Декабристы - цели, планы, деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

В день 14 декабря 1825 года был сделан смелый вызов самодержавию в столице Российской империи – Петербурге, на Сенатской площади. Восстание декабристов – отправная дата начала революционно – освободительной борьбы в России. С протестом против крепостничества, феодальных институтов и произвола самодержавия, в необычайно трудных и сложных исторических условиях, когда Россия была ещё забита и неподвижна, выступила лишь небольшая часть образованного передового дворянства, тогда, как в целом русское дворянство оставалось крепостнически настроенным и верным престолу.

Содержание

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………2
1. Причины возникновения движения декабристов…………………………..4
2. Первые декабристские организации: их деятельность, цели
и программы………………………………………………………………….8
3. Южное и Северное общество: цели, программы, деятельность…………13
3.1. Основные программные положения «Русской правды»……………...14
3.2. Основные положения конституции Муравьева……………………….18
4. План государственного переворота. Причины поражения и значение
выступления декабристов…………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы…………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Декабристы цели, планы, деятельность.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

   Члены Союза требовали ликвидации  военных поселений. Однако никто  из них не ставил вопрос  о ликвидации монархии как  формы правления в России. Напротив, члены «Союза Спасения» были убежденными монархистами, верили, что царь, в конце концов, сумеет  ввести конституцию в России. Ему в этом надо лишь помочь. 

   Ужасы народной революции пугали дворян-революционеров, поэтому, надо действовать для народа, но без народа, не через народ, думали они.  Основные цели борьбы были, в общем, ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого были туманны. Было решено требовать конституцию в момент смены императоров на престоле. Однако как обеспечить выполнение своих требований? Это оставалось неясным.

   Вынашивались и мысли о цареубийстве (эта мысль возникла в 1817 г. после того как стало известно о жестоком подавлении правительственными войсками восстания новгородских военных поселян). Споры относительно идеи цареубийства, осознание крайней ограниченности сил привели в 1818 г. к самороспуску «Союза Спасения». 

   Отказ правительства от реформистских  замыслов и переход к реакции  во внешней и внутренней политике заставил декабристов изменить тактику.  В 1818 г. преемственно с «Союзом Спасения» образовалось тайное общество под названием «Союз благоденствия», которое было более широким по составу. Это была строго централизованная организация с четкой структурой, которая предполагала безусловную дисциплину, полную конспиративность  всех её членов. Её состав по –прежнему оставался преимущественно дворянским. Организаторами и руководителями стали А. Н.и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы – Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якунин, М.С. Лунин  и др. Для овладения общественным мнением «Союз благоденствия» должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тамбове, Нижнем Новгороде. Было запроектировано создание повсюду литературных, научных, педагогических, хозяйственных обществ, женских организаций и кружков молодежи. Предполагалось  издание журнала «Россиянин XIX века». Согласно новому уставу в тайное общество должны были приниматься не только дворяне, но и купцы, мещане, духовные лица и свободные крестьяне. Предполагалось в течение двадцати лет будет готовиться общественное мнение и примерно  около 1840 г. произойдет революция.

   Программа и устав союза назывались  «Зеленая книга». Заговорщическая  тактика и конспиративность руководителей  вызвали разработку двух частей  программы. Первая, связанная с  легальными формами деятельности, была предназначена для всех  членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введения конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна особо посвященным. «Зеленая книга» предлагала членам заступаться за  крепостного крестьянина пред помещиком, призывать последнего не торговать людьми, бороться за справедливость в судах и учреждениях, чтобы не было зла народу, содействовать развитию торговли, промышленности и сельского хозяйства.

    Члены «Союза благоденствия» открыто протестовали  против крепостного права, возмущались Аракчеевым, военными поселениями, защищали передовую науку своего времени, предавали позору жестоких помещиков, освобождали от неволи талантливых самоучек  и т.д. В голодный 1820 г. «Союз благоденствия» оказал посильную помощь голодающим в Смоленской губернии и накормил тысячи людей. Это вызвало большое беспокойство у Александра I. Однако, члены союза по – прежнему не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды, сочетание тайной организации с легальными действиями  и пр.

