Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:45, реферат
Началом революции послужило «Кровавое воскресенье» – 9 января 1905 г., когда было расстреляно мирное шествие 140 тыс. ра-бочих Петербурга к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о своих нуждах. По всей стране «Кровавое воскресенье» вызвало всеобщий взрыв возмущения.
По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России была буржуазно-демократической, поскольку ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны: свержение само-державия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и поме-щичьего землевладения.
области - Еврейской, 10 автономных округов. Все субъекты Федерации
равны между собой (ст. 5). Это положение является свидетельством
принципиальной новизны формы государственного единства России,
установленной Конституцией 1993 г. Никогда еще в истории нашего
Отечества (Российской империи, СССР и России) не было такого, что-
бы все без изъятия
части государства
ные субъекты. Относительное равенство субъектов Российской Федера-
ции определяется единством их конституционных прав и одинаковым
представительстаом в законодательном органе власти - Федеральном
Собрании, причем Совет Федерации, формируемый из представителей
от исполнительных и представительных органов власти, по два депутата
от каждого субъекта Федерации, по сути дела, играет роль верхней па-
латы парламента и, кроме того, решает вопросы, принципиальные для
субъектов Российской Федерации.
Конституция Федерации допускает прием в Российскую Федерацию
и образование новых субъектов, но не предусматривает право на выход
из ее состава, несмотря на то, что в преамбуле и ст. 3 Конституции
говорится об общепризнанных
принципах равноправия и
ния как о важнейших основаниях федеративного устройства Российской
Федерации. Статус субъекта Российской Федерации определяется Кон-
ституцией России и нормативным актом данного субъекта Федерации,
принятым его представительным органом власти, в республиках - Кон-
ституциями, а в остальных субъектах Федерации - Уставами. Конститу-
ция предполагает, что статус субъекта Российской Федерации может
быть изменен, но только с его согласия (п. 51 ст. 66). Соотношение
прав России и субъектов Федерации по отношению к территории опре-
деляет ст. 67, которая говорит, что территория России включает терри-
тории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздуш-
ное пространство над ними. Границы между субъектами Российской
Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (п. 3
ст. 67).
При подготовке новой Конституции России широко использовались
варианты решения проблем, проработанные в ходе реформирования
СССР. Например, вопрос о
разграничении компетенции
ральными органами власти и субъектами Федерации. Конституция Рос-
сии предусматривает, что часть вопросов находится в исключительном
533
ведении федеральных органов власти, другая - в совместном ведении
Федерации и ее субъектов, а третья - в исключительной компетенции
субъектов Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 11 Конституции разгра-
ничение предметов ведения и полномочий между органами государст-
венной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Фе-
дерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, феде-
ральными законами и договорами.
К исключительной компетенции федеральных органов власти отне-
сены важнейшие вопросы жизни всей Федерации в целом: федеральное
законодательство и его исполнение, территория, федеративное устрой-
ство, регулирование и защита прав человека, федеральные органы вла-
сти, федеральный бюджет, налоги, финансовая система, федеральная
собственность, общие коммуникации транспорта, связи, информации,
энергетики, ядерные и космические программы, внешние отношения
России, оборона и оборонное производство, оружие, границы, судоус-
тройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уго-
ловно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гра-
жданское, гражданско-процессуальное и арбшражно-процессуальное
законодательство, коллизионное право, метрическая система и стан-
дарты, картография, бухгалтерский учет и статистика, награды и по-
четные звания, федеральная государственная служба. В соответствии
со ст. 76 Конституции по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Фе-
дерации.
К совместной компетенции Федерации и ее субъектов отнесены та-
кие вопросы, как- соответствие нормативных актов субъектов Россий-
ской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным
законам, защита прав человека, разграничение государственной собст-
венности, вопросы владения, пользования и распоряжения природными
ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды, охрана
памятников истории и культуры, общие вопросы воспитания, образова-
ния, науки, культуры, физкультуры и спорта, координация вопросов
здравоохранения, охрана семьи, социальная защита и социальное обес-
печение, осуществление мер по борьбе с бедствиями и ликвидация их
последствий, установление
общих принципов
в Российской Федерации, административное, административно-процес-
суальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное
законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей
среды, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, но-
тариат, защита среды обитания и традиционного уклада жизни малочис-
534
ленных этнических общностей, установление общих принципов органи-
зации системы органов государственной власти и местного самоуправ-
ления, координация международных и внешнеэкономических связей
субъектов Российской Федерации, выполнение международных догово-
ров Федерации. Таким образом, к совместной компетенции Федерации
и ее субъектов отнесены все важнейшие вопросы, затрагивающие обе
j стороны. По предметам
совместного ведения
ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответст-
вии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Рос-
сии. Причем федеральные
законы не могут противоречить
конституционным законам.
Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках
совместного ведения с субъектами Федерации, субъекты Федерации
обладают всей полнотой государственной власти на своей территории. В
частности, к компетенции
субъектов Федерации в
ст. 77 Конституции отнесено право самостоятельно устанавливать соб-
ственную систему
органов государственной
принципы организации представительных и исполнительных органов
государственной власти,
установленные федеральные
невмешательства федеральных
властей в осуществление
номочий по предмету своего ведения субъектами Федерации служит
установленное п. 6 ст. 76 Конституции правило, в соответствии с кото-
рым в случае противоречия между федеральным законом и норматив-
ным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в со-
ответствии со своими полномочиями (по вопросам, отнесенным к ис-
ключительной компетенции субъектов Федерации), действует акт субъ-
екта. Это положение
находится в очевидном
одной из основополагающих статей Конституции, устанавливающей
верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории
Российской Федерации.
Разграничение полномочий между органами власти Федерации и ее
субъектов, система разделения властей потребовали создания механизма
защиты установленного порядка. В этой связи Конституционному суду
вменяется в обязанность рассматривать дела о несоответствии актов
субъектов Российской Федерации,
а также договоров между
и субъектами Конституции и федеральным законам России. Конститу-
ционный суд решает и споры о компетенции, возникающие как между
органами власти субъекта Федерации, так и между органами власти
Федерации и органами власти субъектов Федерации. Президент России
' имеет право в соответствии со ст. 85 Конституции до решения суда о
535
неконституционности акта органа исполнительной власти субъекта Фе-
дерации, приостановить его действие. Президент России может исполь-
зовать согласительные процедуры в случае противоречия между феде-
ральными властями и властями субъекта Федерации, а также между
властями субъекта Федерации.
Практика взаимоотношений России с субъектами Федерации. Не-
смотря на то, что Конституция России 1993 г. решила принципиальные
вопросы организации государственного единства, чем способствовала
укреплению России как федеративного государства, проблемы во взаи-
моотношениях с субъектами Российской Федерации остались. Глав-
ная проблема - соответствие Конституций, других важнейших норма-
тивных актов субъектов России Конституции и законам Российской
Федерации.
Большинство субъектов Российской Федерации после принятия Кон-
ституции РФ делают шаги в направлении соответствия своего законода-
тельства федеральному. Особенности взаимоотношений с Федерацией ее
субъекты устанавливают,
внося соответствующие
о разграничении компетенции между федеральными органами власти и
органами власти конкретного субъекта. Однако и к концу 1995 г. важ-
нейшие положения
Конституций некоторых
речили Конституции РФ. Так, Конституции Татарии, Тывы и Якутии не
признавали верховенства
Конституции и федеральных
ской Федерации в сферах совместной компетенции центра и субъектов
Федерации, а Конституция Тывы предусматривала выход из состава России.
Однако наиболее драматично сложились отношения с Чечней, где к
власти пришел криминальный режим Дудаева. Упразднив действовавшие
структуры власти и провозгласив независимость, этот режим полностью
игнорировал российское законодательство. Создав вооруженные форми-
рования, режим Дудаева воспрепятствовал деятельности федеральных
органов власти на территории Чечни. В этих условиях президент и пра-
вительство Российской Федерации приняли решение об использовании
вооруженных сил для восстановления законности на территории Чечен-
ской республики, что привело к настоящей войне. Эта трагичная война
оказалась полностью безрезультатной. Она была приостановлена согла-
шениями, заключенными в 1996 г., которые откладывали решение во-
проса о статусе Чечни на более позднее время. При этом Чечня по-
прежнему продолжает находиться вне законодательного поля Россий-
ской Федерации.
Тест 2
1.К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:
3)Великое переселение народов
2.Съезд князей в Любечев1907 г.был созван с целью:
3)Остановить междоусобицы
3)Что было одной из
1)Превосходство Армий
Европейских держав в
4)Введение инстстута присяжных заседателей стало возможным врезультате проведения:
1)Судебной реформы 1864г.
5)Какое из перечисленных
2)Крещение Руси
6)В каком году был принят свод законов,названный Соборным уложением
3)1649г.
7)Временное правительство
4)октябре 1917
8)Контрнаступление советских
1)5 декабря 1941г.
9)Какой из указанных периодов получил название “оттепель”
2)1953-1964гг.
10)В период удельной руси(XII-
1)Пскове и Новгороде
Список используемой литературы:
ru.wikipedia.org
Информация о работе Буржуазно-демократическая революция 1905-1907г. в России