Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:41, реферат
В истории Руси был период язычества с его повседневным опытом, дошедшим до нас благодаря сохранившимся мифам и некоторым обычаям. Была культура русского крестьянства и русского неоднородного духовенства. Свой уклад жизни, свой круг чтения, свои жизненные обряды, формы досуга имели и купец, и городской житель-мещанин. Отличной
Введение 2
Быт древних славян 2
1. Первоначальный быт русских славян 2
2. Дохристианский быт русских славян 2
3. Влияние церкви на гражданский быт 2
Обычаи, нравы и верования 2
Заключение 2
Список литературы и материалов использованных в работе: Ошибка! Закладка не определена.
Омская гуманитарная академия
Социально-экономический факультет
Специальность
менеджмент организации (УЗ)
РЕФЕРАТ
«Быт и
нравы Древней Руси»
Подготовила студентка:
1-го курса Балацанова Н.В.
Проверил: Барский О.В.
_______________________
Омск -2012
Оглавление
В истории Руси был период язычества с его повседневным опытом, дошедшим до нас благодаря сохранившимся мифам и некоторым обычаям. Была культура русского крестьянства и русского неоднородного духовенства. Свой уклад жизни, свой круг чтения, свои жизненные обряды, формы досуга имели и купец, и городской житель-мещанин. Отличной была жизнь русских царей и цариц, культура и быт русского дворянства – та великая русская культура, которая стала национальной. Принятие христианства ввело восточных славян в лоно православной церкви имело своим последствием синтез ее с российской государственностью. Превращение Киева в политический, культурный и церковный центр восточнославянского государства привело к постепенному усилению культурного размежевания Киевской Руси с западнославянскими соседями, воспринявшими христианство из Рима и вместе с тем вошедшими в орбиту латиноязычной западноевропейской культуры. Время Киевской Руси - то период преимущественно южной ориентации восточнославянской жизни. С Византией Русь сближали церковные и торговые связи, с Болгарией - общая письменность.
Русские до начала
самобытного политического
Первое - первоначальный быт славян не выше быта дикарей. Первые семена гражданственности и культуры, по этой теории, были брошены варягами, которые вызвали славян за собой на историческую арену. Об этом писал немецкий историк Людвиг Шлёцер.
Другая же теория получила окончательное развитие в «Истории русской жизни» ученого Ивана Забелина. Он рисует быт славян русских в IX-X вв. очень сложным и высокоразвитым и впадает, поэтому в иную крайность.
Славяне народ не
кочевой, а оседлый. Они были диким народом,
жили оседло и строили дома. Главный капитал
их состоял не в стадах и табунах, а в землях,
и хозяйство было основано на эксплуатации
земли. Поселки славян имели первоначально
очень подвижный характер. Об этом согласно
свидетельствуют и греческие писатели
и летописец, который говорит о древлянах
вятичах так, что можно понять, что они
только что принялись за обработку земли.
Области, в которых приходилось жить и
пахать славянам, были лесные, поэтому
рядом с земледелием возникла и эксплуатация
лесов, развиты лесные промыслы, пчеловодство
и охота. Воск, мед и шкуры были важными
предметами торговли, которыми славилась
Русь на Дунае.
Быт славян изначально был несомненно племенной. Их называют по племенам; имена полян, древлян, вятичей и т.п., но постепенно заменяются волостями. Так быт племенной перешел в быт волостной. На основании трех вопросов:
во-первых, у славян отмечается факт общего владения при отсутствии личной собственности;
во-вторых, частое упоминание в летописях о живущих родом (обществами);
в-третьих, «Русская правда» (условное название древнерусского правового сборника) умалчивает о личной поземельной собственности – и возникла теория, по которой славяне, на первых ступенях жизни, жили родом, по образцу рода римского, т.е. жили обществами, построенными на родовых началах; во главе рода стояла власть вождя – авторитет патриархальный.
Со смертью вождя родовая собственность не делилась, а движимое и недвижимое имущество все находилось во владении рода. Родовой быт действительно исключал возможность личного владения. Но историки утверждают, что слово «род» в летописи употребляется не как «genus» от от др.-греч, что оно имеет несколько значений, так как иногда под ним подразумевается семья, иногда род; стало быть, народ, а с ним и летописец под этим словом понимали различные вещи. Общее же владение и отсутствие личного землевладения могут доказывать не родовые формы быта, а общинную организацию. Под ударами критики родовое учение потеряло свою непреложность; стали говорить, что родовой быт существовал лишь во времена глубокой древности, доисторические, а затем заменился общинным. Учение об общине было развито Беляевым И.Д. По их мнению, славяне жили общиною не на основании физиологических, кровных начал, а в силу совместного жительства на одних и тех же местах и единствах хозяйственных, материальных интересов. Общины управлялись властью избранных старшин – вечем. Мелкие общины или верви сливались в волости, которые уже были общинами политическими. В первоначальных рассуждениях об общине было мало неопределенного
Если же славяне
не держались исключительно
В древнейшее дохристианское время князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось «обидою», за которую должен был отплатить, «отомстить» сам обиженный или его род. Человека защищал не князь, а свои близкие ему люди; за убитого мстили отец, братья, дяди, племянники. Обычай кровной мести и вообще мести был так широко распространен, что признавался даже законом, как нормальное правило. Иначе и быть не могло в таком обществе, где княжеская власть только что возникла, где князь был иноплеменником и был окружен дружиной таких же иноплеменников-варягов. Славяне жили или родами, или общинами; в других случаях они сами устраивали дружины и торговые товарищества в городах. Каждый человек, принадлежавший к какому-нибудь союзу или входивший в какое-нибудь сообщество, пользовался защитою рода, общины, дружины, товарищества, и мало надеялся на князя, потому что княжеская власть была еще слаба.
Родовой быт
первоначально вел людей к
обособлению. Роды жили
В языческое
время на Руси было лишь
одно сословное различие: люди
делились на свободных и
Таким образом, в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем. Семья, при обычае многоженства, умычки и покупки невест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено и притом в тяжелой форме. Грубая сила господствовала в обществе, и человеческая личность сама по себе не имела никакого значения.
Христианская церковь, основанная на Руси князем Владимиром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала византийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улучшить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и права, шли вслед Христу и являли высокие примеры нравственной христианской жизни и даже подвижничества. О самом князе Владимире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Среди дружины и земских людей появилось много благочестивых христиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житье. Через свою иерархию и примеров ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных.
Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять. Духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может оставаться безучастным к населению и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как «всякая власть от Бога» и так как князь «есть Божий слуга», то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они «имели приязнь» к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение языческой Руси на князей, как на дружинных конунгов, которые берут дань за свои военные услуги земле и которых можно погонять, если они не угодны, и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала авторитет князей, смотря на них, как на прирожденных и богоданных государей. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубых ссорах и междоусобиях, духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они «чтили старейших» и «не переступали чужого предела». Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка.
Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных и городских, церковь образовала сбою особый союз – церковное общество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, населенные рабами. М изгои, и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и становились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански – как на свободного человека. Для церковного сознания все были братья во Христе, и не было пред Господом ни раба, ни господина. В церкви не существовало рабства: рабы, подаренные церкви, обращались в людей, лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.
Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные суды, во-первых, судили за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыкание и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т.п. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.