Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:53, реферат
На планете Земля существует множество религий. Одна из них – христианство – появилась в I веке н. э. Это одна из самых распространеных религий нашего государства, поэтому меня не могла не заинтересовать, выбранная мной тема.В 1054 году христианство уже разделилось на католическое (с центром в Риме) и православное (с центром в Константинополе). После заключения в 1438 году Флорентийской унии, по которой византийская православная церковь входила в подчинение католической, центр православия перенёсся в Москву, не признавшую унии, – так появился миф о Москве, как о «третьем Риме».
2.Патриарх Никон………………………………………………………………4
3.Церковь и государство в XVII веке………………………………………….6
4. Основные черты Никоновой реформы……………………………………...8
5. Распадение раскола на толки……………………………………………….14
6. Эволюция отношения Русской Православной церкви……………………17
7. Падение Никона……………………………………………………………..19
8.Заключение…………………………………………………………………...22
9. Список используемой литературы………………………………………….23
Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые объемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам;
Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.
«В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде русской православной церкви» синод при заместителе местоблюстителя патриаршего престола митрополите Сергии (Страгородском), впоследствии ставшем патриархом Московским и всея Руси, 23 апреля 1929 г. признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 гг. «отменил, яко не бывшие».
Поместный собор Русской православной церкви в 1971 году, созванный для избрания патриарха, специально рассмотрел вопрос о «клятвах на старые обряды и напридерживающихся их» и принял следующее решение:
Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
Утвердить постановление патриаршего священного синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие. Освященный поместный собор русской православной церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей святой церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру. Освященный поместный собор русской православной церкви свидетельствует, что спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделенной Христовой церкви и которое не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения.
В 1974 году аналогичное решение приняла
и Русская православная церковь за рубежом.
Такая отмена клятв, однако, не привела
к возобновлению молитвенного общения
между какой-либо крупной церковной юрисдикцией
новообрядцев и старообрядцев.
Падение Никона.
Никон и в решении дел, относившихся к компетенции царской власти, стал в1654—1656 гг. «великим государем», фактическим соправителем АлексеяМихайловича. Летом 1654 г., когда в Москве вспыхнула эпидемия чумы, Никон содействовал выезду царской семьи из столицы в безопасное место. Во время войны с Речью Посполитой и со Швецией царь надолго покидал столицу. В эти месяцы Никон играл роль главы правительства и самостоятельно решал гражданские и военные дела. Правда, для наблюдения в Москве оставалась комиссия боярской думы, а более важные дела пересылали для решения в поход царю и боярской думе. Но Никон подчинил комиссию боярской думы своей власти.
В
отсутствие царя, она стала докладывать
все дела ему. В приговорах
по делам появилась даже
Самомнение Никона и его активность росли вместе с успехами внешней политики России, так как в определении ее курса он тоже принимал деятельное участие. Но за неудачи 1656—1657 гг. во внешней политике окружение царя возложило вину на Никона. Активным вмешательством буквально во все дела государства и стремлением навязать всюду свои решения, в том числе путем угроз (по меньшей мере дважды из-за несогласия царя с его «советами» Никон угрожал оставлением патриаршей кафедры), стал тяготиться и царь. Началось охлаждение отношений между ними. Патриарха реже стали приглашать в царский дворец, Алексей Михайлович все чаще общался с ним с помощью посыльных из царедворцев и делал попытки ограничить его власть, с чем, конечно, не желал мириться Никон. Эту перемену использовали светские и духовные феодалы. На Никона возводились обвинения в нарушении законов, корыстолюбии и жестокости.
Открытое
столкновение между царем и
патриархом, которое привело к
падению Никона, произошло в июле
1658 г. Поводом для него послужило
оскорбление окольничим Б. М.
Хитрово патриаршего стряпчего
князя Д. Мещерского 6 июля во
время приема в Кремле
Чтобы склонить на свою сторону восточных патриархов, Никон попытался вступить с ними в переписку. В ноябре 1666 г. патриархи прибыли в Москву. 1 декабря Никон предстал перед собором церковных иерархов, на котором присутствовал царь с боярами. Никона приговорили к лишению патриаршего престола, но сохранили за ним прежний титул, запретив вмешиваться «в мирские дела Московского государства и всея России, кроме своих трех монастырей, данных ему и вотчин их; в них ибо, аще хочет, да рассуждает мирские дела».
Восточные патриархи стремились восстановить взаимоотношения двух властей на основе византийского принципа «премудрой двоицы». При этом пределы обе их властей устанавливались следующим образом: «Патриарх да не вступится в царские вещи царского двора, и да не отступит внепредел церковных, яко же и царь имати и хранит чин свой». При этом делалась оговорка: « но егда будет еретик и неправо править, тогда весьма подобает патриарху противостояти ему и опасите его». Тем самым собор дал церковной власти грозное оружие, которое патриарх мог пустить в ход, объявив политику царя еретической. Такое решение не удовлетворило правительство.12 декабря был объявлен окончательный приговор по делу Никона. Местом ссылки низложенного патриарха определили Ферапонтов монастырь. Но вопрос о соотношении «священства» и мирской власти оставался открытым. В конце концов, спорящие стороны пришли к компромиссному решению: «Царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в церковных». Это решение осталось не скрепленным подписями участников собора и не вошло в состав официальных деяний собора 1666-1667 гг.
Заключение.
В России XVII века объективно ощущалась необходимость церковной реформы, но ее проведение было сопряжено со многими трудностями. Царь осознавал ее необходимость. Церковная реформа патриарха Никона оказала огромное влияние на внутреннюю жизнь страны и положила начало такому оригинальному социально-религиозному движению XVII в. как раскол. Но нельзя также отрицать и ее определенную роль во внешней политике Российского государства. Церковная реформа была призвана упрочнить отношения с некоторыми странами, открывала возможности для новых,более крепких союзов в политике. И поддержка православных церквей другихгосударств также была очень важна для России, счем я абсолютно согласна.
Никон отстаивал принцип независимости
церкви от государственной власти. Он
пытался добиться полного невмешательства
царя и бояр во внутрицерковные дела, а
самому иметь власть, равную царской. Это,
естественно, не могло остаться незамеченным.
И окончательная размолвка Никона с царем
произошла, конечно, не из-за происшествия
на царском обеде. Настоящей причиной
явилось его чрезмерно усилившееся влияние
и постоянное вмешательство во внутреннюю
и внешнюю политику подчинение церкви
государству. Следующим важным этапом
в ней стало упразднение самого патриаршества
в первой четверти XVIII века.
Список
используемой литературы.
М.; Политиздат,
1991 год.