Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 09:24, курсовая работа
Целью и задачей работы является изучение судебной реформы после октябрьской революции 1917 года, а также изучение становления советского суда.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Декреты о суде, народный суд...................……………………..……..4
§ 1. Декрет № 1……………………………………………..………………….....4
§ 2. Декрет № 2…………………………………………..…………..……….......8
§ 3. Декрет № 3……………………………………….……………..……...……13
§ 4. Народный суд…………………………………….…………………………15
Глава 2. Выводы…………………………………………………………….…...17
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиография…………………………………………………………………….22
Вместо
Высшего судебного контроля, предусмотренного
Декретом
№ 2, планировалось образовать Кассационный
суд в Москве как кассационную инстанцию
в отношении окружных судов.
Формирование этого суда должно было осуществляться
ВЦИК.
Декрет не ответил окончательно на вопрос о допустимости применения судами РСФСР норм дореволюционного законодательства (иногда считается и даже утверждается в Большой советской энциклопедии, что данным Декретом был введён запрет на применение подобных норм). Из этого можно заключить, что и после издания Декрета № 3 формально допускалась возможность такого применения в порядке, определённом Декретом № 2. Окончательный запрет на применение судами «старых» норм последовал только 30 ноября 1918 г., когда ВЦИК было утверждено Положение о народном суде, в примечании к ст. 22 которого прямо содержался запрет на ссылки в решениях и приговорах на «законы свергнутых правительств».
Именно
до этого времени суды могли использовать
нормы дореволюционного гражданского,
уголовного, процессуального права,
хотя декреты Советской власти существенно
ограничивали их применение, особенно
гражданского и процессуального права. [21]
§4. Народный суд.
Положение о народном суде РСФСР было утверждено 30 ноября 1918 года; устранив прежнюю судебную систему, оно учредило единый районный суд. К его подсудности были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для советской власти преступлениях. При рассмотрении дел районный народный суд должен был применять только декреты Советской власти, а в случае их отсутствия руководствоваться социалистическим правосознанием.
Суд в составе:
а) одного постоянного судьи рассматривал споры о расторжении брака и дела в порядке бесспорного производства;
б) постоянного судьи и шести народных заседателей — дела о наиболее опасных преступлениях;
в)постоянного судьи и двух народных заседателей — все гражданские и остальные уголовные дела.
Суд имел право по своему убеждению определять меру наказания и был свободен в оценке доказательств. Приговоры и решения районных народных судов могли быть пересмотрены в кассационном порядке Советом народных судей, созывавшимся в каждой губернии. Срок подачи кассационной жалобы устанавливался в один месяц со дня объявления приговора. При уездных и губернских Советах учреждались коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегий избирались соответствующими Советами и были на положении государственных служащих. Производство предварительного следствия по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием шести народных заседателей, возлагалось на уездные и городские следственные комиссии, члены которых избирались городским Советом или уездным исполкомом. По остальным делам суд мог ограничиваться дознанием, произведенным милицией, или поручить производство следствия постоянному судье.
Новое Положение о народном суде ВЦИК утвердил 21 октября 1920 года. Судьи, избранные уездными и городскими Советами, утверждались в должности вышестоящими исполкомами. Коллегиальный порядок ведения следствия упразднялся. Народные следователи учреждались при городских и уездных Советах народных судей, а по важнейшим делам — при губернских советах юстиции и Наркомюсте. Коллегии защитников и обвинителей были ликвидированы. Для осуществления их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых имелись в местных исполкомах.
Таким
образом, в ведении народного
суда сосредоточивалась основная масса
дел, разбираемых им в качестве суда первой
инстанции. Судом второй инстанции являлся
Совет народных судей, состоявший из народных
судей судебного округа. Территория судебного
округа совпадала с территорией губернии
или аналогичной административной единицы.
Народные судьи избирались Советами рабочих,
крестьянских и красноармейских депутатов.
Заседателей утверждали исполкомы Советов
по спискам, составленным рабочими организациями,
волостными и сельскими Советами. При
подборе судебных кадров строго проводился
классовый принцип: судьями могли быть
только трудящиеся. Защиту, представительство
сторон в гражданском процессе и обвинении
осуществляли специальные коллегии. Эти
коллегии защитников, обвинителей и представителей
сторон создавались при местных Советах.
Советы избирали членов коллегии, которые
считались должностными лицами. Все они,
в том числе защитники и представители
сторон, получали за свой труд не гонорар
от граждан, а заработную плату, как все
служащие госучреждений
ГЛАВА II. ВЫВОДЫ.
Основой возникновения советской судебной концепции являются сформулированные В.И. Лениным в первые годы существования Советской власти положения об организации и формах деятельности суда в условиях диктатуры пролетариата. К этим руководящим положениям прежде всего относятся следующие: советский суд - орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства - выражает волю трудящихся; советский суд должен быть выборным; в осуществлении правосудия должны принимать участие трудящиеся граждане независимо от пола; суд должен руководствоваться революционной совестью и социалистическим правосознанием; будучи орудием государственного принуждения, суд вместе с тем является органом воспитания граждан в духе дисциплины, как задача принуждения не исключает задачи воспитания деятельностью судебных органов, так эта последняя задача не исключает обязанности суда бороться с теми, кто посягает на законы, берущие под свою охрану основы Советского государства и социалистического строя, с теми, кто мешает делу социалистического строительства и кто своей деятельностью в органах Советской власти подрывает к ней доверие. Как подтверждение этих "аксиоматичных" суждений началось широкомасштабное упразднение действовавших судебных учреждений и формирование новых "органов правосудия", способных осуществлять практическое воплощение воли и интересов большевиков, претворять в жизнь идеологические концепции марксизма. К числу важнейших декретов, принятых по этому вопросу, относятся Декреты о суде (N 1 - 3), ряд постановлений о революционных трибуналах, инструкции о производстве обысков, арестов, следствий, о содержании заключенных. Таким образом, была создана новая, советская судебная система и законодательством были охвачены основные звенья этой системы: местный (народный) суд, революционный трибунал, военный (полковой, отрядный, ротный, товарищеский) суд, комиссия для несовершеннолетних преступников.
