Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:03, доклад
Доколумбовая Америка является одним из важнейших этапов и интереснейших примеров в развитии мировой цивилизации, но достаточно плохо освященным в отечественном информационном пространстве, а в научной сфере пока остается уделом относительно небольшой группы исследователей–энтузиастов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, Америку в древние времена населяли многочисленные индейские племена, среди которых наибольших высот в культурном развитии достигли астеки, майя, инки, строившие пирамиды, создававшие гигантские каменные изваяния и, в конце концов, покоренные испанскими конкистадорами. Более того, отсутствие достаточного количества компетентной, прежде всего, научно-популярной русскоязычной литературы, ведет к появлению значительного количества посредственных и откровенно псевдонаучных работ, которые не только не проливают свет на историю Древней Америки, но и еще больше запутывают широкую аудиторию, пытаясь поставить на первый план поиск некоего тайного смысла и мистических знаний в древних американских культурах. Конечно же, в подобных работах не могут найти отражение все особенности и многообразие цивилизаций Др
Доколумбовая Америка
является одним из важнейших этапов
и интереснейших примеров в развитии
мировой цивилизации, но достаточно
плохо освященным в отечественном
информационном пространстве, а в
научной сфере пока остается уделом
относительно небольшой группы исследователей–энтузиастов.
Согласно наиболее распространенной точке
зрения, Америку в древние времена
населяли многочисленные индейские
племена, среди которых наибольших
высот в культурном развитии достигли
астеки, майя, инки, строившие пирамиды,
создававшие гигантские каменные изваяния
и, в конце концов, покоренные испанскими
конкистадорами. Более того, отсутствие
достаточного количества компетентной,
прежде всего, научно-популярной русскоязычной
литературы, ведет к появлению
значительного количества посредственных
и откровенно псевдонаучных работ,
которые не только не проливают свет
на историю Древней Америки, но и
еще больше запутывают широкую аудиторию,
пытаясь поставить на первый план
поиск некоего тайного смысла
и мистических знаний в древних
американских культурах. Конечно же,
в подобных работах не могут найти
отражение все особенности и
многообразие цивилизаций Древней
Америки. Данный краткий обзор призван
отчасти восполнить этот пробел и
познакомить всех интересующихся с
основными этапами и
Древнеамериканские
цивилизации представляют нам удивительный
пример, высоких достижений в области
технических и хозяйственных
навыков, искусства, общественного
развития, достигнутых без применения
привычных нам средств. Индейцы
до прихода европейцев никогда не
изготавливали железных орудий, они
не использовали тягловых животных, не
применяли колеса. Они не культивировали
ни одной сельскохозяйственной культуры,
из известных в Старом Свете. Для
строительства великолепных пирамид
и дворцов не применяли сложного
технического оборудования. Но, тем
не менее, их достижения вызывают удивление
и восхищение у современников. И
многие пытаются найти ответ на вопрос,
как это стало возможно?
В свете изучения
древней истории человечества, цивилизации
Древней Америки представляют для
исследователей особый интерес еще
и потому, что по уровню своего развития
они находились на той же ступени,
что и выдающиеся цивилизации
Древнего Востока – Египет, Месопотамия,
Индия, Китай. Но во времени они находились
намного ближе к нам. Первые европейцы,
попавшие на американский континент, познакомились
с местными цивилизациями на пике
их развития, оставив о них самую
разнообразную информацию, доступную
нашим современникам. К сожалению,
конкистадоры стерли эти самобытные
уголки древних цивилизации, но тем
интереснее становится для нас их
изучение.
1. История открытия
и изучения древнеамериканских
культур
Древняя, или доколумбовая,
Америка у большинства
Переломной точкой
в истории Древней Америки
стал 1492 г., когда три испанские
каравеллы под командованием
генуэзца Христофора Колумба (Кристобаля
Колона) после многомесячного плавания
через Атлантический океан
После многочисленных,
но не слишком успешных пыток дать
вразумительные ответы на эти вопросы
со стороны деятелей церкви и европейских
философов, в XIX в. дискуссия постепенно
перешла в научную плоскость.
Научный мир того времени разделился
на два лагеря: диффузионистов и
изоляционистов. Первые объясняли происхождение
древних американских цивилизаций:
майя, астеков, инков, непосредственным
влиянием древнейших цивилизаций Старого
Света. В первую очередь теми, которые
обладали навыками мореходства и
теоретически были способны пересечь
Атлантический океан и достичь
берегов Америки: египтянами, финикийцами
греками, римлянами, кельтами, китайцами,
полинезийцами. Появлялись и совершенно
фантастические теории, которые называли
индейцев потомками легендарных
атлантов, населявших исчезнувший континент
Атлантиду, когда-то находившегося
в центре Атлантического океана. Однако
наиболее достоверная информация содержится
лишь в «Исландских Сагах» – средневековом
источнике, посвященном истории
освоения северных земель Европы. Установлено,
что скандинавские мореходы, основавшие
в начале X в. несколько поселений
в Гренландии, совершили на рубеже
X–XI вв. серию плаваний в страну,
которую они называли Винланд
– «Земля винограда», где они
контактировали с местными жителями.