   «Союз благоденствия» числено  быстро рос и имел к 1921 г.  до 200 членов, и, кроме того, вокруг  него имелись «побочные управы»,  организации в той или иной степени  идейно связанные с «Союзом». Таковы «Зеленая лампа», литературное общество, активным членом которого был и Пушкин А.С., «Вольное общество любителей русской словесности», «Общество для распространения ланкастерских училищ» и другие, существовавшие легально. Особенно стремились члены «Союза благоденствия» привлечь к себе молодежь, оторвать её от старого лагеря; они понимали, что надо противодействовать «староверству закоснелого дворянства» и иметь возможность воздействовать на «мнение молодежи».

   Несмотря на определенный успех  «Союза благоденствия» в нем  начали нарастать противоречия  между сторонниками умеренных  и радикальных взглядов. Сторонники  радикальных взглядов, выступая  за решительные меры, ссылались  на пример революций начала 1820-х гг. в странах Южной Европы, доказывали невозможность продолжения мирной пропаганды в условиях нарастания правительственной реакции. Кроме того, стало известно, что правительство готовится начать преследование движения. Все это побудило сторонников решительных мер объявить в 1821 г. о роспуске «Союза благоденствия» и создать на его основе две революционные организации – Северное и Южное общества. Принимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которое как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию.

  Вывод. «Союз спасения» и «Союз благоденствия» были деятельными организациями и немало сделали за годы своей работы. Но все, что они сделали, в сущности, не приблизило их к цели. Основной задачей бала отмена крепостного права, ликвидация  самодержавно-крепостного строя, введение законно-свободного представительного правления. Члены союзов не принимали революционных методов действий и полагались в основном на средства пропаганды. Важно отметить, что никто из членов обществ не ставил вопрос о ликвидации монархии как формы правления в России, все они были убежденными монархистами.  

    
 
 
 
 
 

            3. ЮЖНОЕ И СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО: ЦЕЛИ,  

         ПРОГРАММЫ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  

   Новый период декабристского движения связан с созданием двух тайных обществ: Южного и Северного. Возникшая на базе Тульчинской управы  «Союза благоденствия» тайная организация стала именоваться с 1821 г. Южным обществом, во главе которого стоял полковник П. Пестель. В 1822 г. возникло Северное общество с центром в Петербурге, во главе которого стояли Н.И. Муравьев, Е.Н. Оболенский, С.П. Трубецкой и другие члены «Союза спасения» и «Союза благоденствия», жившие в Петербурге.

   На первых порах, программы  действий у «южан» и «северян» были различными. Северное  общество, так же как и южное, осознавали себя единой организацией и поддерживали друг с другом тесные контакты. К моменту  образования Северного и Южного общества ведущим тактическим лозунгом декабристов стала идея «военной революции» - переворот силами армии без участия народных масс. Ряд факторов повлиял на выбор подобной тактики. Многих декабристов вдохновил пример испанской революции 1820 г., совершенной сравнительно быстро и организованно под руководством офицеров – членов тайных обществ, а также пример российских дворцовых переворотов XYIII в., в которых активное участие принимали гвардейские полки. Декабристы опасались перспективы повторения «пугачевщины», неизбежной при втягивании  в политическую борьбу огромных масс озлобленного крепостным правом крестьянства.

   Как уже было отмечено, на первых  порах программы действий у  «южан» и «северян» были различными.  Южное общество, представленное  радикально настроенным Пестелем, а также высланными на Юг  бывшими офицерами Семеновского полка, стояло на более революционных, решительных позициях. Руководители Северного общества, напротив, исповедовали конституционные, умеренные   взгляды.

   Это нашло яркое отражение  в программных документах обоих  обществ.  

