Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:42, реферат
Изучение литературы итальянского Возрождения следует начать с рассмотрения творчества великого предшественника Ренессанса, флорентийца Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265—1321), первого по времени из великих поэтов Западной Европы. По всему характеру своего творчества Данте — поэт переходного времени, стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.
Введение…………………………………………………………...3
Биография…………………………………………………..5
Творчество………………………………………………….8
«Божественная комедия»………………………………8
«Новая жизнь»………………………………………….15
Заключение………………………………………………...18
Используемая литература………………………………………..19
Московский Гуманитарно – Экономический Институт
Кафедра: Философии и
социально – гуманитарных
дисциплин.
Гуманитарный факультет
Связи с общественностью.
Реферат
На тему: Данте Алигьери
По дисциплине:
История мировой литературы
и искусства.
Выполнила:
Студентка группы СЗ-2
Зубрицкая Маргарита Александровна.
Проверил _____________
Москва 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Используемая литература…………………
Введение.
Изучение литературы итальянского Возрождения следует начать с рассмотрения творчества великого предшественника Ренессанса, флорентийца Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265—1321), первого по времени из великих поэтов Западной Европы. По всему характеру своего творчества Данте — поэт переходного времени, стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.
Италия была самой передовой
страной европейского средневековья.
Ее благоприятное географическое положение
в центре Средиземноморского бассейна
обеспечило ей раннее развитие посреднической
торговли между Западной Европой
и восточными странами. Эти торговые
сношения с Востоком вызывали быстрый
рост цветущих городов, которые первыми
в Европе освободились от власти феодальных
сеньоров и образовали самоуправляющиеся
коммуны с республиканским
Свободные города-республики Италии становятся первичными центрами товарно-денежного хозяйства. В них рано начинает развиваться производство, рассчитанное на внешний сбыт, которое принимает в некоторых городах северной Италии (Флоренция, Милан) уже в XIV в. капиталистический характер.
Особенно остро и напряженно протекала политическая борьба в торгово - промьшленной Флоренции — главном культурном центре Италии XIII—XIV вв., явившемся родиной ее величайшего поэта Данте - напряженность политической борьбы во Флоренции была обусловлена успехами ее раннего буржуазного развития, крайне обострявшими борьбу между гвельфами и гибеллинами.
Несмотря на разгром гибеллинов, политическая идеология гибеллинизма продолжала оказывать значительное влияние на происходившую во Флоренции в конце XIII и в начале XIV в. политическую борьбу. Эта борьба развертывалась теперь уже внутри гвельфской партии, разбившейся после разгрома гибеллинов на две фракции — Белых и Черных. Между Белыми и Черными гвельфами происходила не менее жестокая борьба чем раньше между гвельфами и гибеллинами.
Все изложенные обстоятельства общественной жизни Флоренции теснейшим образом связаны с жизнью и деятельностью Данте, который был не только поэтом, но и активным политическим деятелем Флоренции. Поэтическое творчество Данте развивалось в тесном взаимодействии с его политической деятельностью.
