Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:29, реферат
Актуальность. Советское государство и церковь... История нашего века поставила рядом эти явления. Драматизм государственно-церковных отношений после октября 1917 года, качественно новый характер этих отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вызывают непреходящий научный, исторический интерес к ним сегодня.
Современная российская действительность позволяет по-новому осмыслить многие аспекты всей нашей непростой истории, помогает понять драматизм и диалектику общественной практики, отвергнуть многие исторические догмы и стереотипы. В современных условиях происходит становление и формирование нового отношения и к изучению такой сложной проблемы, как государственно-церковные отношения в период советского строя, особенно и в частности в годы Великой Отечественной войны. Этому во многом способствует развернувшийся в настоящее время процесс перестройки в сфере общественного сознания, что находит свое выражение в расширении плюрализма мнений по самым острым вопросам нашего прошлого, в том числе по вопросам отношений Советского государства и Русской Православной Церкви /РПЦ/ в период Великой Отечественной войны. Важность данного исследования определяется, прежде всего, необходимостью всесторонней и критической оценки всего комплекса государственно-церковных отношений в военный период, использования данного опыта для решения новых задач, извлечения из истории уроков, необходимых для осмысления настоящего и предвидения будущего.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
1.1. Деятельность Церкви на оккупированных территориях………15
1.2. Деятельность Церкви на территории СССР
в военное время………………………………………………………………...24
ГЛАВА II. ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА
2.1. Сталин и Русская Православная Церковь…………………………..30
2.2. «Патриарх всея Руси» …………………………………………………...32
2.3. На параде Победы………………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..38
Федеральное агентство по образованию РФ
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Стерлитамакская
государственная педагогическая академия
им. Зайнаб Биишевой
Кафедра истории
Отечества и МПИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Церковь в годы Великой Отечественной войны
(1941-1945гг.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ЦЕРКОВЬ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
в
военное время……………………………………………
ГЛАВА II. ОТНОШЕНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА
2.1. Сталин и Русская Православная Церковь…………………………..30
2.2. «Патриарх всея Руси» …………………………………………………...32
2.3.
На параде Победы……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК…………………………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Советское государство и церковь... История нашего века поставила рядом эти явления. Драматизм государственно-церковных отношений после октября 1917 года, качественно новый характер этих отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вызывают непреходящий научный, исторический интерес к ним сегодня.
Современная российская действительность позволяет по-новому осмыслить многие аспекты всей нашей непростой истории, помогает понять драматизм и диалектику общественной практики, отвергнуть многие исторические догмы и стереотипы. В современных условиях происходит становление и формирование нового отношения и к изучению такой сложной проблемы, как государственно-церковные отношения в период советского строя, особенно и в частности в годы Великой Отечественной войны. Этому во многом способствует развернувшийся в настоящее время процесс перестройки в сфере общественного сознания, что находит свое выражение в расширении плюрализма мнений по самым острым вопросам нашего прошлого, в том числе по вопросам отношений Советского государства и Русской Православной Церкви /РПЦ/ в период Великой Отечественной войны. Важность данного исследования определяется, прежде всего, необходимостью всесторонней и критической оценки всего комплекса государственно-церковных отношений в военный период, использования данного опыта для решения новых задач, извлечения из истории уроков, необходимых для осмысления настоящего и предвидения будущего.
Актуальность рассматриваемой проблемы, на мой взгляд, заключается в следующем:
во-первых, в ней критически анализируется история отношений государства и церкви, ее патриотической деятельности в один из самых сложных и исторически важных периодов нашего Отечества.
Период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. занял особое место в истории Отечества и его Вооруженных Сил, в истории государства, общественных организаций страны, Русской Православной Церкви. В эти годы в результате многогранной деятельности Советского государства, общественных организаций, Русской Православной Церкви по мобилизации сил и средств на борьбу против германского фашизма, патриотического служения Отечеству советского народа, воинов армии и флота, в том числе и верующих - церкви удалось защитить честь и независимость нашего Отечества, разгромить германский фашизм, освободить народы многих стран от фашистского порабощения. 1
Именно на данном этапе коренным образом изменилась сущность отношения Советского государства к Русской Православной Церкви, другим религиозным организациям страны, что имело важное значение для нормализации государственно-церковных отношений, способствовало применению духовного, материального потенциала церкви для достижения победы над врагами Отечества. "В военное время, - отмечалось в докладе главы Российского государства, - громко зазвучал патриотический голос церкви. Она сумела немало сделать для отпора агрессору." Русская Православная Церковь, как и другие религиозные организации страны, внесла важный вклад в дело мобилизации верующих на борьбу с захватчиками, оказала посильную материальную помощь фронту и населению своей международной деятельностью, способствовала оказанию нашему Отечеству моральной и материальной помощи со стороны различных религиозных организаций за рубежом.
