Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:03, доклад
Доколумбовая Америка является одним из важнейших этапов и интереснейших примеров в развитии мировой цивилизации, но достаточно плохо освященным в отечественном информационном пространстве, а в научной сфере пока остается уделом относительно небольшой группы исследователей–энтузиастов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, Америку в древние времена населяли многочисленные индейские племена, среди которых наибольших высот в культурном развитии достигли астеки, майя, инки, строившие пирамиды, создававшие гигантские каменные изваяния и, в конце концов, покоренные испанскими конкистадорами. Более того, отсутствие достаточного количества компетентной, прежде всего, научно-популярной русскоязычной литературы, ведет к появлению значительного количества посредственных и откровенно псевдонаучных работ, которые не только не проливают свет на историю Древней Америки, но и еще больше запутывают широкую аудиторию, пытаясь поставить на первый план поиск некоего тайного смысла и мистических знаний в древних американских культурах. Конечно же, в подобных работах не могут найти отражение все особенности и многообразие цивилизаций Др
В XI в. на обломках культуры
мочика на северном побережье Перу
возникает государство Чимор, вобравшее
в себя культурные традиции мочика.
Благодаря активной экспансионистской
политике правителей к началу XV в. Чимор
превратился в огромную империю,
простиравшуюся с севера на юг вдоль
побережья Перу более чем на тысячу
километров. Ее столица находилась
в городе Чан-Чан, которая в середине
XV в. подверглась нападению войск нового
могущественного соперника – государства
инков.
Инки относились
к народности кечуа – группе скотоводческих
племен которая расселились в
Центральном Перу на территории, ранее
подвластной государству Уари. Затем
одно из племени кечуа обосновалось
в долине Куско, а его вожди
принятии титул – Инка. Согласно
красивому мифу, записанному в
сочинениях испанских хронистов, Инка
Манко-Капак, сын Солнца и Луны, спустился
со своей женой и единокровной
сестрой Мама-Окльо в районе озера
Титикака, откуда направился на север.
Солнцем ему был вручен золотой
жезл – символ власти, и там, где
жезл легко вошел в землю, и
был основан город Куско. Постепенно
правители инков начали проводить
масштабные завоевания на югу и на
севере и таким образом к началу
XVI в. создали огромную империю, которая
охватывала огромную территорию, протяженностью
в 4000 км с севера на юг вдоль Анд,
от Эквадора до Центрального Чили. Вся
империя была связана сетью дорог
для передвижения гонцов, войск и
торговых караванов, общая протяженность
которых составила около 30000 км. Инки
строили величественные города и
высокогорные крепости, такие как
Мачу-Пикчу и Вилькабамба. Они
использовали «узелковое письмо» –
кипу для ведения хозяйственной
документации, достигли высот в изготовлении
художественных украшений из золота,
серебра и бронзы. Однако испанское
завоевание под предводительством
конкистадора Франциско Писарро
в 1531–1533 гг. положило конец истории
этого величественного
4. Высокоразвитые
культуры Древней Америки
История древней
Америки не ограничивается только двумя
регионами, где появились высокоразвитые
цивилизации. Наоборот, в течение
нескольких тысячелетий человек
заселил практически весь американский
континент, от арктических островов
на севере до Огненной земли на его
южной оконечности, группы примитивных
охотников и собирателей
Разумеется, Древняя
Америка, не была ограничена только двумя
цивилизациями, и во многих других областях
Нового Света появились выдающиеся
культуры, которые, хоть и находились
на более низком уровне социально-политического,
экономического и культурного развития,
тем не менее, они внесли важный вклад
в историю доколумбовой Америки.
К числу таких важных и весьма
значимых для общего развития континента
следует отнести: Миссисипскую культурную
общность, культуру Пуэбло и комплекс
культур Северных Анд.
В центральной части
североамериканского континента югу
от области Великих озер в рамках
одной из самых больших речных
систем мира – Миссисипи, сложился
ареал культуры, которая оставила
после себя не мало интересных памятников.
Эпицентр данной культуры располагался
вдоль течения Миссисипи и ее притоков
– рек Миссури, Огайо и Теннесси. Эта территория
с особыми природно-географическими условиями,
в восточной части бассейна Миссисипи
проходил раздел между двумя природными
зонами: лесной на северо-востоке и степной
на юго-западе, поэтому здесь были благоприятные
условия для занятий присваивающим хозяйством
– охотой и собирательством, а также, впоследствии,
и высокопродуктивным земледелием.
Архаическая история
этого региона связана
В сер. I тыс. н. э. на основании
культуры Вудленда формируется Миссисипская
культурная общность, которая заимствовав
многое от предшественников, создает
одно из наиболее развитых обществ
на территории Северной Америки до
прихода европейцев. В бассейне Миссисипи
появляются крупные протогорода, которые
являлись центрами простых политических
образований. В них возводятся монументальнее
постройки – земляные насыпи, которые
выполняли роль святилищ и мест погребения
элиты. Их население занималось высокопродуктивным
земледелием в пойме крупных
рек и установило экономические
и культурные связи, связавшие весь
бассейн Миссисипи, возможно доходившие
и до Мезоамерики.
