Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:59, доклад
«Союз спасения» - одна из первых тайных организаций декабристов, созданная и действовавшая в 1816 – 1817 гг. По уставу «Союза» он назывался «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его учредителями являлись: А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, М.С. Лукин, М.Н. Новиков, П.Г. Каховский, П.И. Пестель. Основной целью «Союза» являлось уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного переворота. Организация носила заговорщический характер. Слабостью организации являлись разногласия между его членами, что и привело к самороспуску и созданию нового Союза – « Союза благоденствия».
1.Введение
2. Истоки концептуальных положений программных документов
декабристов
3. Проект государственного переустройства Н.М. Муравьева
4. Программные предложения П.И. Пестеля
5. Заключение
6.Библиографический список
Министерство образования и науки,молодёжи и спорта
Краматорский экономико-
Гуманитарный факультет
Кафедра истории
Козловская Виктория Эдуардовна
«Декабристские организации и их программы»
Доктор исторических наук
Лантух В.В
Содержание
1.Введение
2. Истоки концептуальных положений программных документов
декабристов
3. Проект
государственного
4. Программные предложения П.И. Пестеля
5. Заключение
6.Библиографический список
Введение
Процесс политического переустройства общества в условиях Российской империи прошел ряд ступеней и периодов в своем развитии. Особое место в этом процессе, на наш взгляд, принадлежит движению декабристов. Именно политические идеи, революционное мировоззрение дворян-декабристов, направленные на коренное преобразование общества, нашли свое отражение в разработанных ими программных документах, а также во всей последующей деятельности.
Декабристы – русские
«Союз спасения» - одна из первых тайных организаций декабристов, созданная и действовавшая в 1816 – 1817 гг. По уставу «Союза» он назывался «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его учредителями являлись: А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, М.С. Лукин, М.Н. Новиков, П.Г. Каховский, П.И. Пестель. Основной целью «Союза» являлось уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного переворота. Организация носила заговорщический характер. Слабостью организации являлись разногласия между его членами, что и привело к самороспуску и созданию нового Союза – « Союза благоденствия».
«Союз благоденствия», созданный и действовавший в 1818 – 1821 гг., был тайной революционной организацией декабристов, которая была основана в Москве на базе «Союза спасения». В его составе действовало около 200 человек. Во главе «Союза» стояла коренная управа, состоявшая из 30-ти учредителей и Думы в составе 6-ти человек. Местные управы «Союза» находились в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и других городах. Цель «Союза» - уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления, была известна только учредителям. Через печать и литературно-просветительные общества «Союз» воздействовал на общественное мнение. Однако он не просуществовал долго и был распущен ввиду программных и тактических разногласий. Наиболее активные члены «Союза» образовали в 1821-1822 гг. «Южное» и «Северное» общества декабристов. В 1823 г. на Украине была создана организация «Общество соединенных славян», которая к осени 1825 г. объединилась с «Южным» обществом.
Если давать общую оценку деятельности декабристов, то необходимо подчеркнуть их существенную роль в развитии политико-правовой истории России, особенно в политическом преобразовании российского государства первой четверти XIX в. В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть два важнейших проекта представителей движения декабристов – «Конституцию» Никиты Михайловича Муравьева и «Русскую правду» Павла Ивановича Пестеля в аспекте государственного переустройства России.
1. Истоки концептуальных
Зарождение интересов, формирование
мировоззрения будущих
По мнению историка А.В. Семеновой2, декабристы хорошо знали, преимущественно негласные, политические проекты М.М. Сперанского. Они им были известны в первую очередь через братьев А.И. и Н.И. Тургеневых – сотрудников М.М. Сперанского. В реестре рукописей М.М.Сперанского, принятых Н.И. Тургеневым из кабинета бывшего государственного секретаря в 1816 г., упоминается основной труд М.М. Сперанского – «Введение к уложению государственных законов». В архиве братьев Тургеневых хранится в двух экземплярах и рукопись первого политического трактата М.М. Сперанского – записка 1802 года «О коренных законах государства» с карандашной правкой самого автора. Главной заслугой М.М. Сперанского является утверждение о том, что государство возникло как общественный союз, который создан для пользы и безопасности людей, где народ является источником силы правительства, поскольку любое законное правительство возникло на основании общей воли народа. Наилучшей формой правления он считал конституционную монархию, в соответствии с этим выделял и две задачи государственных преобразований: подготовка России к принятию Конституции и ликвидация крепостного права.
С проектами М.М. Сперанского, безусловно, был знаком декабрист Г.С. Батеньков (1793 – 1863), его ближайший соратник и близкий ему человек, который совместно с Н.М. Муравьевым участвовал в разработке проекта «Конституции». Согласно исследованиям Н.М. Дружинина, Никите Муравьеву были также известны негласные проекты Н.С. Мордвинова и М.М. Сперанского: дворянские связи открывали многие служебные тайны, а политические записки имели широкое обращение в кругах столичного общества3.
Однако проекты М.М.
