Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:52, реферат
В конце XVI века на московском престоле оказался человек, чье имя стало впоследствии символом преступления — убийства юного сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. «Ради получения царства он воспылал из зависти, подобно Ироду, сильной злобой, и тогда он решился на убийство младенца… — писал в своих мемуарах дьяк Иван Тимофеев. — Восьми лет он, руками согласившихся на злодеяние, был зарезан ножом пред глазами родной его матери».
Введение
1. Происхождение
1.1 Выборный Собор 1598 года
1.2 Политическое значение
1.3 Первая «Победа»
2. Коронация Бориса Годунова
2.1 Таланты царя
2.2 Правление Годунова
2.3 Благоустройства столицы
3. Внутренняя и внешняя политика правительства Годунова
3.1 Деятельность царя
3.2 Учреждение патриаршества
3.3 Внешнеполитические успехи
4. Усиление общественных противоречий
5. Великий голод
5.1 Начало «Смуты» Появление Лжедмитрия
6. Смерть Б. Годунова
Заключение
Список использованных источников и литературы
Антифеодальные восстания,
распри между боярами и полная
недееспособность царя Фёдора ослабили
самодержавную систему
Правительство Годунова продолжило
внешнеполитический курс Грозного в
балтийском вопросе. Но оно воздерживалось
от активных действий в Прибалтике,
пока существовала опасность союза
Польши и Швеции. Как только эта
опасность утратила реальный характер,
Россия немедленно нанесла Швеции удар.
Она намеревалась вернуть себе захваченные
шведами русские земли, а главное,
возродить «нарвское
Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597г – о пятилетнем сроке поиска беглых, в 1601—02 – об ограничении перевода крестьян одними землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.
Главной причиной обострения противоречий в конце XVI – начале XVII вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на государство и бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными группами бояр.
В начале XVII века Россия испытала
последствия похолодания и
В этот критический для Бориса момент в Москву пришло неожиданно для всех известие, что последний сын Ивана Грозного, царевич Дмиирий, жив, что 15 мая 1591г в Угличе погиб не законный наследник русского престола, а неизвестное подставное лицо. Утверждалось также, что царевич подчужим именем скрывался от своих врагов и в последнее время, уже, будучи взрослым, объявился в пределах Польско-Литовского государства, где нашел высокое покровительство короля Сигизмунда III. Про Дмитрия в Москве вспоминали лишь дважды: на второй день после смерти Федора и во время тяжелой болезни Бориса. И теперь, спустя несколько лет, его прищрак воплотился в живом человеке, открыто называвшем себя законным наследником русского престола. Было известно несколько версий о человеке, одиннадцать месяцев занимавшем первое место в России. В его лице пытались видеть: поляка или литовца по происхождению, чуть ли не внебрачного сына польского короля Стефана Баторина, специально подготовленного иезуитами; неизвестного русского, найденного для этой роли боярами, чтобы свергнуть Бориса Годунова; истинного представителя великокняжеской династии Рюриковичей, спасенного от убийц в Угличе; и, наконец, Григория Отрепьева, беглого дьякона московского Чудова Монастыря, выдававшего себя за сына Ивана IV – Дмитрия. Наиболее правдоподобной оказалась последняя версия. Сначала московские власти считали самозванца безвестным вором и баламутом. Потом, после тщательного расследования, в результате полученных сведений о похождениях реального Отрепьева и показаний его матери, дяди и других родственников была установлена подлинная личность лжецаревича. В миру – Юрий, в монашестве – Григорий, Отрепьев был сыном мелкого обедневшего галицкого дворянина Богдана Яковлевича Отрепьева, дослужившегося до стрелецкого сотника. Малолетнего Юшку воспитывала мать, так как отец был убит в пьяной драке не за долго после рождения сына. Позже отрок отправился в Москву, где служил у бояр Романовых и у князя Бориса Черкасского, которые в 1600г попали в опалу. После службы у бояр Юрий постригся в монахи под именем Григория. Что побудило его к этому шагу точно не известно. Молодой чернец Григорий скитался по разным монастырям, попав, наконец, в столичный Чудов монастырь, где на первых порах жил в келии под началом своего дела Замятни. Здесь в полной мере проявились его способности. Очень скоро их заметил сам патриарх Иов, посвятив чернеца в диаконы, взял его к себе для книжного дела. Владея калиграфичеким подчерком, тот не только переписывал книги на патриаршем дворе, но даже сочинял каноны святым, причем делал это лучше многих других книжников того времени. Добившись милостивого доверия патриарха, Григорий часто сопровождал его в царский дворец, где сумел вникнуть в суть придворных интриг и неоднократно слышал имя царевича Дмитрия. В тот период у него и созрело решение присвоить себе имя давно погибшего царевича. И как только решение стало окончательным, он в феврале 1602г бежал за рубеж. После скитаний по русским монастырям Отрепьев смело подался к запорожским казакам, в отряд знаменитого в то время старшины Гересима Евангелика. Здесь расстрига научился владеть мечом и едить верхом, набрался воинской отваги и сноровки. Затем он объявился в Польше, сменив доспехи воина на польскую и латинскую грамматику, которую с прилежанием штудировал в волынском городке Гощи. Оттуда Григорий поступил на службу к пану Вишневецкому, имевшему большое влияние при дворе. Новый слуга в панском доме, по описаниям Карамзина, не отличался кросотой: был среднего роста, имел широкую грудь, рыжеватые волосы, белое круглое лицо, совсем непривлекательное, глаза голубые, но без огня, с тусклым взором, нос у него был широким, он имел бородавки под правым глазом и на лбу и также одну руку короче другой. Однако, все эти физические недостатки заменялись живостью и пытливостью ума, красноречием, талантливостью и способностями к языкам. Бытует легенда, что хитрец, заслужив внимание и расположение своего нового хозяина, притворился смертельно больным, на исповеди «открыл» свою тайну духовнику, что он — «чудесно спасшийся Дмитрий». Тот не замедлил сообщить эту потрясающую новость пану Вишневецкому. Авантюра попала на нужную почву. Благодетель не мог не воспользоваться возможностью угодить будущему русскому царю, он предоставил «Дмитрию» великолепное жилище, богатую одежду и по всей Литве и Польше разнес весть о появлении чудесно спасешегося царевича. И кроме него нашлось достаточно охотников помочь «Дмитрию» вернуть законный престол: активное участие в судьбе изгнянника приняли брат Адама Вишневецкого, Константин, и его тесть сандомирский воевода Юрий Мнишек. Представ перед польским королем Сигизмундом III, самозванец довольно связанно поведал о тайнах московского двора, но путанно излагал рассказ о своем счастливом спасении. Избегая называть факты, имена, даты, он признавал, что его спасение остается тайной для всех, даже для его матери, до сих пор томящейся в одном из русских монастырей. Однако все же довольно продуманной версии у него не получилось. Данная исповедь, до сих пор не переведенная с латыни, поизводит довольно странное впечатление. Для короля такая версия не имела большого значения. В личности самозванца он видел своего союзника, к тому же он придерживался враждебной точки зрения по отношению в России. По наущению иезуитов Сигизмунд решился на поддержку «Дмитрия», под маской добрососедства он попытался раздуть междоусобную войну, не решаясь открыто нарушить 20-летнее мирное соглашение, подписанное им с Борисом Годуновым. Таким образом, король признал в самозванце царевича Дмитрия, определил ему годовое содержание в 40 тысяч злотых, велел Вишневецким, Мнишеку и другим дворянам составить ему рать и выступить против Бориса. После королевской аудиенции по настоянию папского нунция Лжедмитрий втайне отрекся от православия и принял католичество. Юрий Мнишек, человек чрезвычайно жадный и честолюбивый, стал верный союзником Лжедмитрия в реализации его планов. Для извлечения из этого партнерства наибольшей выгоды он решил породниться с будушим русским царем. Для этого он задумал брак с ним своей красавицы дочери Марины, которая была не менее честолюбива и расчетлива. Таким образом, ее объявили невестой Лжедмитрия, а их законный брак условились оформить после занятия самозванцем престола в Москве. При этом Мнишек предъявлял будущему зятю целый список условий, которые тот должен был бесприкословно принять. Одним из этих условий было то, что после восцарения «царевич» обещает выслать Марине драгоцнности из московской казны, а также уступает будущей супруге Новгород и Псков со всеим уездами и пригородами, чтобы «она могла судить и рядить в них самовластно». Также в грамоте, подписанной 12 июня 1604г, сам Лжедмитрий отдавал Мнишеку в наследственное владение Смоленское и Северское княжества, кроме некоторых уездов, уже обещанных королю Сигизмунду. В конце августа 1604 войско самозванца выступило из Львова. На русских окраинных землях он встретил мощную поддержку от казаков, южных дворян, которые были недовольны засильем московских дворян, горожан. Откликаясь на грамоты -призывы о присоединении, эти люди надеялись, что он облегчит их положение, сбросит влась Годунова и его бояр. Многие из народа очень хотели верить, что это и есть настоящий царь, они видели в нем «доброго царя», нужно только «восстановить» его на престоле «прародителей своих», и все будет хорошо. Такая ситуация легко объяснядась: и притеснения народа, и трудная жизнь, и голод, и прочее. Тем более, что «царевич» обещал им льготы и облегчение в налогах. Не прочь воспользоваться случаем были многие бояре, недовольные Годуновым. Лжедмитрию один за другим сдавались города – Моравск, Чернигов, Путивль, Курск и другие. Естественно, что правительство Годунова было крайне не довольно сложившейся ситуацией, тем более что Борис не верил в воскрешение царевича.