  3.1. Основные программные положения  «Русской правды»  

   Большое значение в Южном обществе имела деятельность Пестеля.  П.И. Пестель – яркая, талантливая во всех отношениях фигура среди декабристов. Широко образованный, с большим умом,  он отличался непреклонной волей  и выделялся как опытный организатор и сильный теоретик. Пестель по поручению организации изложил революционные идеи общества в своей «Русской правде», которая  и стала её программой. Он годами трудился над проектом своей конституции. Конституционный проект Пестеля не только многократно обсуждался на заседаниях  и съездах руководителей Южного общества, но и к самой работе над текстом проекта привлекались отдельные члены общества.

      Пестель был сторонником диктатуры Временного  верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. По мысли Пестеля после Временного революционного переворота власть должна перейти в руки временного революционного правительства и представлять собой беспощадную революционную диктатуру. С позиции диктатуры, централизма, репрессий по отношению к противникам мыслил Пестель будущее переустройство России.   Диктатура, по его представлениям, должна была длиться 10-15 лет. В число мер, направленных на достижение будущего общего блага, справедливости, всеобщего равенства, он предусматривал цареубийство, истребление всей царской семьи, включая детей. Таким образом, Пестель решительно отвергал возможность сохранения в России монархии.

   Основные программные положения  «Русской правды» были: - ликвидация в стране монархии;- учреждение республики; - упразднение крепостничества и сословного строя; - превращение России а единое унитарное государство – без учета национальных особенностей  её регионов; -равенство всех граждан России перед законом; - решение «еврейского вопроса». В России устанавливалась республика в следующей схеме государственных органов:

            Верховный совет        Народное вече

(из 120 членов – бояр, избираемых пожиз- (однопалатное)- высший законода-

ненно) - орган наблюдательный в отноше-  тельный орган, избираемый на 5

нии Вече и Думы с точки зрения формаль- лет.

ной законности их действий Державная  дума- высшая исполни-

      тельная власть (из 5 членов)

   Таким образом, законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной – «Державная дума». Ежегодно один из членов «Державной думы» становился президентом республики (занимающий этот пост в течении одного года). Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права. Избирательное право, согласно «Русской правде» предоставлялось всем гражданам России, достигшим 20-летнего возраста. В соответствии с идеями Пестеля в России должна была быть учреждена парламентская республика с президентской формой правления. Это был один из наиболее прогрессивных политических проектов государственного устройства того времени.

   Пестель был врагом всякого  федеративного устройства и сторонником  единой и нераздельной  республики  с сильной центральной властью.  Республика делилась на губернии  или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды – на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться собрание, которое выбирало своих депутатов в различные местные органы власти. Окружные наместные собрания выбирали представителей в высший законодательный орган власти – Народное вече.

   Столицей Российской республики по «Русской правде» должен был стать Нижний Новгород.

    Проект Пестеля провозглашал  коренное уничтожение крепостного  права. Он объявлял, что «крепостное право дело постыдное, противное человечеству», рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Пестель чрезвычайно высоко ценил личную свободу человека.  «Личная свобода,- говорится в «Русской правде»,- есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священная обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания, и без неё нет ни спокойствия, ни благоденствия».

   Освобождение крестьян без земли, т.е. предоставление им только личной свободы, Пестель считал неприемлемым. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Его аграрный проект подробно разработан  в «Русской правде». Вся обрабатываемая земля в каждой волости по проекту Пестеля должна делиться на две части: первая часть является общественной собственностью, вторая часть земли является частной собственностью. Земля из общественного фонда не  подлежала продаже и залогу. Половина земельного фонда страны, по проекту Пестеля, оставалась в частной собственности. Она могла покупаться, продаваться и закладываться. Владение этой землей должно было обеспечить рентабельность и товарность хозяйства.  Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно  получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его.

Информация о работе Декабристы - цели, планы, деятельность