Данте родился во Флоренции в мае 1265 года. Дата его рождения точно неизвестна, но известен день его крещения - 26 марта 1266 года. Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции, однако их имения были маленькие и небогатые. Родовое имя Алигьери первым носил дед поэта. Отец Данте - Алагиеро, сын Беллинчоне, мать - Белла, дочь Дуранте дельи Аббате. Алагиеро Алигьери был юристом, служил в одной из флорентийских банковских фирм, умер он сравнительно молодым, когда Данте был ещё совсем юным. Но перед смертью Алагиеро позаботился о том, чтобы его сын получил образование. В школе Данте обучался грамматике и риторике, также приобрёл кое-какие знания по истории, элементарному богословию, начаткам логики и обрывки знаний по географии, астрономии и естествознанию. Университета во Флоренции не было, некоторой заменой высшей школы был для Данте его старший, горячо почитаемый друг - Брунетто Латини, нотариус, заведовавший корреспонденцией флорентийской коммуны, её неоднократный дипломатический представитель, учёный и поэт, автор стихотворной французской энциклопедии « Книга сокровищ» и многих других итальянских сочинений. После смерти отца Данте самому пришлось закладывать настоящие основы собственных знаний. Он читал всё, что попадало ему под руку, больше по-французски и по-провансальски. По этим книгам Данте познакомился с целым миром образов и фактов, насытивших и раскаливших его воображение. Однако поэзия не была единственным искусством, которому обучался юноша, Данте также учился рисованию и музыке. Именно эти занятия обострили его зрение и слух. Несравненное его пластическое чутьё, тонкое умение разместить нежнейшие оттенки одного и того же цвета, чувство гармонии, с поразительной щедростью рассыпанные в «Комедии», воспитывались в нём в юные годы. В девять лет Данте впервые влюбился. Со своей избранницей восьмилетней Беатриче (дочери Фолько) поэт познакомился на празднике, устроенный её отцом. Дом семьи Алигьери помещался недалеко от собора на площади Сан Мартино, и всего один коротенький переулок отделял его от дома семьи Портинари, поэтому дети часто виделись. Позже свои чувства Данте описал в книге «Новая жизнь». В 1283 году - год «белой дружины», когда Беатриче, тоже вся в белом «в неизречённой своей милости» поклонилась Данте, - он написал первый свой сонет. Так начался творческий путь Данте.
Мы не знаем, интересовался ли Данте в юности политикой. В 1295 году, вступив в один из «старших цехов», поэт получил гражданское полноправие. Алигьери решительно примкнул к пополанской партии «белых гвельфов». С этого момента флорентийская коммуна постоянно выдвигает Данте на видные должности, поручает ему ответственные дипломатические миссии. В мае - октябре 1296 года Данте - член совета Ста, в 1297 году - член одного из пяти советов, а в 1300году Алигьери избирают комиссию шести приоров, правящую городом. Это решает его судьбу. Получается так, что время активной политической деятельности Данте совпало с новым обострением гражданских распрей в коммуне. Но на этот раз вражда разгорелась внутри самого гвельфского лагеря. Борьба за власть и источники доходов расколола флорентийских гвельфов на две враждебные фракции -- «белых» и «черных». И здесь, как и во всех междоусобиях, раздиравших Италию, мрачную роль сыграло папство. Хищное и цепкое, оно тянет руки к богатому городу. Ловко интригуя, намеренно углубляя раскол, оно поддерживает «черных» гвельфов и этим отбрасывает «белых» в лагерь сторонников Империи.
Данте принадлежал к «белым» гвельфам. В дни, когда над Флоренцией сгустились тучи новой гражданской распри, он боролся против «черных» гвельфов, разоблачал их сговор с папской курией, призывал к сопротивлению алчным притязаниям папы Бонифация VIII и звал все цехи «старшие» и «младшие» объединиться, чтобы отстоять независимость коммуны, ее демократические свободы от посягательств папы и «черных».
В 1301 году яростный взрыв политических страстей потряс Флоренцию. «Черные» гвельфы, поддержанные папой, призвали на помощь войска, захватили власть в городе и беспощадно расправились с «белыми». По Флоренции прокатилась волна ссылок и казней.
В дни победы «черных» гвельфов Данте не было в городе, и только это спасло ему жизнь. Но его судили заочно и приговорили к смерти. Поэту угрожало сожжение, если бы он осмелился ступить на Флорентийскую землю. Дом его был снесён, имущество реквизировано, отныне он стал бездомным изгнанником.
Ключ к определению исторической роли Данте, к пониманию противоречивой сущности его творчества дают слова Ф. Энгельса: «Первой капиталистической нацией была Италия. Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены громадной фигурой. Это - итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени »
«Божественная Комедия» возникла в тревожные ранние годы XIV века из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Для будущих - близких и далеких - поколений она осталась величайшим памятником поэтической культуры итальянского народа, воздвигнутым на рубеже двух исторических эпох Энгельс писал: «Конец феодального средневековья, начало современной капталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это - итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт новою времени».
