Церковная реформа Никона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:53, реферат

Описание

На планете Земля существует множество религий. Одна из них – христианство – появилась в I веке н. э. Это одна из самых распространеных религий нашего государства, поэтому меня не могла не заинтересовать, выбранная мной тема.В 1054 году христианство уже разделилось на католическое (с центром в Риме) и православное (с центром в Константинополе). После заключения в 1438 году Флорентийской унии, по которой византийская православная церковь входила в подчинение католической, центр православия перенёсся в Москву, не признавшую унии, – так появился миф о Москве, как о «третьем Риме».

Содержание

2.Патриарх Никон………………………………………………………………4
3.Церковь и государство в XVII веке………………………………………….6
4. Основные черты Никоновой реформы……………………………………...8
5. Распадение раскола на толки……………………………………………….14
6. Эволюция отношения Русской Православной церкви……………………17
7. Падение Никона……………………………………………………………..19
8.Заключение…………………………………………………………………...22
9. Список используемой литературы………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 52.00 Кб (Скачать документ)

Когда необходимые книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения  Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями  присутствовали и два восточных патриарха, как «носители истинной православной веры». Собор одобрил исправленные книги и постановил вводить их во всех церквях, а прежние книги отбирать и сжигать. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской». С этого момента, собственно говоря, и начался раскол русской православной церкви. «Новшества» не были приняты во многих местах. Русских людей пугает любая новизна – так пугало их и столь решительное введение в обиход новых церковных порядков. Так что поначалу отторжение «никоновских» книг было чисто психологическим и оттого мало выраженным. Но некоторые люди с богословским образованием сразу же не приняли исправленных книг из соображений так называемой «церковной идеологии»: в тех греческих церковных книгах, по которым велись исправления, они увидели отражение союза православной и католической церкви – Флорентийской унии.Среди таких людей вперёд сразу выдвинулись те, кто до Никона исправлял церковные книги, а при нём, как уже говорилось, оказались не у дел. Так в Русской Церкви появилось целое течение, обособившееся от официальной («никонианской») церкви, не признавшее церковной реформы патриарха Никона.

      Более общие мнения раскольников следующие:

1.Богослужение  должно совершать по старым (преимущественно  иосифовским) книгам.

2.Иконам  должно покланяться только старым  или списанным со старых.

3. В  восьмом члене символа веры  должно читать::» И в Духа  Святаго господа истиннаго,животворящаго.»

4. Креститься  и благословлять должно двумя перстами.

5. Вокруг  церкви с крестным ходом надобно  ходить не с запада на восток, асвостока на запад(посолонь)

6.Крест  почитать только восьмиконечный

7. Имя  Спасителя писать Исус, а не Иисус.

8. Аллилуиа петь дважды, а не трижды.

9. Служить  литургию не на 5, а на 7 просфорах.

      Как видно из приведённого выше, разногласия не затрагивали основ

православной  веры, а касались лишь отдельных её моментов. Так что определяющую роль религиозных побуждений в расколе Русской Церкви ещё можно оспорить. Для большинства староверов эти тонкости были просто неизвестны. Раскол для них стал попыткой сохранить духовный строй страны, которая с присоединением Украины (1654 год) начала устанавливать контакты с Европой, как с одной из альтернатив своего развития. Церковная реформа совпала с культурной экспансией Запада, оттого была так болезненно воспринята.

      Для людей, стоявших у истоков раскольнического течения, всё было значительно серьёзней. Они были или религиозными фанатиками, или популистами и властолюбцами. Последних, к сожалению, было больше. Но были и такие, для кого решающим и принципиальным был действительно вопрос веры. Среди них – протопоп Аввакум, тот самый автор «Жития протопопа Аввакума, написанного им самим» , «важнейшего памятника раскольнической литературы». Он был самым ярым противником никоновских реформ, почти «патриархом» староверов, и привлекал на свою сторону таких же рьяных «истинно верующих», из коих стоит отметить знаменитую боярыню Феодосию Прокопьевну Морозову. Кстати, против Никона восстал и знаменитый Соловецкий монастырь, куда накануне реформы ссылали всех её противников. Ряды раскольников пополнялись с каждым днём.

      Протопоп Аввакум и Иван Неронов при первых же распоряжениях Никона по исправлению книг выразили свой протест. «Мы же задумалися, сошедшеся между собой (говорил Аввакум); видим, яко зима хощетбыти: сердце озябло и ноги задрожали». Посоветовавшись, они подали жалобу на Никона – по их мнению, он поступал не как православный. Никон был гневен и сослал их из Москвы (Аввакума – в Тобольск, а Неронова – в Вологодский край).

