Данте Алигьери

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:42, реферат

Описание

Изучение литературы итальянского Возрождения следует начать с рассмотрения творчества великого предшественника Ренессанса, флорентийца Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265—1321), первого по времени из великих поэтов Западной Европы. По всему характеру своего творчества Данте — поэт переходного времени, стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.

Содержание

Введение…………………………………………………………...3
Биография…………………………………………………..5
Творчество………………………………………………….8
«Божественная комедия»………………………………8
«Новая жизнь»………………………………………….15
Заключение………………………………………………...18
Используемая литература………………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

Данте Алигьери.docx

— 44.67 Кб (Скачать документ)

Все грехи, наказываемые в аду, влекут за собой форму наказания, аллегорически  изображающую душевное состояние людей, охваченных данным пороком

Например, сладострастные осуждены вечно  кружиться в адском вихре, символически изображающем вихрь их страсти. Столь же символичны наказания гневных (они погружены в смрадное болото, в котором ожесточенно борются друг с другом), тиранов (они барахтаются в кипящей крови), ростовщиков (у них на шее висят тяжелые кошельки, пригибающие их к земле), колдунов и прорицателей (их головы вывернуты назад, так как при жизни они кичились мнимой способностью знать будущее), лицемеров (на них надеты свинцовые мантии, позолоченные сверху), изменников и предателей (они подвергнуты различным пыткам холодом, символизирующим их холодное сердце)

                Такими же моральными аллегориями  переполнены чистилище и рай. В чистилище пребывают, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не осуждены на вечные муки и могут еще очиститься от совершенных ими грехов. Внутренний процесс этого очищения символизируется семью буквами Р (начальная буква латинского слова peccatum—«грех»), начертанными мечом ангела на лбу поэта и обозначающими семь смертных грехов; эти буквы стираются по одной по мере прохождения Данте кругов чистилища. Путеводителем Данте по чистилищу является по-прежнему Вергилий, читающий ему длинные наставления о тайнах божественного правосудия, о свободной воле человека и т. д. Поднявшись с Данте по уступам скалистой горы чистилища к земному раю, Вергилий покидает его, потому что дальнейшее восхождение ему, как язычнику, недоступно.

На смену Вергилию приходит Беатриче, которая становится водительницей Данте по небесному раю, ибо для созерцания божественной награды, даруемой праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна: необходима небесная, религиозная мудрость — богословие, олицетворяемое в образе возлюбленной поэта. Она возносится с одной небесной сферы на другую, и Данте летит за ней, увлекаемый силой своей любви. Его любовь очищается теперь от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и религии, и конечной целью ее является лицезрение бога, который сам есть «любовь, движущая солнцем и другими звездами».

Помимо морально-религиозного смысла, многие образы и ситуации «Божественной комедии» имеют политический смысл. С политической точки зрения дремучий лес символизирует анархию, царящую в Италии и порождающую три указанных выше порока  

Данте проводит сквозь всю свою поэму  мысль о том, что здешняя, земная жизнь есть подготовка к будущей, вечной жизни. С другой стороны, он обнаруживает страстный интерес к земной жизни  и пересматривает с этой точки зрения целый ряд церковных догматов и предрассудков. Так, например, внешне солидаризируясь с учением церкви о греховности плотской любви и помещая сладострастных во втором круге ада, Данте внутренне протестует против жестокого наказания, постигшего Франческу да Римини, обманом выданную замуж за Джанчотто Малатеста, уродливого и хромого, вместо его брата Паоло, которого она любила.

Данте критически пересматривает аскетические идеалы церкви также и в других отношениях. Временами соглашаясь с церковным учением о суетности и греховности стремления к славе и почестям, он в то же время устами Вергилия восхваляет стремление к славе. Он превозносит и другое свойство человека, столь же сурово осуждаемое церковью,— пытливость ума, жажду знания, стремление выйти за пределы узкого круга обычных вещей и представлений. Яркой иллюстрацией этой тенденции является замечательный образ Улисса (Одиссея), казнимого в числе других лукавых советчиков. В XIX песни “Ада”, повествуя о наказании пап, торгующих церковными должностями, Данте сравнивает их с блудницей Апокалипсиса и гневно восклицает:

Сребро и злато—ныне бог для вас;

И даже те, кто молится кумиру,

Чтят одного,— вы чтите сто  зараз.