В период проведения Октябрьской революции (1917-1919гг.) источниками уголовного права служили обращения к населению правительства, постановления съезда Советов, декреты, наказы местных Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, инструкции Наркомюста, а также судебная практика. В первую очередь правовыми актами регламентировалась ответственность за наиболее тяжкие и распространенные преступления - спекуляцию, взяточничество, контрреволюционные преступления. В декретах о суде и революционных трибуналах также определялись наказания за целый ряд преступлений. Однако находилось место и для норм Общей части уголовного законодательства. Например, нормы о соучастии, покушении на преступление содержались в декретах 1918 г. о взяточничестве, о спекуляции, о набатном звоне.
Поскольку масса нового законодательства была еще невелика, а старое могло применяться лишь в ограниченных рамках, существовала сфера отношений, не урегулированных никакими нормативными актами. Поэтому в качестве специфического источника права выступает непосредственно революционное правосознание трудящихся масс. Практически это означало, что, если правоприменяющие органы и лица не могли опереться на правовую норму, они действовали так, как подсказывала им революционная совесть, поступали так, как считали полезным для революции. Конечно, это приводило к известному разнобою в деятельности государственных органов, таило немало угроз демократии, но иного выхода у Советского государства в то время не было.
Советское законодательство этого периода имело ряд особенностей. Необходимость как можно скорее ликвидировать правовой вакуум, потребность оперативного решения многочисленных вопросов, которые ставила революция, вынудили сделать круг законодательных органов достаточно широким. Нормативные акты высшей юридической силы могли творить Всероссийские съезды Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров. Эсеровская фракция во ВЦИКе пыталась в конце 1917 г. добиться решения о лишении Совнаркома законодательных прав. Однако большевикам удалось отстоять законодательные полномочия СНК, которыми он широко пользовался. Конституция закрепила принцип множественности законодательных органов. Он сохранился затем и на весь переходный от капитализма к социализму период.
Судебная
практика рассматриваемого периода
регулярно подвергалась обобщению.
Свидетельством этого являются материалы
Всероссийских съездов
В качестве кассационной инстанции для окружных судов вместо областных судов и Верховного судебного контроля, предусмотренных Декретом о суде N 2, предполагалось создать временный Кассационный суд в г.Москве, на который возлагался бы также надзор за решениями и приговорами местных судов.
Иностранная
военная интервенция и
Декрет о суде N 3 расширил компетенцию местных судов, тем самым усилив значение низового звена судебной системы.
Мировым судьям пришлось переживать тяжелые времена. Ситуация неопределенности дальнейшего пути развития России, отсутствие оперативной связи с центром во многих районах оставляло многих мировых судей губернии с многочисленными вопросами. Рассмотренные и находящиеся дела изымались неизвестными людьми и увозились из камер мировых судей, отсутствовало какое-либо финансирование и обеспечение.
С началом
военных действий вопрос об усилении
роли и влияния государства, а
также о создании единого правового
пространства приобрел особую остроту.
Такой поворот привел к тому, что идея
о необходимости создания единой судебной
системы взамен многочисленных, разрозненных
и зачастую неподконтрольных центру судебных
учреждений стала непосредственно проводиться
большевиками. Именно летом 1918 г. по всей
стране развернулась активнейшая работа
по созданию судов в соответствии с нормами
центральных органов. Перестройка судебной
системы началась с принятия Положения
о Народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.). Положение
существенно упростило судебную систему:
вместо прежних многочисленных судебных
органов оно вводило единый народный суд,
которому были подсудны почти все уголовные
и гражданские дела. Исключение составляли
лишь контрреволюционные и некоторые
другие наиболее опасные преступления,
рассматриваемые трибуналами.
Заключение.
Декреты о суде, принятые в 1917—1918 законы Советского государства, заложили основы советской судебной системы и социалистического правосудия.
Декрет о суде № 1 принят СНК 22 ноября (7 декабря) 1917 (СУ РСФСР, 1917, № 4, ст. 50). Упразднил все ранее существовавшие судебные учреждения (кроме мировых судов, деятельность которых приостанавливалась), царскую прокуратуру, адвокатуру и следственный аппарат. Законодательно закрепил демократические основы организации и деятельности советских судов: выборность; участие в отправлении правосудия народных заседателей; открытое рассмотрение дел в судах; право обвиняемого на защиту.
Декрет о суде №2 принят ВЦИК 18 февраля 1918 (СУ РСФСР, 1918, №26, ст. 420). Предусматривал: создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда (здесь местные суды впервые официально были названы местными народными судами); учреждение областных народных судов в качестве кассационной инстанции для окружных судов и Верховного судебного контроля в Москве. Декрет №2 впервые закрепил демократические основы советского судопроизводства: рассмотрение дел на языке большинства населения той местности, где слушается дело, досрочный отзыв судей и т. п. Для поддержания обвинения и защиты, а также оказания юридической помощи населению предусматривалось создание при местных Советах коллегий правозаступников.
Декрет о суде №3 принят СНК 20 июня 1918 (СУ РСФСР, 1918, №52, ст. 589). Существенно расширил подсудность местных народных судов, отменил право руководствоваться старыми законами и вместо областных народных судов и Верховного судебного контроля в Москве временно создал единый кассационный суд с двумя отделениями (по уголовным и по гражданским делам).