      Под влиянием этого протеста Никон понял, что «лучше действовать соборным приговором, чем личной властью». Собор, как известно, одобрил и утвердил все исправления Никона, лишь один архиерей – епископ Павел Коломенский – был не согласен с собором, за что был лишён сана и заточён.

      Последователей Никона его противники обидно называли «никонианцами» и «щепотниками», а самого патриарха Аввакум называл антихристом и даже предсказывал год наступления его царствования – 1666 (из-за подобных

высказываний  Аввакум стал личным врагом Никона). Официальная церковь тоже не бездействовала: объявляла староверов еретиками и предавала их анафеме, а иных и казнила (так, в 1682 году был сожжён протопоп Аввакум).

      Сожжению протопопа Аввакума предшествовали его долгие мучения и скитания по ссылкам – об этом свидетельствуют фрагменты «Жития…»: «…Таже меня взяли от всенощной Борис Нелединский со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли; их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда же россветало в день недельный, посадили меня на телегу и ростянули, и везли от патриаршего двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в тёмную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил… Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно… На утро архимарит с братьею пришли и вывели меня: журят мне, что патриарху не покорился, а я от Писания ево браню да лаю. Сняли большую чепь да малую наложили. Отдали чернцупод начал; велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут и под бока толкают, и за чепьторгают и в глаза плюют… Таже послали меня в Сибирь . До Тобольска три тысящи вёрст недель с тринадцать волокли телегами и водою и санями половину пути… Посем указ пришёл: велено в Дауры вести… Также с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лёд. Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошедей не смеем, а за лошедьмиитти не поспеем, голодные томные люди…»

      Из отрывков «Жития…» можно судить, как жестоко были наказуемы противники Никона, причём наказание накладывалось и на их семьи (ссылкам подвергались даже не в чём не повинные дети).

      В 1666 году имел место ещё один собор русского духовенства, который окончательно утвердил все изменения, внесённые в богослужебные книги по реформе Никона. С этой поры ещё больше усилились гонения на раскольников. Но те не сдавались, а лишь ещё более ожесточались – убегали в Сибирь (вспомним семью Лыковых, ставшую известной благодарямногочисленным публикациям Василия Пескова в «Комсомольской правде»), устраивали акты самосожжения.

Итак, церковный  раскол при патриархе Никоне имел достаточно много предпосылок: психологические, социокультурные, религиозные, политические. И он, пожалуй, был неизбежен. Но ведь можно было обойтись и без национальной трагедии! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Распадение  раскола на толки

      Раскол, как уже можно было заметить, не был явлением однодневным и малозаметным. Это – целый пласт русской истории и культуры. Первоначально обладая лишь религиозным значением, он постепенно приобрёл и весомое политическое значение: от отрицания новых церковных порядков раскол перешёл к отрицанию новых порядков гражданских, как-то: рекрутчины, народных переписей, паспортной системы и т. д. Особенно рьяно выступали староверы против реформ Петра I, из нововведений которого ими порицались: бритьё бород и стрижка волос («портится, якобы, образ Божий»), курение и нюханье табака, короткиесюртуки, фраки и галстуки, театры, конские бега, факельщики при погребении, употребление сахара, кофе, картофеля, занятия медициной (особенно анатомией), астрономией, химией и другими естественными науками.

      Раскол мог стать очень влиятельной силой в государстве, если бы был организованным. Ведь по смерти первых его руководителей (коими были действительные монахи и священники), которые так или иначе «правили церковную службу», у староверов возник вопрос: «кто же теперь будет у них править церковную службу?» Одни стали сманивать к себе священников из «никонианской» церкви, другие же решили обходиться без священников, предоставив право вести богослужение мирянам (в том числе женщинам). Так возникли два главных раскольничьих течения: поповщина и беспоповщина. С них началась дальнейшая дезорганизация движения староверов .

      Для поповцев возникли новые вопросы,при решении которых они раздробились нановые толки. Одни говорили, что можно приниматьбеглых попов не иначе, как через новое крещение; другие(перемазанцы) постановили принимать беглых священников через миропомазание. Большая часть поповцев утвердилась на этом втором способе принятия беглых попов. Но так называемые диаконовцы(по имени основателя их диакона Александра) принимать в свое сообщество священников по третьему чину, через проклятие ересей, якобы господствующих в Православной Церкви. По вопросу,кого принимать, отделился толк сусловцев ( от имени основателя – купца Суслова Федора), которые учат, что надо принимать только тех священников, которые бегут из великой Русской Церкви, а не из Малороссии, потому что эти – обливанцы.

