Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть политику белого движения, а в частности его участников, программы и политические режимы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть участников движения белых;
Введение
I. Участники белого движения
II. Конституционные проекты и программы белого движения
III. Политические режимы белого движения
Заключение
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Оглавление
Введение
I. Участники белого движения
II. Конституционные проекты и программы белого движения
III. Политические режимы белого движения
Заключение
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Актуальность темы. Интерес к событиям гражданской войны не ослабевает даже спустя почти сто лет. Источниковедческая база исследования Белого движения весьма обширна и далеко не исчерпана. Введение в научный оборот новых источников, безусловно, способствует изменению тех или иных оценок и концепций, утвердившихся как в советской историографии, так и сложившихся за последние годы. При этом исторические исследования не должны следовать конъюнктуре, представлять интересы каких-либо партий и организаций.
Нельзя не отметить позитивных перемен в изучении Белого движения. Особенно значимы успехи в изучении отдельных “белых регионов” и политических режимов. Есть заметные достижения в изучении персоналий – участников Белого дела, а также военной истории. Продолжает сохранять большое значение публикация документальных материалов, среди которых выделяются как официальные заявления, декларации белых правительств, так и источники частного характера, переписка, воспоминания и дневники.
Цель работы – рассмотреть политику белого движения, а в частности его участников, программы и политические режимы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть участников движения белых;
2. Провести анализ программ и проектов белого движения;
3. Рассмотреть политические режимы белого движения.
Теоретическую базу работы составил ряд учебных пособий, трудов, монографий и публикаций отечественных авторов по вопросам истории белого движения.
Методологическая основа работы. При написании работы и для раскрытия темы использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.
Белое движение (также встречается «Белая гвардия», «Белое дело», «Белая армия», «Белая идея», «Контрреволюция») — военно-политическое движение разнородных в политическом отношении сил, сформированное в ходе Гражданской войны 1917—1923 годов в России с целью свержения советской власти. Включало в себя представителей как умеренных социалистов и республиканцев, так и монархистов, объединённых против большевистской идеологии и действовавших на основе принципа «единой и неделимой России». Белое движение было крупнейшей антибольшевистской военно-политической силой во время Гражданской войны в России и существовало наряду с другими демократическими антибольшевистскими правительствами, националистическими сепаратистскими движениями на Украине, Кавказе и басмачеством в Средней Азии. Термин «Белое движение» зародился в Советской России, а с 1920-х гг. стал употребляться и в российской эмиграции. Белое движение было организованным военно-политическим движением против советской власти и союзных ей политических структур, его непримиримость по отношению к советской власти исключала какой-либо мирный, компромиссный исход Гражданской войны.
Костяк Белого движения составляло офицерство старой русской армии. При этом, подавляющее большинство младших офицеров, а также юнкеров вышло из крестьян. Крестьянское происхождение имели и самые первые лица Белого Движения — генералы Алексеев, Корнилов, Деникин и другие.
Руководство. В первый период борьбы — представители генералитета Русской Императорской армии:
1. Генерального штаба генерал от инфантерии Л. Г. Корнилов,
2. Генерального штаба генерал от инфантерии М. В. Алексеев,
3. адмирал, Верховный правитель России с 1918 г. А. В. Колчак
4. Генерального штаба генерал-лейтенант А. И. Деникин,
5. генерал от кавалерии граф Ф. А. Келлер,
6. генерал от кавалерии П. Н. Краснов,
7. генерал от кавалерииА. М. Каледин,
8. генерал-лейтенант Е. К. Миллер,
9. генерал от инфантерии Н. Н. Юденич,
10. генерал-лейтенант В. Г. Болдырев
11. генерал-лейтенант М. К. Дитерихс
12. Генерального штаба генерал-лейтенант И. П. Романовский,
13. Генерального штаба генерал-лейтенант С. Л. Марков и другие.