«Божественная комедия» —
величавый итог всего поэтического
пути Данте. Она вобрала опыт целой
жизни, все то, что годами крепло
в душе поэта, питало его мысль
и художественный гений. Вдохновенный
лиризм «Новой жизни», философская мысль
«Пира», национальная идея трактатов «О
народном красноречии» и «О монархии»
— все слилось в «Божественной комедии»
в величественный синтез, все получило
новую даль и широту.
Верный
давней клятве, Данте посвятил поэму Беатриче.
Ее образ живет в «Комедии» как светлое
воспоминание о великой, единственной
любви, о ее чистоте и вдохновляющей силе.
В этом образе поэт воплотил свои искания
истины и морального совершенства. Эта
мысль Данте имеет большое культурное
значение. Ее отзвуки мы находим у многих
выдающихся писателей нового времени.
Именно в этом произведении он во весь
рост встает как «последний поэт средневековья
и первый поэт нового времени».
Поэма была задумана значительно раньше, но для ее создания потребовалась
целая человеческая жизнь, исполненная мук, «борьбы» бессонного, испепеляющего труда.
Наименование поэмы нуждается в разъяснении. Сам Данте назвал ее просто «Комедия», употребив это, слово в чисто средневековом смысле: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом и печальным концом, а комедией—всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом. Таким образом, в понятие «комедии» во времена Данте не входила установка обязательно вызывать смех. Что касается эпитета «божественная» в заглавии поэмы, то он не принадлежит Данте и утвердился не раньше XVI в., притом не с целью обозначения религиозного содержания поэмы, а исключительно как выражение ее поэтического совершенства.
Как и другие произведения Данте, “Божественная комедия” отличается необыкновенно четкой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части («кантики»), посвященные изображению трех частей загробного мира, согласно учению католической церкви,— ада, чистилища и рая.
Задачей средневековых “
Фантастическая по своему
Так, «Аду» присущ мрачный колорит, густые зловещие краски, среди которых господствуют красная и черная. На смену им приходят в «Чистилище» более мягкие, бледные и туманные цвета — серо-голубой, зеленоватый, золотистый, это связано с появлением в чистилище живой природы — моря, скал, зеленеющих лугов и деревьев. Наконец, в «Рае» ослепительный блеск и прозрачность, лучезарные краски, рай—обитель чистейшего света, гармоничного движения и музыки сфер.
Особенно выразителен один из самых страшных эпизодов поэмы — эпизод с Уголино, которого поэт встречает в девятом круге ада, где наказывается величайшее с его точки зрения преступление— предательство Уголино яростно грызет шею своего врага, архиепископа Руджери, который, несправедливо обвинив его в измене, запер его с сыновьями в башне и уморил голодом
Рассказ Уголино о муках, испытанных им в ужасной башне, где на его глазах умерли от голода один за другим его четыре сына и где он, в конце концов, обезумевший от голода, набросился на их трупы.
Большое значение имеет аллегоризм.
Так, например, в первой песни своей поэмы Данте рассказывает, как «на середине своего жизненного пути» он заблудился в дремучем лесу и чуть не был растерзан тремя страшными зверями — львом, волчицей и пантерой. Из этого леса его выводит Вергилий, которого послала к нему Беатриче. Вся эта первая песнь поэмы — сплошная аллегория. В религиозно-моральном плане она истолковывается следующим образом дремучий лес — земное существование человека, полное греховных заблуждений, три зверя — три главных порока, губящие человека (лев — гордость, волчица — алчность, пантера—сладострастие), Вергилий, избавляющий от них поэта,—земная мудрость (философия, наука), Беатриче—небесная мудрость (теология), которой подчинена земная мудрость (разум - преддверие веры)