Данте Алигьери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:42, реферат

Описание

Изучение литературы итальянского Возрождения следует начать с рассмотрения творчества великого предшественника Ренессанса, флорентийца Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265—1321), первого по времени из великих поэтов Западной Европы. По всему характеру своего творчества Данте — поэт переходного времени, стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.

Содержание

Введение…………………………………………………………...3
Биография…………………………………………………..5
Творчество………………………………………………….8
«Божественная комедия»………………………………8
«Новая жизнь»………………………………………….15
Заключение………………………………………………...18
Используемая литература………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

Данте Алигьери.docx

— 44.67 Кб (Скачать документ)

Московский Гуманитарно – Экономический Институт

 

Кафедра: Философии и 

социально – гуманитарных

 дисциплин.

 

Гуманитарный факультет

Связи с общественностью.

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: Данте Алигьери

 

 

По дисциплине:

История мировой литературы

 и искусства.

 

 

Выполнила:

Студентка группы СЗ-2

Зубрицкая Маргарита Александровна.

 

 

Проверил _____________

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Оглавление

Введение…………………………………………………………...3

  1. Биография…………………………………………………..5
  2. Творчество………………………………………………….8
    • «Божественная комедия»………………………………8
    • «Новая жизнь»………………………………………….15
  1. Заключение………………………………………………...18

Используемая литература………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Изучение литературы итальянского Возрождения следует начать с  рассмотрения творчества великого предшественника  Ренессанса, флорентийца Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265—1321), первого по времени из великих поэтов Западной Европы. По всему характеру своего творчества Данте — поэт переходного времени, стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.

Италия была самой передовой  страной европейского средневековья. Ее благоприятное географическое положение  в центре Средиземноморского бассейна обеспечило ей раннее развитие посреднической торговли между Западной Европой  и восточными странами. Эти торговые сношения с Востоком вызывали быстрый  рост цветущих городов, которые первыми  в Европе освободились от власти феодальных сеньоров и образовали самоуправляющиеся  коммуны с республиканским образом  правления. Номинально итальянские  города-государства обычно признавали над собой власть папы или германского  императора, но фактически им удавалось  добиться независимости и обеспечить себе полную политическую самостоятельность. Образование городских коммун начинается на севере Италии в XI в. и заканчивается уже в XIII в.

Свободные города-республики Италии становятся первичными центрами товарно-денежного хозяйства. В них  рано начинает развиваться производство, рассчитанное на внешний сбыт, которое принимает в некоторых городах северной Италии (Флоренция, Милан) уже в XIV в. капиталистический характер.

Особенно остро и напряженно протекала политическая борьба в  торгово - промьшленной Флоренции — главном культурном центре Италии XIII—XIV вв., явившемся родиной ее величайшего поэта Данте - напряженность политической борьбы во Флоренции была обусловлена успехами ее раннего буржуазного развития, крайне обострявшими борьбу между гвельфами и гибеллинами.

Несмотря на разгром гибеллинов, политическая идеология гибеллинизма продолжала оказывать значительное влияние на происходившую во Флоренции в конце XIII и в начале XIV в. политическую борьбу. Эта борьба развертывалась теперь уже внутри гвельфской партии, разбившейся после разгрома гибеллинов на две фракции — Белых и Черных. Между Белыми и Черными гвельфами происходила не менее жестокая борьба чем раньше между гвельфами и гибеллинами.

Все изложенные обстоятельства общественной жизни Флоренции теснейшим  образом связаны с жизнью и  деятельностью Данте, который был  не только поэтом, но и активным политическим деятелем Флоренции. Поэтическое творчество Данте развивалось в тесном взаимодействии с его политической деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Биография