В последующие периоды на первый план выходят военачальники, заканчивавшие Первую мировую войну ещё офицерами и получившие генеральские чины уже в ходе Гражданской войны:
1. Генерального штаба генерал-майор М. Г. Дроздовский,
2. Генерального штаба генерал-лейтенант В. О. Каппель,
3. генерал от кавалерии А. И. Дутов,
4. генерал-лейтенант Я. А. Слащёв-Крымский,
5. генерал-лейтенант А. С. Бакич,
6. генерал-лейтенант А. Г. Шкуро,
7. генерал-лейтенант Г. М. Семёнов,
8. генерал-лейтенант барон Р. Ф. Унгерн фон Штернберг,
9. генерал-майор князь П. Р. Бермондт-Авалов,
10. генерал-майор Н. В. Скоблин,
11. генерал-майор К. В. Сахаров,
12. генерал-майор В. М. Молчанов.
а также военачальники, по различным причинам не присоединившиеся к белым силам в момент начала их вооружённой борьбы:
1. будущий Главнокомандующий Русской Армией в Крыму Генерального штаба генерал-лейтенант барон П. Н. Врангель,
2. командующий Земской Ратью генерал-лейтенант М. К. Дитерихс.
В последнее десятилетие по известным причинам резко повысился интерес к конституционно-правовому наследию российского Белого движения и бело-эмиграции. Отдельные аспекты анализируемой проблемы так или иначе рассматривались в трудах отечественных исследователей предшествующих лет[1]. Не претендуя на истину, мы попытаемся дать свое видение указанных вопросов.
Идеи, взгляды, суждения, оценки, связанные с государственно-правовой характеристикой Октябрьской революции, Гражданской войны и последующего развития России нашли отражение в значительном количестве эмигрантских изданий[2]. Они представляют для нас особый интерес, потому что именно здесь наиболее ощутим водораздел между марксистско-ленинской доктриной Советского государства и права и иными, несоциалистическими, направлениями конституционно-правовой мысли.
Для всех программных документов конституционного характера Белого движения были характерны два главных принципа: соблюдение прав и свобод личности, насколько это было возможно в условиях войны; и "непредрешенчество" конституционно-правовой системы будущей России до победы над большевиками и выборов нового Учредительного Собрания. Конституционно-правовая и социально-экономическая платформа белых должна была сплотить различные антикоммунистические силы - от крайне правых монархистов до умеренных социалистов. Это создавало условия для широкого объединения всех противников коммунистического режима. Но в этом и заключался самый большой недостаток белых - внутренняя аморфность и слабость их идейных установок и организации и как следствие - постоянная угроза раскола.
В сентябре 1918 г. на Уфимском совещании было принято решение объединить все эти территории под единым руководством. На совещании присутствовали представители Омского, Самарского правительств, национальных (казахского, тюркско-татарского, башкирского) и казачьих военных представительств. Они подписали Акт об образовании Всероссийской Верховной власти, учреждавший Всероссийское Временное правительство[3]. Власть сосредоточилась в руках Директории (из пяти директоров) с центром в Омске.
Указанный Акт носил конституционный характер. В сфере конституционного строительства учреждавшаяся власть должна была руководствоваться следующими положениями:
"Общие положения
1. Временное Всероссийское правительство, впредь до созыва Всероссийского Учредительного Собрания, является единственным носителем Верховной власти на всем пространстве Государства Российского...
Обязанности правительства в отношении Всероссийского Учредительного Собрания
1. Предоставление отчета о своей деятельности Учредительному Собранию немедленно по объявлении Учредительным Собранием своих работ возобновленными, и безусловное подчинение Учредительному Собранию, как единственной в стране верховной власти...
В области гражданской
1. Устроение освобождающейся России на началах признания за ее отдельными областями прав широкой автономии, обусловленной как географическим и экономическим, так и этническим признаками, предполагая окончательное установление государственной организации на федеративных началах полновластным Учредительным Собранием.
2. Признание за национальными меньшинствами, не занимающими отдельной территории, прав на культурно-национальное самоопределение.
3. Восстановление в освобождаемых от советской власти частях России демократического городского и земского самоуправления, с назначением перевыборов в ближайший срок.
4. Установление всех гражданских свобод.
5. Принятие мер к действительной охране общественной безопасности государственного порядка...".
В ноябре 1918 г. адмирал А.В. Колчак в целях централизации управления в условиях войны упразднил Директорию и принял титул Верховного правителя.
Разъясняя свою политическую программу перед представителями печати 28 ноября того же года, Колчак, в частности, отметил, что после ликвидации большевистской власти в России должно быть созвано Национальное Собрание "для воцарения в стране закона и порядка"[4].