Современные исследователи
Изоляционисты же, напротив,
отрицали любую возможность подобных
контактов и указывали на автохтонное
происхождение доколумбовых цивилизаций.
Позже масла в огонь споров
подлил известный норвежский путешественник–энтузиаст
Тур Хейердал, который в 1970 г. c группой
единомышленников совершил успешное плавание
на реконструированной древнеегипетской
папирусной лодке «Ра» от берегов
Африки к островам Карибского моря,
показав, тем самым возможность подобных
плаваний в древнее время. Разумеется,
даже такой смелый эксперимент ни в коем
случае не является доказательством теории,
и весомым аргументом могут быть лишь
достоверные археологические находки.
Современные исследования,
в частности находки древнейших
палеолитических стоянок в
Группы примитивных
охотников и собирателей
2. Мезоамерика
Мезоамерика – это
культурно-географическая область
в северной части перешейка между
Северной и Южной Америками –
участке суши между Тихим океаном
на юго-западе, Мексиканским заливом
и Карибским морем на северо-востоке,
которая включает в себя на современной
политической карте значительную часть
Мексики, Гватемалу, Белиз (бывш. Британский
Гондурас), западные районы Гондураса
и Сальвадора. Северная граница Мезоамерики
пролегает приблизительно по широте
северного субтропика, южная –
вдоль границы между
В Мезоамерике можно
выделить несколько наиболее значимых
областей, которые стали районами
формирования культурных традиций и
занимали важное место в истории
цивилизации: «Бассейн Мехико» –
обширная долина в Центральной Мексике
вокруг озера Тескоко, ставшая одним
из эпицентров земледелия, место расселения
племен науа; «Оахака» – горный штат
в Южной Мексике, область формирования
культур сапотеков и миштеков;
«Побережье Мексиканского залива»
– низменные территории в центральной
Мексике, образование многочисленными
реками, впадающими в залив, здесь
в разное время развивались культуры
ольмеков, тотонаков и уастеков;
«Область майя» – восточная часть
Мезоамерики, включающая низменные
территории на севере и в центре,
а также горные области на юге,
ареал расселения племен майя и формирования
их культуры, «Западная Мексика» –
территория группы западных штатов Мексики
на побережье Тихого океана и Калифорнийского
залива, место развития ряда самобытных
культур, таких как тараски.
Термин «Мезоамерика»
был впервые введен в научный
оборот в 1943 г. мексиканским исследователем
немецкого происхождения Паулем
Кирхоффом, давшего это определение
для обозначенного нами региона,
все части которого, были связанны
общими историко-культурными
История Мезоамерики
разделяется на несколько основных
этапов, критерием для которых
является расцвет той или иной
культуры. В свою очередь каждый
из этапов подразделяется на несколько
фаз, выделенных исследователями на
основании датировок
период фаза время
Архаический период 7000–2500 гг. до н. э.
Доклассический период ранняя 2500–1200 гг. до н.э.
средняя 1200–400 гг. до н. э.
поздняя 400 г. до н. э. – 200 г. н. э.
Протоклассический подпериод 0–200 гг. н. э.
Классический период ранняя 200–400 гг.
средняя 400–600 гг.
поздняя 600–750 гг.
терминальная 750–950 гг.
Постклассический период ранняя 950–1250 гг.
поздняя 1250–1521 гг.
Архаический период
стал временем зарождения Мезоамериканской
цивилизации, когда многочисленные
кочевые группы людей стали осваивать
плодородные долины на территории современной
Мексики, заниматься примитивным земледелием
и освоением ископаемых ресурсов.
Следущий за ним доклассический период
ознаменовался расцветом двух наиболее
важных культур для становления
Мезоамериканской цивилизации. В 1100–400
гг. до н. э. на южном побережье Мексиканского
залива возникла культура ольмеков, за
которой в научной литературе
закрепилось устойчивое определение
– «материнская культура». Первые исследователи
полагали, что именно ольмеки создали
основу для всех последующим культур
Мезоамерики. Ольмеки известны как
создатели гигантских каменных голов,
алтарей и скульптур, строители
первых в Америке пирамид. Однако
им ошибочно приписывается создание
государства, городов, письменности и
календаря, которые впоследствии стали
непременным атрибутом
Не менее важна
для развития цивилизации другая
культура – сапотеков. Это одна из
индейских народностей, представители
которой ныне проживают на территории
южного мексиканского штата Оахака,
в период между VIII в. до н.э. и IX в. н.э
создавшая выдающуюся культурную традицию.
В V в. до н. э. сапотеки впервые в Мезоамерике
создали государство с центром
в Монте-Альбане – искусственно
возведенном городе, на совершенно
пустом и малопригодном для этих
целей месте, но являвшимся географическим
центром нового политического образования.
Монте-Альбан стал религиозным и
политическим центром государства
сапотеков. Они также впервые
в Мезоамерике стали