Пик расцвета общности
пришелся на X–XII вв. и связан, в первую
очередь с развитием поселения
Кахокия, расположенного в месте
слияния Миссисипи и Миссури.
В XII в. население Кахокии составляло
около 20 тысяч человек. На территории
городища было обнаружено несколько
десятков насыпей, в том числе
большая четырехступенчатая платформа
Манкс-Маунд высотой более 30 м., а
само поселение было окружено мощной
стеной из лиственничных бревен. Но
в XIII в. Кахокия пришла в упадок и
на ее место вышли другие центры,
такие как Маундвил, Этоуа и
Спиро-Маунд. Продолжается традиция строительства
насыпей сложной формы, в частности,
обнаружены насыпи в форме различных
животных – Змеи, Крокодила Слона.
Однако к середине XV в. Миссисипская
культурная традиция окончательно пришла
в упадок и к появлению здесь
европейцев от ее наследия практически
ничего не осталось.
Другой важный регион
культурного развития в Северной
Америке находился на юго-западе
континента и стал основой для
формирования общности, получившей название
культура Пуэбло (от исп. pueblo – «поселение»).
Юго-запад существенно отличался по природным
условиям от бассейна Миссисипи, это засушливые
области в южных отрогах Кордильер (ныне
территории штатов Аризона, Нью-Мексико,
Юты, Колорадо и Техаса), большая часть
которых покрыты пустынными плато, изрезанные
узкими каньонами с небольшими плодородными
долинами. Именно здесь в небольших оазисах,
окруженных пустынями и враждебными полукочевыми
племенами охотников и собирателей, возникает
особая культурная общность земледельцев,
концентрировавшаяся вокруг грандиозных
жилых комплексов.
Культурное развитие
региона началось приблизительно в
конце II тыс. до н. э., когда сюда проникает
традиция культивации кукурузы, фасоли
и тыквы, затем в конце I тыс. до
н. э. появляется керамическое производство,
а затем в первых веках нашей
эры в долинах небольших рек,
пригодных для земледелия, появляются
оседлые поселения. Приблизительно
в VIII–X вв. поселения увеличиваются
в размерах, и на их основе строятся
долговременные жилища из камня. Их жители
занимались высокопродуктивным земледелием
с использование ирригационных
сооружений, изготовлением расписной
керамики, плетеных корзин. Порой поселения
представляли собой единые многоэтажные
жилые комплексы со сложной планировкой,
включающие жилые помещения на несколько
десятков и даже сотен человек, святилища
круглой формы – кивы, и другие
общественные сооружения. Враждебное
окружение заставляло жителей долин
строить укрепленные поселения
– либо обносить их стенами, либо использовать
естественную защиту скальных навесов,
которые во множестве встречаются
в каньонах.
Всего было обнаружено
несколько десятков крупных поселений.
Пик расцвета культуры пришелся на
X–XV вв., когда появляются грандиозные
поселения, такие как сооружения
каньона Чако в Аризоне, или Меса-Верде
на юге Колорадо. Например, поселение
Пуэбло-Бонито в каньоне Чако представляло
собой комплекс из одно–четырех этажных
домов, расположенных амфитеатром
вокруг общественной церемониальной площади.
А Меса-Верде – грандиозный
жилой комплекс, с десятком многоэтажных
сооружений, был построен под большим
скальным навесом, на высоте 20 метров над
уровнем пойме ручья на дне
каньона, где находились сельскохозяйственные
угодья. Но на самом юге культурного
ареала, в пустыни Сонора на севере
современной Мексики, возникло крупное
поселение Касас-Грандес, которое
представляло собой совершенно иной
центр городского типа, с многочисленными
монументальными постройками и
площадями, святилищами и площадками
для игры в мяч. Его появление
здесь объясняется сильным
В это же период в
северной части Южной Америки
на территории современной Колумбии
возникает ряд культур, которые
оказались тесно связаны с
историей колонизации этого региона
испанцами. В северной оконечности
горной гряды Анды, ограниченной с
севера побережьем Карибского моря, с
запада – Тихим океаном, а с
востока тропическими лесами бассейна
Ориноко, основные центры культурного
развития были расположены в нескольких
обширных горных долинах, в частности
на плоскогорье Сабана-де-Богота, расположенном
на высоте 2500 м. над уровнем моря. Во
II тыс. до н. э. здесь формируются ранние
земледельческие культуры, а в конце I
тыс. до н. э. в регионе распространяется
металлургия золота и традиция изготовления
фигурной расписной керамики. В начале
I тыс. н. э. в обществах северных Анд происходят
значительные социальные изменения и
появляются богатые захоронения, и первые
примеры монументальной архитектуры.
Захоронения были совершенно разными
по своей конструкции, например, в культуре
кимбая знать хоронили в шахтовых гробницах
глубиной до 30 м., а в культуре сан-агустин
строили каменные склепы, у входа в которые
ставили монументальные изваяния божеств
и фантастических существ, а тело помещали
в массивные каменные саркофаги. В погребения
клали многочисленные золотые украшения,
но, к сожалению, до наших дней сохранилось
не так много целых погребений.
Но наибольших успехов
в обработке драгоценных