Декабристские организации и их программы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:59, доклад

Описание

«Союз спасения» - одна из первых тайных организаций декабристов, созданная и действовавшая в 1816 – 1817 гг. По уставу «Союза» он назывался «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его учредителями являлись: А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин, М.С. Лукин, М.Н. Новиков, П.Г. Каховский, П.И. Пестель. Основной целью «Союза» являлось уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного переворота. Организация носила заговорщический характер. Слабостью организации являлись разногласия между его членами, что и привело к самороспуску и созданию нового Союза – « Союза благоденствия».

Содержание

1.Введение
2. Истоки концептуальных положений программных документов
декабристов
3. Проект государственного переустройства Н.М. Муравьева
4. Программные предложения П.И. Пестеля
5. Заключение
6.Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Декабристы.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

В третьем варианте проекта «Конституции» деление страны на державы внешне также сохраняется, но сама сущность федеративного устройства претерпевает значительные изменения. Прежние державы с самостоятельной законодательной и исполнительной властью фактически превращаются в «…области, равные нынешним генерал-губернаторствам», а их столицы становятся обычными центрами административного управления и центрами судебных округов. Московская и Донская области занимают одинаковое положение с остальными административными единицами. Таким образом, державы и области преобразовываются в 15 автономных провинций, утративших предусматривавшиеся в предыдущих вариантах черты прежней самостоятельности8.

Н.М. Муравьев проводит строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно «Конституции», высшим законодательным органом власти в Федерации является двухпалатное Народное вече, состоящее из Верховной думы (верхней палаты) и Палаты народных представителей (нижней палаты).

Высшая исполнительная власть в  Федерации принадлежит императору. Функции и прерогативы его как главы исполнительной власти наиболее детально разработаны во втором варианте проекта Н.М. Муравьева. Подчеркивалось, что Россия - «…общество людей свободных», а не «вотчина» императора; «императорское звание учреждено наследственным для удобства, а не потому, чтобы оно было в самом деле семейственным достоянием». Император объявляется «верховным чиновником Российского правительства», его власть наследственна - по прямой линии от отца к сыну, «но не от тестя к зятю». Женщины не имеют прав на престол. Всякий законопроект, одобренный Народным вече, требует утверждения его императором. Но если этот законопроект после вторичного его чтения в законодательных палатах вновь будет одобрен двумя третями голосов, то он получает силу закона. Согласно третьему варианту проекта, императору даже предоставляется законодательная инициатива. Он предлагает Народному вече проекты законов, принуждает его к вторичному рассмотрению принятого или отвергнутого им предложения9. Хотя император является «верховным начальником» сухопутных, морских и внутренних сил государства, однако он не может использовать их для подавления «возмущений» внутри государства без санкции Народного вече. Ему предоставляется также право вести переговоры с иностранными державами, заключать трактаты «с совета и согласия Верховной думы», назначать послов и консулов в другие государства, принимать послов и других «уполномоченных» от «иностранных правительств», с согласия Верховной думы назначать судей «верховных судебных мест», назначать чиновников. Император, в случае переговоров с другими государствами или суда, имеет право созывать обе палаты Народного вече, может и отсрочить в случае необходимости их заседания, но не более чем на три месяца. Ему дается титул «Его императорское величество». При вступлении на престол он должен принести следующую присягу посреди Народного вече: «Я клянусь торжественно, что буду верно, исполнять обязанности императора российского и употреблю все мои силы на сохранение и защиту сего конституционного Устава России».

В счет получаемого из казны жалования  император может содержать двор, но придворные на время своей службы у императора лишаются прав активного  гражданства - избирать и быть избранными в какие-либо «общественные должности», «поскольку они находятся в частном услужении». Тем самым предусматривается устранение влияния придворной камарильи на управление и ход государственных дел. Императору запрещается покидать пределы России, дабы он не «сделался орудием злоумышления против нее». Выезд императора из России автоматически влечет отречение его от престола10.

Все назначенные императором чиновники, главы приказов, а также и «временный правитель», (регент, назначенный высшим законодательным органом), могут  быть смещены со своих должностей Народным вече, «…если уличены будут в измене, расхищении общественной казны или сделали еще какие-либо преступления и, наконец, ежели окажутся неспособными». В случае преступлений уголовного характера Народное вече должно отдать их под суд.