      Поздне, поповцы,приемлющие австрийское священство, разделились на окружников и противоокружников. Окружники принимают составленноев 1862 году неким Илларионом Кабановым окружное послание. Послание составлено в примирительном тоне по отношению к Православной Церкви: в нем доказывается, что Православная Русская Церковь веруют в того же Бога и Господа Иисуса Христа, которого старообрядцы чтут под именем «Исуса». Противоокружники не принимают этого послания.

      В среде беспоповцевнаиболее известны следующиетолки. Поморяне, (даниловцы,выговцы). Беглый дьячок Данило Викулин в конце 17 века устроил скит на берегу реки Выги. Сюда пришли знаменитые писатели, братья Андрей и Семен Денисовы. Главные положения поморских беспоповцев: со времени патриарха Никона в Русской Церкви царствует антихрист, поэтому, приходящих  от нее должно перекрещивать, венчавшихся же разводить,за предержащие власти не должно молиться Богу ит.п.

      Филипповцы. Некто Филипп,бывший стрелец мечтал стать настоятелем Выговского скита. Основалв 15 верстах от Выговского скита особый скит. Главное отличие их от выговцев то, сто они не молятся за православных царей.

       Феодосеевцы. Феодосий, из рода боярУрусовых, основал беспоповское согласие на польской границе. Во второй половине 18 века оно утвердилось в Москве на раскольничьем Преображенском кладбище. Феодосеевцы не отвергают титло И.Н.Ц.И., как евангельское; пищу, покупаемую на торгу, душу очищают молитвами и поклонами.

      Кроме этих более крупных согласий беспоповщина и на более мелкие толки. И вот некоторые из них:

      Нетовщина, или спасово согласие. Последователи жэтого толка утверждают, что нет в мире ни церкви, ни священства, ни таинств: «Пусть Спас сам спасает, как знает».

      Секта странников, или бегунов. Они проповедуют, что антихрист царствует на земле и положи печать на все церковные и гражданские порядки (ревизия, податная система ,паспорты, рекрутчина – все это печати антихриста). И по этому они не хотят подчиняться никаким законам и не признают никаких порядков общежития, бродят с места на место, живут в лесах и пустынях. Странноприимец считает себя ниже бегуна и под конец своей жизни, ради спасения души сам делается бегуном.

Как уже  можно было заметить, разногласия  между староверами также не носили принципиального характера, но, тем  не менее, явились одной из причин многократного деления раскола (ещё  одна причина – стремление людей  к власти), при котором порой  возникали толки прямо противоположного свойства: так, если окружники были максимально близки к официальной Православной Церкви, то спасово согласие было близко к язычеству. Дальнейшее дробление беспоповщины привело к образованию многочисленных сект, отголоски чего слышны и сейчас. Таким образом, раскол с течением времени значительно ослаб, раздробившись на множество частей, тогда как «никонианская» церковь осталась единой, благодаря существующей в ней иерархии. 

Эволюция  отношения Русской  Православной церкви

      Осуждение сторонников старых обрядов как не православных, осуществленное соборами 1656 и 1666 годов, было окончательно санкционировано Большим московским собором в 1667 года, который одобрил реформы патриарха Никона, а всех, не принявших соборных решений, предал анафеме как еретиков и непокорных Церкви.

      Иерархи Русской Церкви в конце XVII — начале XVIII веков (соборная книга «Жезл», патриарх Иоаким в «Увете духовном», Питирим Нижегородский в «Пращице», Димитрий Ростовский в «Розыске» и др.), следуя клятвам Большого Московского собора, осуждали двуперстное крестное знамение «чёртовым преданием», «кукишем», «демоносидением», арианством, несторианством, македонианством, «армянским и латинским повелением» и др.; сугубую аллилуйю — «еретической и богомерзкой», а осьмиконечный крест, особо почитаемый старообрядцами — «брынским и раскольничьим» и т. д.

     С 1800 года Святейший Синод в той или иной мере стал допускать употребление старых обрядов (единоверие, построенное по типу западной унии — единоверцам было дозволено молиться по-старому при подчинении новообрядному священноначалию).

      Именной высочайший Указ Николая II, данный Сенату, Об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 года в частности гласил:

Информация о работе Церковная реформа Никона