Патриотическое служение РПЦ в военные годы было продиктовано тем, что "война, которая ведется ради защиты ближнего, народа, Родины от посягательств на их жизнь, свободу и достоинство, - всегда считалось в Православной Церкви нравственно оправданной", - отмечал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II .
Вместе с тем в рассматриваемый период в отношениях государства и церкви проявлялся и сугубо прагматический подход, выразившийся в стремлении Советского государства подчинить церковь своему руководству, установить государственный контроль над всеми сферами жизни и деятельности церкви, что не способствовало развертыванию патриотической деятельности церкви в полном объеме.
Во-вторых, в условиях прекращения деятельности в армии и на флоте политических партий и политических движений, упразднения военно-политических органов, ликвидации монопольного воздействия на личный состав марксистско-ленинской идеологии важно организовать эффективную воспитательную работу с воинами, органически сопряженную с боевой подготовкой войск.
В
связи с этим актуальным является
необходимость обобщения и
В-третьих, актуальность избранной проблемы усиливается в связи с недостаточностью ее разработки, отсутствием по ней специальных крупных обобщающих исследований, раскрывающих не только положительный опыт, но и негативные явления и процессы в истории Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, связанных с влиянием культа личности И.В.Сталина на социально-политические процессы исследуемого периода.
Историография проблемы. Первыми к рассмотрению проблемы государственно-церковных отношений в указанный период обратились Г.Г. Карпов и В.A. Куроедов, возглавлявшие в разное время Совет по делам РПЦ. В книге Г.Г. Карпова, изданной в расчете на благоприятное общественное мнение в странах Восточной Европы, приукрашено положение РПЦ в СССР, завышено количество зарегистрированных православных приходов.3 В.А. Куроедов, обличая антигуманную сущность фашизма, подвергшего уничтожению исторические и культурные памятники, ни слова не сказал4 о действиях советских властей в годы "безбожной пятилетки", умолчал о насильственном характере воссоединения униатов с РПЦ. Оба автора отмечали лояльность и патриотизм церкви в годы войны, подчеркивали ведущую роль государства в нормализации отношений. Причину успешного взаимодействия власти и церкви в послевоенный период З.А. Куроедов объяснял участием патриарха Алексия в работе международных организаций по защите мира.
В первой половине 1950-х гг. под руководством В. Д. Бонч-Бруевича началось издание "Научно-атеистической библиотеки". В 1954г. в сборнике "Вопросы истории религии и атеизма" этот видный антирелигиозный деятель писал о религии как о реакционной силе, тормозящей развитие советского общества. По его убеждению, оживление религиозных настроений в годы войны не смогло остановить процесса отхода широких масс от религии.5
Некоторые исследователи отвергали какое-либо влияние религии на укрепление патриотических чувств населения. "Не советский народ, не массы верующих следовали за церковью и духовенством, а наоборот", - утверждал К.А. Паюсов.6 С этим нельзя согласиться, так как в обществе, особенно среди верующих, не было однозначно положительного отношения к мероприятиям советской власти. Развернув активную патриотическую деятельность, РПЦ дала понять всем гражданам, что война несет гибель их родной земле, детям и близким.
Взаимосвязь между войной и распространением религиозных настроений убедительно показала Н. И. Кондакова.7 Вместе с тем она подчеркнула использование религиозного фактора немецкими оккупационными властями с целью разжечь религиозную рознь и не допустить объединения населения в борьбе с захватчиками.