Исполнительная власть в державе  вручается правителю, его наместнику и совету. Державные правители  избираются Народным вече на три года из списков лиц, представленных на эту  должность Державным вече. Державный  правитель так же, как и император, утверждает принятые Державным вече законопроекты, может вернуть их на вторичное рассмотрение, отсрочить заседания его палат до трех месяцев; он также «начальствует земским войском своей державы», но не может, «…даже в случае возмущения, велеть земскому войску действовать против» жителей своей державы, пока Державное вече не издаст закона о военном положении в державе.

В «Конституции» Н.М. Муравьева  прослеживается известная общность ее положений с французской конституцией 1791 г. и с испанской 1812 г., которые  были рождены подъемом антифеодальной борьбы. Однако наличие в ней сходства с другими конституционными законодательствами отнюдь не является свидетельством слепого подражания социально-политического проекта Н.М. Муравьева этим образцам. Его «Конституция» была оригинальным политическим документом, отражавшим представления автора и его единомышленников о характере возможного будущего государственного устройства с учетом особенностей исторического развития России.

Считая целесообразным в первых вариантах своей «Конституции» создание в послереволюционной России Федерации держав, Н.М. Муравьев в то же время разрабатывал систему их прочной связи. Анализ разных вариантов его «Конституции» показывает, как творчески работал он над этими вопросами, продумывая пределы компетенции Народного вече и "правительствующей власти каждой державы". Охватывая своей деятельностью разные стороны государственного управления и общественной жизни, Народное вече приобретало право «…издать для России уложение гражданское, уголовное, торговое и военное», объявлять военное положение во всей стране, а также назначать регента или провозглашать наследника императора. Все это свидетельствовало о том, что державы находились в юридической зависимости от центральной государственной власти, что способствовало прочному объединению всей Федерации.

Анализ «Конституции» Н.М. Муравьева  позволяет сделать вывод, что  провозглашаемая ею конституционная  монархия по своим основным принципам  была близка принципам республики с  президентом во главе. Видимо, идея наследственной монархии отстаивалась Н.М. Муравьевым больше по тактическим соображениям: традиции, привычка к такой форме правления были очень сильны даже у наиболее прогрессивной части общества.

 

3. Программные предложения  П.И. Пестеля

декабрист пестель государственный самодержавие

Критика формального характера  демократизма, который утверждали тогда  европейские конституции, а также  жаркие споры декабристов по поводу основ конституционной программы  Никиты Муравьева способствовали формированию республиканских взглядов П.И.Пестеля, поиску им тех путей, которые, по его представлению, могли установить действительное народовластие.

«Русская правда» - этот важнейший  памятник идеологии декабризма, интереснейший  документ той исторической эпохи, - явился плодом не только личного творчества П.И. Пестеля, но во многом и коллективного творчества декабристов. То или иное участие в работе над «Русской правдой» принимали Н.И. Тургенев, А.П. Юшневский, С.И. Муравьев-Апостол, Е.П.Оболенский и многие другие. Известное влияние на П.И Пестеля оказал республиканский проект конституции М.Н.Новикова, который был членом «Союза спасения». После принятия основных положений на Киевском съезде руководителей «Южного общества» в 1823 г. «Русская правда» стала фактически его программным документом. Она не раз обсуждалась также на заседаниях «Северного общества»11.

«Русская правда» решительно отменяла самодержавное правление и провозглашала  республику. При этом П.И. Пестель  отстаивал такую форму республиканского строя, при котором было возможным  исключение политических преимуществ дворянства и буржуазии. Поэтому одной из первостепенных задач он считал введение равенства всех граждан перед законом, ликвидацию всех сословий. П.И Пестель подчеркивал, что важнейшее дело Верховного правления - отмена «постыдного права» (крепостного права )12. В редакции «Русской правды» 1824 г. был углублен вопрос о порядке освобождения крестьян, о решении земельного вопроса.

Являясь последовательным приверженцем республики, П.И Пестель, согласно «Русской правде», предусматривал для России демократический государственный строй. При новом строе верховная власть должна была принадлежать однопалатному Народному вече. П.И. Пестель выступал противником двухпалатной системы, которая давала возможность для укрепления значительного влияния крупных собственников, как из дворян, так и из буржуазных кругов.

Для того, чтобы законодательная  и исполнительная власти «не выходили из своих пределов», учреждался высший контрольный («блюстительный») орган - Верховный собор из 120 членов («бояр» или «старцев»), избираемых пожизненно Народным вече из числа кандидатов, выдвигаемых окружными собраниями. На рассмотрение Верховного собора представляются все законы, принятые Народным вече, и ни один из них не может вступить в силу без санкции этого контрольного органа. Однако Верховный Собор рассматривает представленные ему законы лишь с точки зрения их соответствия конституции, не вникая в содержание. П.И. Пестель придавал большое значение Верховному Собору как гаранту соблюдения законности. Предусматривалось, что в этот орган будут избираться наиболее заслуженные и авторитетные граждане страны.