Таким образом, под гнетом обстоятельств 21 января состоялась битва в Добрыничах. Она началась атакой самозванца, который действовал смело, находясь все время среди воюющих. Царская конница была смята, и победа самозванца казалась очевидной. Но правительсвенными войсками была применена хитрая тактика, обратившая противника в бегство. Царские воеводы не преследовали отступавших, посчитав Лжедмитрия убитым. Но он на раненом коне сумелдобраться в Севск, а оттуда ночью с остатками своих войск бежал в Рыльск, а оттуда в Путивль. Победители жестко расправились с местными жителями, подвергнув их мучениям и казнив. Такое поведение власти еще более усилило народную ненависть к ней, укрепив позиции Лжедмитрия. К февралю 1605г к его отрядам присоединяются казаки, постепенно на его сторону перешли недовольные дворяне и бояре. Вскоре «царевич» уже располагал 15-тысячным войском. Народная поддержка оказалась столь велика, что он вновь оправился на Москву. Города присягали ему.
В Москве в это время царь Борис, прежде деятельный и энергичный, все более отдалялся от дел. Силы его, как физические, так и умственные, угасали с каждым днем. Подверженный суевериям, лишенный опоры в своем ближайшем окружении, он все больше склонялся к чернокнижею и прорицателям. Предчувствуя близкий конец, мучительно думал о спасении в будущей жизни и искал ответы в предсказаниях богословов и юродивых людей. Борису исполнилось 53 года от рождения: в самых цветущих летах мужества он имел недуги, особенно жестокую подагру, и легко мог, уже стареясь, истощить свои телесные силы душевным страданием. Борис 13 Апреля, в час утра, судил и рядил с Вельможами в Думе, принимал знатных иноземцев, обедал с ними в золотой палате и, едва встав из-за стола, почувствовал дурноту: кровь хлынула у него из носу, ушей и рта; лилась рекою: врачи, столь им любимые, не могли остановить ее. Он терял память, но успел благословить сына на Государство Российское, восприять Ангельский Образ с именем Боголепа и чрез два часа испустил дух, в той же храмине, где пировал с Боярами и с иноземцами...
К сожалению, потомство не знает ничего более об этой кончине, разительной для сердца. Кто не хотел бы видеть и слышать Годунова в последние минуты такой жизни — читать в его взорах и в душе, смятенной внезапным наступлением вечности? Пред ним были трон, венец и могила: супруга, дети, ближние, уже обреченные жертвы судьбы; рабы неблагодарные, уже с готовою изменою в сердце; пред ним и святое знамение христианства: образ того, кто не отвергает, может быть, и позднего раскаяния!.. Молчание современников, подобно непроницаемой завесе, сокрыло от нас зрелище столь важное, столь нравоучительное, дозволяя действовать одному воображению.
Уверяют, что Годунов был самоубийцею, в отчаянии лишив себя жизни ядом; но обстоятельства и род его смерти подтверждают ли истину сего известия? И сей нежный отец семейства, сей человек, сильный духом, мог ли, спасаясь ядом от бедствия, малодушно оставить жену и детей на гибель, почти несомнительную? И торжество Самозванца было ли верно, когда войско еще не изменяло царю делом; еще стояло, хотя и без усердия, под его знаменами? Только смерть Бориса решила успех обмана; только изменники, явные и тайные, могли желать, могли ускорить ее — но всего вероятнее, что удар, а не яд прекратил буриме дни Борисовы, к истинной скорби Отечества: ибо вся безвременная кончина была небесною казнию для России еще более, нежели для Годунова: он умер по крайней мере на троне, не в узах пред беглым диаконом, как бы еще в воздаяние за государственные его благотворения; Россия же, лишенная в нем царя умного и попечительного, сделалась добычею злодейства на многие лета.
Заключение
Прочитав массу литературы о Годунове, я пришла к выводу, что имя Годунова, одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было и будет произносимо с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Потомство видит лобное место, обагренное кровию невинных, св. Димитрия издыхающего под ножом убийц, героя псковского в петле, столь многих вельмож в мрачных темницах и келиях; видит гнусную мзду, рукою венценосца предлагаемую клеветникам-доносителям; видит систему коварства, обманов, лицемерия перед людьми и Богом... везде личину добродетелей, и где добродетель? В правде ли судов Борисовых, в щедрости, в любви к гражданскому образованию, в ревности к величию России, в политике мирной и здравой? Его яркий для ума блеск хладен для сердца, удостоверенного, что Борис не усомнился бы ни в каком случае действовать вопреки своим мудрым государственным правилам, если бы властолюбие потребовало от него такой перемены. Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Годунов благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы.
Борис был очень умный, властный, но в тоже время чрезвычайно осторожный, деятельный и безупречно честный человек. И я убеждена, что если бы Годунов пришел к власти хотя бы 15 годами раньше, никакого "Смутного времени" попросту не было бы, т. к. не было предпосылок для него, заложенных именно Иваном Грозным.
То, что ему удалось
сделать, действительно