B 1970-е гг. в советской историографии были предприняты попытки дать критический анализ работ о положении религии и церкви в СССР, изданных за рубежом.8 Безусловно, на них отразилась приверженность советских историков установкам о научной несостоятельности и ошибочности немарксистского подхода к изучению истории. Тем не менее, одной из серьёзных работ стала монография Э.И. Лисавцева. Исследователь справедливо отметил, что в годы Великой Отечественной войны православная церковь выступила хранительницей национальных традиций. Патриотическая деятельность священнослужителей в комплексе с другими причинами, порожденными условиями военного времени, способствовала росту влияния церкви в обществе и усиливала проявления религиозности. Характеризуя развитие государственно-церковных отношений в послевоенный период, Э.И. Лисавцев опроверг утверждения зарубежных авторов о "пособничестве" РПЦ "советскому империализму", объяснив активизацию её внешнеполитической жизни восстановлением традиционных исторических связей с единоверческими церквами и епархиями за рубежом.
В 1980-е гг. появились исследования различной; направленности исторической9, философской10, юридической11, атеистической.12 По мнению М.С. Корзуна, в основе патриотизма церкви лежало не христианское вероучение, а осознание верующими своего гражданского долга. Патриотическую деятельность РПЦ и её участие в защите мира философы Н.С. Гордиенко и П.К. Курочкин обусловили переходом церкви на позиции лояльности государству. По мнению исследователей, церковь, оказывая поддержку советской власти, в военные и послевоенные годы приобрела более стабильное положение в обществе и стала восприниматься верующими как учреждение, "выражающее" интересы народа. Г. В. Воронцов, утверждая о подрыве социальных корней религии и её уничтожении в ходе социалистического строительства, привёл несколько противоречащее его выводам высказывание видного антирелигиозного деятеля Е.М. Ярославского о том, что к 1937г. на селе 2/3, а в городе 1/3 трудящихся продолжали сохранять связь с религией. Это не так уж и мало, если учесть накал антирелигиозной борьбы в 1920-30-е гг. и преобладание сельского населения над городским. Характеристика отношения населения к религии и церкви в предвоенный период во многом проясняет истоки "религиозного возрождения" в годы войны.
Начавшиеся во второй половине 1980-х гг. процессы демократизации общественно-политической жизни, подготовка к празднованию 1000-летия Крещения Руси оживили интерес к истории РПЦ. Последовали первые попытки переосмыслить её положение и деятельность в военный и послевоенный периоды.
Прагматизм сталинской политики в "религиозном" вопросе впервые был отмечен А.И. Клибановым.13 Решения по восстановлению церковной организации и создание Совета по делам РПЦ он оценил как несомненный шаг на пути нормализации отношений между государством и церковью. Вместе с тем исследователь подчеркнул директивный, а значит временный и условный, характер изменений. Впервые в работе был оценен вклад религиозных объединений в утверждение общечеловеческих норм нравственности, идеалов труда и мира. Возвращение в конце 1940-х гг. к административным и репрессивным методам "диалога" с церковью, по мнению автора, усилило в обществе процессы отчуждения, в том числе религиозного. Совет по делам РПЦ с конца 1940-х гг. был вынужден все более сосредотачиваться на функциях надзора. Несмотря на свои неоднократные попытки и стремление отсрочить новый "антирелигиозный натиск", он не смог предотвратить политику стеснения свободы совести и репрессии.
Вопросу об отношении И.В. Сталина к религии посвятил отдельную статью Д.А. Волкогонов.14 Он пришел к выводу, что религия, как впрочем, и атеизм имели для вождя лишь функциональное значение.
В 1989г. В.А. Алексеевым и М.И. Одинцовым была опубликована записка председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова о встрече И. В. Сталина с руководством Московской Патриархии в сентябре 1943г.15 Оба историка придавали важное значение указанной встрече как поворотному моменту в развитии государственно-церковных отношений.
В работах, отнесенных мной к первому периоду историографии, несмотря на преобладающее негативное отношение авторов к церкви как социальному институту, отмечены конструктивные элементы государственно-церковной политики, обусловленные лояльностью РПЦ и её активной патриотической деятельностью. Ведущая роль в нормализации отношений с религиозными организациями отводилась государству, учрежденному им Совету по делам РПЦ. Исследователи явно недооценивали позицию церковного руководства в первые годы войны, его инициативы по сближению с государством. Патриотизм церкви они связывали лишь с её приспособлением к советской действительности, а также с ростом политической сознательности верующих.
Информация о работе Церковь в годы Великой Отечественной войны