По планам «Русской правды» Россия должна была стать «одним и неразделимым»  государством. Всякая мысль о федерации  решительно отвергалась авторами, поскольку  ассоциировалась у него со временами раздробленности Русского государства, с удельной феодальной системой.

Политическая программа П.И. Пестеля  была глубоко оригинальной, в целом  весьма радикальной для той исторической эпохи и для той среды, в  которой она возникла. Она в большей степени, чем другие современные ей конституции, провозглашала идею народного представительства, народоправства. Поэтому не случайны были жаркие споры по поводу основных положений «Русской правды» в среде декабристов и сочувствующим им. Такое решение политических вопросов радикальным крылом декабристов перекликалось с передовыми традициями политической мысли Франции. Политические идеи радикального крыла декабристов отличались большей последовательностью и демократичностью, чем идеи ряда современных им прогрессивных европейских мыслителей, отстаивавших идею ограниченной конституционной монархии.

По мнению историка А.В. Гоголевского, декабризм поднял русское общественное движение начала ХIХ века на исключительно  нравственную и идейную вершину, но его разгром отодвинул реформы в России и нанес отечественной либеральной идее страшный удар13.

Движение декабристов по - существу является первым революционным политическим течением в России. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические, в особенности политические условия развития общества. Декабристы называли себя «детьми 1812 г.». Они не раз подчеркивали, что Отечественная война стала исходным моментом их движения. Свыше ста будущих декабристов участвовали в войне 1812 г. 65 человек из тех, кого в 1825 г. назовут государственными преступниками. Знакомство с передовой мыслью французских и русских просветителей укрепили стремление декабристов покончить с причинами отсталости России и обеспечить свободное развитие всего народа.

Необходимо отметить, что в движении декабристов были и серьезные разногласия по вопросам о путях и методах осуществления преобразований страны. В рамках движения прослеживались не только революционные, но и либеральные тенденции. Расхождения, в частности, отразились в программах «Южного» и «Северного» обществ, разработанных П.И.Пестелем («Русская правда») и Н.М. Муравьевым («Конституция»). Но крепостное право отвергалось и «Конституцией» и «Русской правдой». Осуществление обоих программ декабристы связывали с революционными изменениями существующего в России строя14. Если брать в целом, то проект П.И. Пестеля был более радикальным и последовательным, с точки зрения развития буржуазных отношений в России. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что оба проекта были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.

Попытка декабристов преобразовать  Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом  восстания на Сенатской площади. Им не суждено было реализовать грандиозные планы политического переустройства России, воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала важные результаты. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы. Конституционные проекты П.И. Пестеля и Н.М Муравьева являются одними из первых документов в истории России, которые предусматривали кардинальное изменение тогдашнего строя России.

 

 

Заключение

 

Несмотря на различие «Конституции»  с «Русской правдой» (в вопросах о форме правления, административном устройстве, в решение аграрного вопроса, избирательной системы), в основном, по многим положениям (идея гражданской свободы и народного представительства, уничтожении личного рабства и введения законного управления, ликвидация сословных перегородок и установление формального равенства всех граждан) эти проекты были сходными. Поэтому противопоставление одного проекта другому, по нашему мнению, неправомерно.

Невзирая на ограниченность в решение  некоторых важных социальных проблем, противоречивость и утопичность  отдельных положений, нельзя отрицать, что оба проекта являются замечательными памятниками декабристкой мысли и что они отражают горячее стремление декабристов приспособить к российским условиям передовые идеи Века Просвещения. Движение декабристов наложило глубокий отпечаток на дальнейшую историю России, ибо это было первое организованное выступление против самодержавно-крепостнических порядков и стало началом первого, дворянского периода в революционном движении в России.

Политико-правовые взгляды декабристов  на переустройство российского государства, также сыграли большую роль. Так, например, идеи декабристов, отличающиеся радикализмом для своего времени, оказали существенное влияние на ход государственных реформ в XIX веке (как рассказывают современники, материалы допросов декабристов были настольной книгой императора Николая I) и идеологию будущих поколений общественных деятелей России.

Информация о работе Декабристские организации и их программы