Принятая народом, для  которого она была написана, поэма  Данте стала своеобразным барометром итальянского народного самосознания: интерес к Данте то возрастал, то падал соответственно колебаниям этого самосознания. Особенным успехом  “Божественная комедия” пользовалась в годы национально-освободительного движения XIX в. («Рисорджименто»), когда Данте начали превозносить как поэта-изгнанника, мужественного борца за дело объединения Италии, видевшего в искусстве могучее орудие борьбы за лучшее будущее человечества. Такое отношение к Данте разделяли также Маркс и Энгельс, причислявшие его к величайшим классикам мировой литературы. Точно так же и Пушкин относил поэму Данте к числу шедевров мирового искусства, в которых «план обширный объемлется творческою мыслию». Что бы создать язык, подобный языку «Божественной комедии», нужна была огромная жизненная наблюдательность, проникновенное чувство слова, поэтический опыт, обширные, годами накопленные познания.

Нужна была гениальность Данте, близость с поэтами «сладостного стиля»,

изучение римских классиков, годы скитаний по родной стране – ничто  не пропало даром. «Сладостный стиль» отточил его поэтический слух, научил различать мелодическую и  цветовую окраску слова, придал речи лёгкость и гибкость; римские авторы дали логическую структуру, смысловую  насыщенность и лаконизм образов. А  народная речь напитала поэму живыми соками, горячей кровью. Язык поэмы  прост, естествен, полон народных речений, бытовых простонародных слов, обыденных  разговорных оборотов. Поэт впервые  вводит их в поэтическую речь, и  они соседствуют на равных правах с возвышенными поэтическими образами. Всё это придавало стилю поэмы  неповторимый отпечаток страны и  эпохи и делало ясной и  доходчивой самую глубокую, самую сложную  мысль. Велик вклад Данте в  мировую культуру. Его могучий  гений питал политическую, научную, художественную мысль Возрождения. Воздействие этого гения было

велико и в последующие  века. Поэт переходной эпохи, ещё крепко связанный со средневековьем, он в  то же время был великим зачинателем  реализма и проложил путь в литературе больших идей высокого гражданского пафоса и гуманизма. Своим личным примером он звал писателей к гражданскому подвигу в искусстве и показал, что обращение к народной традиции – источник силы и жизнеспособности в литературе. Он принёс в поэзию целый мир новых художественных образов, такой богатый и жизненно правдивый, что теперь, спустя столетия, мировая поэзия черпает из этого источника.

 

    • «Новая жизнь»

В 1293 году Данте опубликовал  свою первую книгу «Новая жизнь» —  сборник из тридцати стихотворений, созданных в период с 1281 по 1292 год. Стихи были снабжены обширным прозаическим комментарием автобиографического и философско-эстетического характера. В стихах и прозе «Новой жизни» юный поэт рассказал историю своей любви к Беатриче Портинари. Эта великая любовь зародилась у Данте, когда он был девятилетним мальчиком, и длилась всю жизнь. Глубоко затаенная она питалась лишь редкими случайными встречами, мимолетным взглядом возлюбленной, её беглым поклоном. А после смерти Беатриче (она умерла молодой, в 1290 году) любовь Данте становится трагедией. Эта книга была первой лирической исповедью в мировой литературе, книгой, впервые рассказавшей искренно, трепетно и вдохновенно о великой любви и великой скорби живого человеческого сердца. Глубокое чувство напитало эти стихи, и его не смогли заглушить условные приемы школы «нового сладостного стиля». «Новая жизнь» прославила имя Данте. Вскоре к ореолу поэта прибавилась слава выдающегося эрудита, одного из образованнейших людей Италии. Круг его интересов был необычайно широк для того времени.

«Новая жизнь» начинается с рассказа о первой встрече девятилетнего поэта с его ровесницей Беатриче. Уже при этой первой встрече душа поэта «содрогнулась». Еще более сильное волнение вызвала в нем вторая встреча, которая произошла ровно через девять лет. На этот раз Беатриче приветливо поклонилась поэту, и этот поклон наполнил его душу неизъяснимым блаженством. Потрясенный поэт уединяется и видит сон, который он описал в своем первом сонете. Он показывает здесь бога любви, несущего в руках его возлюбленную и дающего ей отведать его сердце. Этот образ девушки, Вкушающей сердце влюбленного в нее юноши, показался странным друзьям поэта, которые его высмеяли и объявили больным.

