Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 09:24, курсовая работа
Целью и задачей работы является изучение судебной реформы после октябрьской революции 1917 года, а также изучение становления советского суда.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Декреты о суде, народный суд...................……………………..……..4
§ 1. Декрет № 1……………………………………………..………………….....4
§ 2. Декрет № 2…………………………………………..…………..……….......8
§ 3. Декрет № 3……………………………………….……………..……...……13
§ 4. Народный суд…………………………………….…………………………15
Глава 2. Выводы…………………………………………………………….…...17
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиография…………………………………………………………………….22
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Декреты о суде, народный суд...................……………………
§ 1. Декрет
№ 1……………………………………………..…………………...
§ 2. Декрет
№ 2…………………………………………..…………..………..
§ 3. Декрет
№ 3……………………………………….……………..……...…
§ 4. Народный суд…………………………………….…………………………15
Глава
2. Выводы…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение.
Понимание сущности судебной власти и организации системы судов, ее реализующих, в условиях сегодняшней действительности требует исторического подхода к развитию и становления российского правосудия. Обращаясь к краткому обзору основных исторических этапов развития судебной системы России, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного и действенного органа правосудия.
Революция 1917 года привела к возникновению Советской России. Вскоре после революционных событий октября 1917 г. был принят Декрет о суде № 1, которым упразднялись все существовавшие ранее суды, прокуратура и адвокатура. Правосудие передавалось местным судам (гражданские иски на сумму до 3 тыс. рублей, уголовные дела о преступлениях, наказуемых лишением свободы до 2-х лет).
Положение о народном суде РСФСР 1918 года и принятое позже Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. предусматривало образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение по первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов.
Данная курсовая работа направлена на подробное рассмотрение становления и развития советского суда 1917-1920 годы.
Целью
и задачей работы является изучение судебной
реформы после октябрьской революции
1917 года, а также изучение становления
советского суда.
ГЛАВА I. ДЕКРЕТЫ О СУДЕ.
Декреты
о суде — нормативные
акты органов
Советской власти (Всероссийский центральный
исполнительный комитет (далее - ВЦИК)
и Совет народных комиссаров РСФСР (далее
- СНК РСФСР)), принятые в 1917—1918 гг.
и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции. [1]
§1. Декрет №1.
Акт,
заложивший основы советской судебной
системы, это Декрет СНК от 22 ноября
1917 года «О суде». Первоначально проект
декрета был разработан П. И. Стучкой и М. Ю. Козловским. На заседании СНК РСФСР
16 ноября 1917 года было
принято решение о создании комиссии для
рассмотрения проекта декрета. После чего
декрет должен был рассматриваться ВЦИК,
однако, поскольку отдельные его положения
вызывали возражения левых
эсеров, большевики
во главе с Лениным фактически не допустили
полноценного рассмотрения декрета ВЦИК,
а декрет был утверждён непосредственно
Совнаркомом 22 (по другим данным 24) ноября
1917 г.
Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. [2] Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 октября 1917 года до издания особого декрета об определении порядка движения всех неоконченных к этому числу дел. Действие института мировых судей приостанавливалось до замены этих судей местными судами, избираемыми «на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно — районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке. Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде — столичные) съезды местных судей.
Подведомственность иных дел оставалась неопределённой до издания «особого декрета». Институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры также упразднялись. Производство предварительного следствия возлагалось на местных судей, а функции обвинителя и защитника могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». При этом отмечается, что выступать по делу мог любой человек, присутствующий на суде, в том числе и заинтересованный в исходе дела и стремящийся намеренно выступить с целью неправильного обвинения невиновного или оправдания преступника… Поэтому последующие декреты о суде отказались от института общегражданского обвинения и общегражданской защиты. [3] Для разрешения споров гражданско-правового характера и уголовных дел частного обвинения предусматривалось создание третейских судов, порядок деятельности которых должен регулироваться специальным декретом. «Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц…» учреждались революционные трибуналы в составе председателя и шести заседателей, избираемые губернскими или городскими Советами. Немногим позже деятельность трибуналов была урегулирована отдельной Инструкцией Наркомюста РСФСР. [4] Для производства по делам, подсудным трибуналам, при соответствующих Советах организовывались следственные комиссии.