Данте родился во Флоренции  в мае 1265 года. Дата его рождения точно неизвестна, но известен день его крещения - 26 марта 1266 года. Семья  Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции, однако их имения были маленькие и небогатые. Родовое  имя Алигьери первым носил дед  поэта. Отец Данте - Алагиеро, сын Беллинчоне, мать - Белла, дочь Дуранте дельи Аббате. Алагиеро Алигьери был юристом, служил в одной из флорентийских банковских фирм, умер он сравнительно молодым, когда Данте был ещё совсем юным. Но перед смертью Алагиеро позаботился о том, чтобы его сын получил образование. В школе Данте обучался грамматике и риторике, также приобрёл кое-какие знания по истории, элементарному богословию, начаткам логики и обрывки знаний по географии, астрономии и естествознанию. Университета во Флоренции не было, некоторой заменой высшей школы был для Данте его старший, горячо почитаемый друг - Брунетто Латини, нотариус, заведовавший корреспонденцией флорентийской коммуны, её неоднократный дипломатический представитель, учёный и поэт, автор стихотворной французской энциклопедии « Книга сокровищ» и многих других итальянских сочинений. После смерти отца Данте самому пришлось закладывать настоящие основы собственных знаний. Он читал всё, что попадало ему под руку, больше по-французски и по-провансальски. По этим книгам Данте познакомился с целым миром образов и фактов, насытивших и раскаливших его воображение. Однако поэзия не была единственным искусством, которому обучался юноша, Данте также учился рисованию и музыке. Именно эти занятия обострили его зрение и слух. Несравненное его пластическое чутьё, тонкое умение разместить нежнейшие оттенки одного и того же цвета, чувство гармонии, с поразительной щедростью рассыпанные в «Комедии», воспитывались в нём в юные годы. В девять лет Данте впервые влюбился. Со своей избранницей восьмилетней Беатриче (дочери Фолько) поэт познакомился на празднике, устроенный её отцом. Дом семьи Алигьери помещался недалеко от собора на площади Сан Мартино, и всего один коротенький переулок отделял его от дома семьи Портинари, поэтому дети часто виделись. Позже свои чувства Данте описал в книге «Новая жизнь». В 1283 году - год «белой дружины», когда Беатриче, тоже вся в белом «в неизречённой своей милости» поклонилась Данте, - он написал первый свой сонет. Так начался творческий путь Данте.

Мы не знаем, интересовался ли Данте  в юности политикой. В 1295 году, вступив  в один из «старших цехов», поэт получил  гражданское полноправие. Алигьери решительно примкнул к пополанской партии «белых гвельфов». С этого момента флорентийская коммуна постоянно выдвигает Данте на видные должности, поручает ему ответственные дипломатические миссии. В мае - октябре 1296 года Данте - член совета Ста, в 1297 году - член одного из пяти советов, а в 1300году Алигьери избирают комиссию шести приоров, правящую городом. Это решает его судьбу. Получается так, что время активной политической деятельности Данте совпало с новым обострением гражданских распрей в коммуне. Но на этот раз вражда разгорелась внутри самого гвельфского лагеря. Борьба за власть и источники доходов расколола флорентийских гвельфов на две враждебные фракции -- «белых» и «черных». И здесь, как и во всех междоусобиях, раздиравших Италию, мрачную роль сыграло папство. Хищное и цепкое, оно тянет руки к богатому городу. Ловко интригуя, намеренно углубляя раскол, оно поддерживает «черных» гвельфов и этим отбрасывает «белых» в лагерь сторонников Империи.

Данте принадлежал к «белым»  гвельфам. В дни, когда над Флоренцией сгустились тучи новой гражданской  распри, он боролся против «черных» гвельфов, разоблачал их сговор с папской  курией, призывал к сопротивлению  алчным притязаниям папы Бонифация VIII и звал все цехи «старшие» и «младшие» объединиться, чтобы отстоять независимость коммуны, ее демократические свободы от посягательств папы и «черных».

В 1301 году яростный взрыв политических страстей потряс Флоренцию. «Черные» гвельфы, поддержанные папой, призвали на помощь войска, захватили власть в городе и беспощадно расправились с «белыми». По Флоренции прокатилась волна  ссылок и казней.

В дни победы «черных» гвельфов Данте  не было в городе, и только это  спасло ему жизнь. Но его судили заочно и приговорили к смерти. Поэту  угрожало сожжение, если бы он осмелился  ступить на Флорентийскую землю. Дом его был снесён, имущество  реквизировано, отныне он стал бездомным  изгнанником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Творчество

Ключ к определению  исторической роли Данте, к пониманию  противоречивой сущности его творчества дают слова Ф. Энгельса: «Первой капиталистической  нацией была Италия. Конец феодального  средневековья, начало современной  капиталистической эры отмечены громадной фигурой. Это - итальянец  Данте, последний поэт средневековья  и вместе с тем первый поэт нового времени »

    • «Божественная комедия»

«Божественная Комедия» возникла в тревожные ранние  годы  XIV  века  из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Для будущих -  близких и далеких -  поколений она осталась  величайшим памятником поэтической культуры итальянского народа, воздвигнутым на  рубеже двух исторических эпох  Энгельс  писал:  «Конец  феодального  средневековья, начало современной капталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это - итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе  с тем первый  поэт новою времени».

«Божественная комедия» —  величавый итог всего поэтического пути Данте. Она вобрала опыт целой  жизни, все то, что годами крепло в душе поэта, питало его мысль  и художественный гений. Вдохновенный лиризм «Новой жизни», философская мысль «Пира», национальная идея трактатов «О народном красноречии» и «О монархии» — все слилось в «Божественной комедии» в величественный синтез, все получило новую даль и широту. 
 