Он много раз на протяжении «Новой жизни» рассказывает об облагораживающем воздействии, которое оказывает на него и на всех других людей Беатриче. Она распространяет вокруг себя как бы атмосферу добродетели, и любовь, которую она вызывает в людях, сама оказывается путем к добродетели. Облагораживающее воздействие Беатриче особенно усиливается после ее смерти, которая является главным переломным событием в «Новой жизни».

Рассказ, о смерти Беатриче подготовлен рассказом о кончине ее отца и о вызванном ею горе Беатриче. Поэта охватывает предчувствие, что вскоре умрет и его возлюбленная. Он видит женщин с распущенными волосами, которые говорят ему о смерти Беатриче. Тускнеет солнце, дрожит земля, птицы стремглав падают на землю. Поэту представляется, что он видит Беатриче, покрытую белым саваном. Мало-помалу он приходит в себя и успокаивается. Вдруг вбегает один из его друзей, восклицающий; «Что ты делаешь? Ты не знаешь, что произошло? Умерла твоя возлюбленная, которая была так прекрасна!» В этих простых словах проявилось замечательное умение Данте набросать несколькими штрихами большую, волнующую картину.

После смерти Беатриче отчаяние поэта не знает границ. Первые стихи, написанные после ее смерти, дышат исключительной глубиной и искренностью чувства.

После нескольких лет тоски  поэт встречает какую-то «сострадательную даму», жалеющую его, и на время увлекается ею. Но вскоре поэта охватывает раскаяние; он решается отныне всецело отдаться воспеванию Беатриче. Но для этого нужно долгое ученье. Он будет накапливать знания для того, чтобы сказать о своей возлюбленной нечто такое, чего еще не было сказано ни об одной женщине. Так, конец “Новой жизни” содержит намек на «Божественную комедию», которая представляется ему начинанием, предпринятым для прославления Беатриче. Образ возлюбленной продолжает вдохновлять поэта в течение всей его жизни, поддерживая в нем великую идею. Эта мысль Данте имеет большое культурное значение. Ее отзвуки мы находим у многих выдающихся писателей нового времени.

Так, в конце “Новой жизни” намечается переход к очень напоминающей ее по форме и содержанию второй книге Данте — к «Пиру».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Эпоха Возрождения чётко  ориентируется на человека, на  его индивидуальность, на общее  происхождение человека и природы  и на поиски гармонии. Основными  чертами культуры Возрождения  принято считать антропоцентризм,  гуманизм, модификация средневековой  христианской традиции, особое отношение  к античности - возрождение античных  памятников искусства и античной  философии, новое отношение к  миру. Гуманисты характеризуются  как новый общественный слой, где отсутствует сословной признак  и каждый занимает своё место  лишь в силу личного образования  и таланта; а сама эпоха Возрождения  оценивается как начало светской  цивилизации нового времени. Провозвестником  гуманизма и первым поэтом  эпохи возрождения считается  Данте Алигьери.

            Данте Алигьери - великий флорентийский  поэт, автор философских и политических  трактатов: «Пир», «Монархия», «О  народной речи», автобиографической  повести «Новая жизнь» и многих  других произведений. Вершиной творчества  Данте считается поэма «Божественная  комедия» - первый гимн достоинству  человека.

              Велик вклад Данте в мировую  культуру. Его могучий гений питал  политическую, научную, художественную  мысль Возрождения. Воздействие  этого гения было велико и  в последующие века. Поэт переходной  эпохи, ещё крепко связанный  со средневековьем, он в то  же время был великим зачинателем  реализма и проложил путь в  литературе больших идей высокого  гражданского пафоса и гуманизма.  Своим личным примером он звал  писателей к гражданскому подвигу  в искусстве и показал, что  обращение к народной традиции - источник силы и жизнеспособности  в литературе. Он принёс в поэзию  целый мир новых художественных  образов, такой богатый и жизненно  правдивый, что теперь, спустя  столетия, мировая поэзия до сих  пор черпает из этого источника.

Используемая литература:

  1. Данте «Божественная Комедия» М., 1965 г.
  2. Мандельштамм О. Э. «Разговор о Данте» // М., 1987 г.
  3. Илюшин А. А.  Над строкой «Божественно Комедии» // Дантовские чтения. М., 1985 г.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Данте_Алигьери (Википедия)
  5. http://lib.ru/POEZIQ/DANTE/comedy.txt
  6. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/DANTE_ALIGERI.html (Энциклопедия «Кругосвет»)

 


Информация о работе Данте Алигьери