Декрет не до конца решил вопрос о том праве, которое должны применять вновь создаваемые суды. Устанавливалось лишь, что Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. [5]
При этом отменёнными признавались все ранее изданные законы, противоречащие декретам ВЦИК и СНК РСФСР, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.
Позже (1918 год) было установлено, что суды, признавая тот или иной закон отменённым, должны указать мотивы такой отмены. [6]
Сразу после издания декрета начались меры по его претворению в жизнь. Военно-революционный комитет (ВРК) Петрограда уже 25 ноября 1917 года распорядился «закрыть Сенат, установить охрану и никого без пропуска ВРК внутрь не пропускать» [7]. Несмотря на это, Сенат принял постановление об оценке Декрета № 1, в котором говорилось:
Сенат осведомился о намерении лиц, захвативших власть незадолго до созыва Учредительного собрания, которое должно являться истинным выражением директивной воли русского народа, посягнуть на самоё существование Правительствующего сената, в течение слишком 200 лет стоящего на страже закона и порядка в России. Эти лица, решаясь упразднить Правительствующий сенат и все суды, подрывают сами основы государственного строя и лишают население последней его опоры — законной охраны его личных и имущественных прав. Преступные действия лиц, именующих себя народными комиссарами, в последние недели свидетельствуют, что они не останавливаются перед применением насилия над учреждениями и лицами, ставшими на страже русского государства. Прежде чем насилие коснется старшего из высших учреждений России и лишит Правительствующий сенат возможности возвысить свой голос в час величайшей опасности для родины, созванное на основе ст. 14 Учреждения сената общее собрание сената определяет, не признавая законной силы за распоряжениями каких бы то ни было самочинных организаций, неуклонно исполнять впредь до решения Учредительного собрания об образовании власти в стране возложенные на Сенат законом обязанности, доколе к этому представляется какая-либо возможность, о чём и дать знать всем подчинённым местам, и лицам. [8]
О своём неприятии
положений Декрета заявили
В период с конца ноября по декабрь 1917 г. в Петрограде были упразднены, помимо Сената, также Петроградская судебная палата, Окружной суд со всеми департаментами и отделениями, прокурорский надзор, камеры судебных следователей, комиссия по обследованию деятельности бывшего Департамента полиции, чрезвычайная следственная комиссия и ряд других старых судебно-следственных органов.
Процесс ликвидации «старых» судебных учреждений и создания «новых» начался осуществляться и в иных местностях, на которые распространялась Советская власть. В частности, в Самаре «старые» суды были ликвидированы 2 января 1918 года, в Екатеринбурге — 19 января, в Нижнем Новгороде — 15 января. В целом, к середине 1918 г. суды, предусмотренные Декретом, были созданы почти повсеместно.
Сказанное, разумеется, не относится к территориям, на которые Советская власть своё действие не распространяла. В этих местах существовали собственные судебные органы. Так, в Северной области действовала система судов по административным делам, а также военно-полевые суды и военно-окружной суд Северной области. [10]
На территориях Всевеликого Войска Донского существовал «Суд защиты Дона» с весьма широкими чрезвычайными полномочиями, а также «временные мировые суды» и система военно-полевых судов. Действовали также окружные суды, а 25 апреля 1919 года был создан Донской Правительствующий сенат, состоящий из четырёх департаментов: Гражданского кассационного, Уголовного кассационного, Первого и Второго.
В
местностях, подконтрольных Временному Сибирскому
правительству,
воссоздавались судебные учреждения Императорской
России. Были организованы мировые суды,
окружные суды и судебные палаты. Роль
высшей судебной инстанции первоначально
играл т. н. «Сибирский высший суд» (организованный
по образу Правительствующего сената,
но с некоторыми особенностями), а 29 января 1919 года в Омске были
открыты Временные присутствия Правительствующего
сената. В том же январе
1919 г. вводится суд
присяжных
в Енисейской и Иркутской губерниях, а также
в Амурской, Забайкальской, Приморской, Сахалинской и Якутской областях. [11]