          Верный давней клятве, Данте посвятил поэму Беатриче. Ее образ живет в «Комедии» как светлое воспоминание о великой, единственной любви, о ее чистоте и вдохновляющей силе. В этом образе поэт воплотил свои искания истины и морального совершенства. Эта мысль Данте имеет большое культурное значение. Ее отзвуки мы находим у многих выдающихся писателей нового времени. Именно в этом произведении он во весь рост встает как «последний поэт средневековья и первый поэт нового времени».

Поэма была задумана значительно  раньше, но для ее создания потребовалась

целая человеческая жизнь, исполненная  мук, «борьбы» бессонного, испепеляющего труда.

Наименование поэмы нуждается  в разъяснении. Сам Данте назвал ее просто «Комедия», употребив это, слово в чисто средневековом смысле: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом и печальным концом, а комедией—всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом. Таким образом, в понятие «комедии» во времена Данте не входила установка обязательно вызывать смех. Что касается эпитета «божественная» в заглавии поэмы, то он не принадлежит Данте и утвердился не раньше XVI в., притом не с целью обозначения религиозного содержания поэмы, а исключительно как выражение ее поэтического совершенства.

Как и другие произведения Данте, “Божественная комедия” отличается необыкновенно четкой, продуманной  композицией. Поэма делится на три большие части («кантики»), посвященные изображению трех частей загробного мира, согласно учению католической церкви,— ада, чистилища и рая.

            Задачей средневековых “видений”  являлось отвлечь человека от  мирской суеты, показать ему  греховность земной жизни и  побудить его обратиться мыслями  к загробной жизни. Данте же использует форму «видений» с целью наиболее полного отражения реальной, земной жизни; он творит суд над человеческими преступлениями и пороками не ради отрицания земной жизни как таковой, а с целью ее исправления, чтобы заставить людей жить, как следует. Данте не уводит человека от действительности, а, наоборот, погружает человека в нее.

          Фантастическая по своему общему  замыслу, поэма Данте построена  целиком из кусков реальной  жизни. Так, при описании мучения  лихоимцев, брошенных в кипящую смолу, Данте вспоминает морской арсенал в Венеции, где конопатят суда в растопленной смоле («Ад», песнь XXI). При этом бесы следят за тем, чтобы грешники не всплывали наверх, и сталкивают их крюками в смолу, как повара «топят мясо вилками в котле». В других случаях Данте иллюстрирует описываемые мучения грешников картинами природы. Так, например, он сравнивает предателей, погруженных в ледяное озеро, с лягушками, которые «выставить ловчатся, чтобы поквакать, рыльца из пруда» (песнь XXXII). Наказание лукавых советчиков, заключенных в огненные языки, напоминает Данте долину, наполненную светляками, в тихий вечер в Италии (песнь XXVI). Чем более необычны описываемые Данте предметы и явления, тем более он стремится наглядно представить их читателю, сопоставляя с хорошо известными вещами.

         Так, «Аду» присущ мрачный колорит, густые зловещие краски, среди которых господствуют красная и черная. На смену им приходят в «Чистилище» более мягкие, бледные и туманные цвета — серо-голубой, зеленоватый, золотистый, это связано с появлением в чистилище живой природы — моря, скал, зеленеющих лугов и деревьев. Наконец, в «Рае» ослепительный блеск и прозрачность, лучезарные краски, рай—обитель чистейшего света, гармоничного движения и музыки сфер.

           Особенно выразителен один из  самых страшных эпизодов поэмы  — эпизод с Уголино, которого поэт встречает в девятом круге ада, где наказывается величайшее с его точки зрения преступление— предательство Уголино яростно грызет шею своего врага, архиепископа Руджери, который, несправедливо обвинив его в измене, запер его с сыновьями в башне и уморил голодом

           Рассказ  Уголино о муках, испытанных им в ужасной башне, где на его глазах умерли от голода один за другим его четыре сына и где он, в конце концов, обезумевший от голода, набросился на их трупы.  

           Большое значение имеет аллегоризм.

Так, например, в первой песни своей  поэмы Данте рассказывает, как «на середине своего жизненного пути» он заблудился в дремучем лесу и чуть не был растерзан тремя страшными зверями — львом, волчицей и пантерой. Из этого леса его выводит Вергилий, которого послала к нему Беатриче. Вся эта первая песнь поэмы — сплошная аллегория.  В религиозно-моральном плане она истолковывается следующим образом дремучий лес — земное существование человека, полное греховных заблуждений, три зверя — три главных порока, губящие человека (лев — гордость, волчица — алчность, пантера—сладострастие), Вергилий, избавляющий от них поэта,—земная мудрость (философия, наука), Беатриче—небесная мудрость (теология), которой подчинена земная мудрость (разум - преддверие веры)

Информация о работе Данте Алигьери