 |
МБРР |
60 |
Азиатский Банк Развития |
24 |
Основные индустриальные страны |
132 |
Всего |
342 |
*Источник: L'Rxpansion, 22 janvierau 5 fevrier 1998
Острому развитию финансового кризиса способствовали не только отмеченные фундаментальные факторы, но и ряд ошибок экономической политики. Среди них выделяются:
ü искажение информации о начале спада в экономическом цикле;
ü защита переоцененной валюты при наличии высокого текущего дефицита, что неизбежно влечет потерю резервов, обострение проблем ликвидности и соответствующее разбухание задолженности финансовых институтов;
ü продолжение бюджетной политики, обнаружившей свою несостоятельность;
ü политические заявления, связывавшие все финансовые трудности лишь с деятельностью спекулянтов и международных финансовых организаций.
Все эти ошибки усиливали сомнения участников финансовых операций в способности властей управлять развитием событий.
Курсы национальных валют быстро растущих новых индустриальных стран были привязаны к корзинам, состоящим из набора устойчивых валют развитых стран, в которых около 80% составлял доллар США. Денежные власти стран рассматриваемого региона реагировали на приток иностранного капитала в 1993-1995 годах тем, что защищали свои валюты от повышения. Приток иностранного капитала при фактически фиксированном обменном курсе вызвал быстрое наращивание внешних резервов и соответствующий рост денежной базы. Вместе с тем замедление темпов экономического роста сокращало возможности обслуживания внешней задолженности. Таким образом, потребовался финансовый кризис для того, чтобы остановить цепную реакцию роста задолженности.
Наряду с ростом задолженности местных фирм национальным банкам быстро расширялись прямые займы оффшорных банков, выпуски еврооблигаций и "янки бондз", что увеличивало кредитные риски.
Кризис 1997 г. привел к тому, что былое некритически восторженное отношение к новым индустриальным странам на несколько лет сменилось не менее некритическим скептицизмом. Пошли разговоры о «конце азиатского чуда», о том, что экономический рост в Восточной Азии носил экстенсивный характер, и не сопровождался адекватным ростом производительности труда.
Секрет азиатского экономического чуда во многом состоял в тесном переплетении государства, банков и крупных корпораций. На ранней стадии это отлично работало и позволило провести быструю и эффективную мобилизацию всех ресурсов. Но такая поддержка стала контрпродуктивной, когда выяснилось, что крупные компании не в состоянии грамотно оценивать собственные риски. А во время кризиса оказалось, что компании слишком велики, чтобы их могло выкупить государство, но слишком важны для экономики, чтобы государство могло позволить им упасть. В этом смысле азиатский экономический кризис стал первым кризисом такого масштаба, который был спровоцирован корпоративной задолженностью.