Политические проекты М.М. Сперанского и декабристов включали основы организации власти. Принцип разделения властей (краеугольный камень буржуазного политического строя), идея представительского правления нашли свое отражение как в планах М.М. Сперанского, так и в проектах декабристов. Вместе с тем есть и принципиальное различие программ М.М. Сперанского и дворянских революционеров.
Проект М.М. Сперанского, рассчитанный на реализацию политического переустройства общества путем реформ «сверху», лишь слегка ограничивал самодержавие, при этом сохраняя за монархом высшую исполнительную власть. Он оставлял за ним также законодательную инициативу и право утверждения законов. Говоря о месте Государственной Думы как представительного учреждения в проектах М.М. Сперанского, необходимо отметить, что, несмотря на зависимость ее от самодержавной власти, ни один закон, в том числе об установлении налогов, не мог быть издан без согласия Думы.
Конституционные проекты декабристов также утверждали представительский строй, но на значительно более демократичной основе. Двухпалатное народное вече Н.М. Муравьева и однопалатный высший орган под тем же названием П.И. Пестеля обладали подлинной законодательной властью, ибо являлись верховными органами страны5.
При разработке конституционных проектов декабристы опирались на исторический опыт своей страны и исходили из тех важнейших задач, которые стояли перед ней, использовав при этом наследие передовых мыслителей России. Критически оценивали общественную мысль передовой Европы, анализировали теоретический и политический опыт Франции, опыт западноевропейских революций первой четверти XIX века, национально-освободительной борьбы балканских и славянских народов.
О внимании к взглядам политических мыслителей конца XVIII - начала ХIХ в., в период зрелого декабристского движения, писали многие его участники. Среди хорошо известных в России произведений зарубежных мыслителей они изучали и особенно высоко ценили труды французских просветителей, среди которых были произведения Константа, Франсуа Гизо (1787 – 1874), Луизы Жермена де Сталь (1766 – 1817) и других авторов. Большой перечень прочитанных и проаннотированных французских книг сохранился в записях П.И.Пестеля, К.Ф.Рылеева, Н.И.Тургенева6.
Широкое распространение и поддержку в прогрессивных европейских кругах первой четверти XIX в. получили идеи конституционно-монархического строя. Представления о нем как о наиболее прогрессивном в современном обществе уходили в XVIII в., поддерживались французскими энциклопедистами. В своих взглядах о политическом правлении государством «просвещенным» монархом они выдвигали идеи регламентации прав и обязанностей царя перед народом, то есть по сути дела наметили основы конституционной монархии.
Выразителем более радикальных взглядов, непримиримым врагом самодержавия в России был А.Н. Радищев (1749 – 1802), доказывавший, что «самодержавие - наипротивнейшее человеческому естеству состояние», ибо оно разрушило принципы естественного равенства и общественного договора. Отстаивая, как французский философ Ж.Ж. Руссо (1712 - 1778), идею народного суверенитета, А.Н. Радищев проводил идею «народного правления», которая была близка декабристам. Поэтому декабристы при разработке своих конституционных проектов часто обращались к политическому наследию А.Н. Радищева. Ими были также подвергнуты внимательному изучению русские конституционные идеи, принадлежавшие представителям другой политической ориентации, в том числе проекты графа и дипломата Н.И. Панина (1718 – 1783) и, как уже отмечалось, планы преобразования и государственного переустройства М.М. Сперанского.
С республиканскими концепциями были знакомы многие представители декабристского движения в России. Часть декабристов разделяла их положения, что видно, например, из их отношения к политическим воззрениям американских правоведов, к взглядам Детю де Траси, поддерживавшего идею «…республики, основанной на народном представительстве». Книга Детю де Траси «Комментарий к «Духу законов» Монтескье» (1821 г.), написанная по предложению американского просветителя Т. Джефферсона (1743 – 1826), стала для декабристов «высшей степенью премудрости». Декабристы поддерживали критику политических воззрений философа и просветителя Шарля Луи Монтескье (1689 – 1755), согласно которым, разделение видов правлений зависело от географических условий страны: в маленьком государстве целесообразнее республика, в большом - монархия и деспотия. Они не соглашались с такими выводами Монтескье, которые могли служить оправданием самодержавия в России и высказывались в поддержку республиканских идеалов Детю де Траси.
Важной была не только теоретическая поддержка этих идей, но и проведение их декабристами в жизнь, в частности в республиканском политическом проекте - «Русской правде» П.И. Пестеля. В этом документе, который П.И. Пестель, как и большинство членов Южного общества, рассматривал как наказ будущему революционному правительству, проявлялись наиболее отчетливо и полно программные установки наиболее радикального крыла декабристов. Они раскрываются при их сравнении с основными положениями действовавших в ту пору европейских законодательств, а также с основами другого политического проекта декабристов – «Конституцией» Н.М. Муравьева. В его трактовке закон являлся внешним выражением народной воли, что значительно отличало его правовую концепцию от «английского государственного права, признававшего неограниченное главенство парламента, и германских хартий, утверждавших первоначальную власть монарха"7.
Рассмотрим подробнее
2. Проект государственного
Согласно первому проекту «
Информация о работе Декабристские организации и их программы