Программные установки конституционного характера вооруженных сил Юга России были изложены в Декларации Добровольческой армии, написанной П.Н. Милюковым, одобренной тогдашним Главнокомандующим генералом Алексеевым и опубликованной 27 декабря 1917 г. в "Донской речи". Но Декларация содержала лишь общие принципы. В частности, в ней отмечалось, что после победы над большевиками будут проведены новые свободные выборы в Учредительное Собрание, которое и должно будет окончательно решить судьбу страны[5].
Следует отметить, что в Политической программе генерала Л.Г. Корнилова, опубликованной в январе 1918 г., о перспективах конституционного устройства будущей России говорилось более конкретно:
"1. Восстановление прав гражданина: все граждане России равны перед законом, без различия пола и национальности; уничтожение классовых привилегий, сохранение неприкосновенности личности и жилища, свобода передвижений, места жительства и прочее.
2. Восстановление в полном объеме свободы слова и печати.
3. Восстановление свободы промышленности и торговли, отмена национализации частных финансовых предприятий.
4. Восстановление права собственности...
8. Сорванное большевиками Учредительное Собрание должно быть созвано вновь. Выборы в Учредительное Собрание должны быть произведены свободно, без давления на народную волю и во всей стране. Личность народных избранников священна и неприкосновенна.
9. Правительство, созданное по программе генерала Корнилова, ответственно в своих действиях только перед Учредительным Собранием, которому оно и передаст всю полноту государственно-законодательной власти. Учредительное Собрание, как единственный хозяин земли русской, должно выработать Основные законы русской Конституции и окончательно сконструировать государственный строй"[6].
Но в целом в 1918 - 1919 гг. единой конституционной программы в вооруженных силах Юга России также не существовало.
Один из сподвижников генерала Деникина - проф. К.Н. Соколов вспоминал: "Он неоднократно излагал свою программу устроения России на началах областной автономии и широкого местного самоуправления, и в то время, когда мы могли еще думать, что нам придется участвовать в строительстве России, у нас принимались меры к подготовке отвечающих этой программе законопроектов. Образование трех областей Южной России мыслилось нами как часть обширного плана областного устройства всего государства. В этом направлении работала летом и осенью 1919 г. специальная комиссия, труды которой прерывались в связи с нашими военными неудачами"[7].
Соколов выдвинул концепцию "демократической диктатуры" для областей, контролируемых Добровольческой армией. По его мнению, вся полнота власти должна сосредоточиться у Верховного главнокомандующего, однако при этом необходимо соблюдать незыблемость гражданских свобод. Одновременно предлагалось сохранить в силе законодательство дореволюционное и Временного правительства, кроме тех случаев, когда новая власть отменит или изменит какие-либо установки.
После поражения зимой 1919 - 1920 гг. армий Колчака, Юденича и Деникина 22 марта 1920 г. в Крыму генерал П.Н. Врангель принял всю полноту военной и гражданской власти с санкции Правительствующего Сената.
Он настойчиво укреплял южнорусскую государственность, рассчитывая сохранить ее до "лучших времен". Врангель допускал возможность относительно долгого сосуществования "двух Россий". С этой целью разрабатывался и осуществлялся комплекс важных конституционно-правовых и социально-экономических мероприятий.
Приказом Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России в марте 1920 г. было введено Положение об управлении областями, занимаемыми Вооруженными силами Юга России. Наряду с членами военного командования оно устанавливало должности государственного контролера, начальника гражданского управления (ведающего вопросами земледелия, землеустройства, юстиции и просвещения), начальника хозяйственного управления (ведающего финансами, продовольствием, торговлей, промышленностью и путями сообщения), начальника управления иностранных сношений. Эти должностные лица входили в Совет, имевший характер совещательного органа при Главнокомандующем. Последнему подчинялись казачьи части и органы самоуправления, обладавшие широкой автономией.
Правительство Юга России разработало "Правила о восстановлении волостных и уездных земств". При этом права, которыми обладали уездные земства, переносились на волость, а на уезд - права губернских учреждений. Уездные земские собрания состояли из гласных, избираемых волостными земскими собраниями. В дополнение к модели земских органов по приказу Главнокомандующего войсками Юга России на волостных земских собраниях должны были избираться волостные земельные советы.