Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:41, реферат
В истории Руси был период язычества с его повседневным опытом, дошедшим до нас благодаря сохранившимся мифам и некоторым обычаям. Была культура русского крестьянства и русского неоднородного духовенства. Свой уклад жизни, свой круг чтения, свои жизненные обряды, формы досуга имели и купец, и городской житель-мещанин. Отличной
Введение 2
Быт древних славян 2
1. Первоначальный быт русских славян 2
2. Дохристианский быт русских славян 2
3. Влияние церкви на гражданский быт 2
Обычаи, нравы и верования 2
Заключение 2
Список литературы и материалов использованных в работе: Ошибка! Закладка не определена.
В особенности
восставало духовенство против грубых
форм рабства на Руси. В поучениях
и проповедях, в беседах и разговорах
представители духовенства
Так широко было
влияние церкви на гражданский быт
языческого общества. Оно охватывало
все стороны общественного
Быт восточно-славянских
племен ярко описан в памятниках древнерусской
литературы. Так, между селами устраивали
игрища – религиозные праздники, на которых
жители соседних сел умыкали (похищали)
себе жен по уговору с ними. В то время
у славян было многоженство, невест не
хватало. Чтобы задобрить род, у которого
умыкали невесту, ее родственникам давали
вено (выкуп). Со временем умыкание невесты
было заменено обрядом хождения зятя по
невесту, когда невесту выкупали у ее родственников
по взаимному договору. На смену этому
обряду пришел другой – привод невесты
к жениху. Родственники жениха и невесты
становились свояками, т. е. своими друг
для друга людьми.
Женщина занимала подчиненное положение. После смерти мужа одна из его жен должна была быть похоронена вместе с ним. Покойника сжигали на костре. Погребение сопровождалось тризной – пиршеством и воинскими играми.
Известно, что у восточных славян сохранялась еще кровная месть: родственники убитого мстили смертью убийце.
Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы, обожествляя их. Так, богом неба был Сварог, богом солнца – Даждьбог (другие названия: Дажбог, Ярило, Хорос), богом грома и молнии – Перун, богом ветра – Стрибог, покровителем скота – Велос (Волос). Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога и звались Сварожичами. Богиня Мокошь – Мать-Сыра земля, богиня плодородия. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кессарийского, славяне признали повелителем Вселенной одного бога – Перуна, бога грома, молнии, войны.
В то время еще не было общественных богослужений, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах – капищах, богам приносились жертвоприношения – требы.
Большое развитие получил культ предков. Он связан с охранителем рода, семьи, родначальником жизни – Родом и с его Рожаницами, т.е. дедом с бабушками. Предка называли еще «чур», по церковнославянски – «щур». Сохранившееся и поныне выражение «чур меня» означает «храни меня дед». Иногда этот хранитель рода является под именем домового, хранителя не всего рода, а отдельного двора, дома. Вся природа представлялась славянам одушевленной и населенной множеством духов, в лесах жили лешие, в реках – водяные, русалки.
У славян были свои языческие праздники, связанные со временами года, с земледельческими работами. В конце декабря – колядовали, ходили по домам ряженые с песнями и прибаутками, славили хозяев, которые должны были ряженых одаривать. Большим праздником были проводы зимы и встреча весны – масленица. В ночь на 24 июня (по старому стилю) отмечался праздник Ивана Купалы – проходили обряды с огнем и водой, гадания, водили хороводы, пели песни. Осенью после окончания полевых работ отмечали праздник урожая: пекли огромный медовый каравай.
Благодаря сохранившимся мифам и некоторым обычаям со времен Древней Руси, в настоящее время отчетливо представляется период язычества и начала христианизации со своим повседневным опытом. Ведь вся культура славянского бытия, русского крестьянства и русского неоднородного духовенства дошла до нас в обычаях и традициях, обрядах и ритуалах, играх и праздниках.
Большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с богослужебными обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции. Когда христианство пришло на смену язычеству, то языческим обрядам был положен конец. Но множество из них, не входящих в состав прямого языческого богослужения, сохранилось до сих пор в форме увеселений, обычаев, празднеств. Некоторые из них постепенно стали неотъемлемой частью христианского обряда.
Практически не потерпели больших изменений и свадебные и похоронные ритуалы. Например, привычный в нынешнее время обряд погребения усопших в землю сохранился со времен крещения Руси. Свадебный обычай, например, похищение невесты, который был обязательным у древних славян, оставался также неизбежным у русских, действует до сих пор, что придает современной свадьбе больше красок и радости.
Таким образом,
сколько бы лет, веков не прошло,
история культуры государства Российского
не потеряет свою актуальность, ведь весь
ныне существующий уклад жизни достался
нам из далекой древности. И наша
задача состоит в сохранении, поддержании
и развитии всех обычаев и традиций.
Литература: