Денежная реформа Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Описание

Последнее 300-летние русской дореволюционной истории связывают с Романовыми. Оно так и есть, хотя развитие общества шло по своим законам. За этот период Россия минула феодализм и вступила на капиталистический путь развития, который в 1917 г. был прерван революцией.

Допетровский период правления Романовых характеризуется становлением государства, которое копило силы для впечатляющих времён.

Содержание

Содержание стр.
Содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Денежное обращение России в конце 17 века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Причины и предпосылки денежной реформы Петра1. . . . . . . . . . . . . . 7
3. Сущность петровской денежной реформы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
4. Значение денежной реформы Петра1 для развития внутренней и внешней торговли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Список литературы . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

история рос.ком..doc

— 470.00 Кб (Скачать документ)

 

   При Петре 1 программа по переделу пятаков не была выполнена. В 1723-1724 гг. (царь умер 28 января 1725 г.) из намеченной суммы в 500 тыс. руб. начеканили примерно третью часть.

 

   В первые три года чеканка медной монеты осуществлялась только на Набережном медном дворе, а с 1704 г. и на Кадашевском, точнее в его медном отделении. В течение 5 лет (1700-1704) объём продукции был невелик, всего 39,5 тыс. руб. В крупных размерах передел меди стал осуществляться с 1705 г. Правительство встало на этот путь и на повышение монетной стопы до 20 руб из пуда с целью увеличения доходов. В течение пяти лет (1705-1709) чеканка медной монеты выросла более чем в 12 раз и достигла в среднем почти 100 тыс. руб.

 

Убедившись, в том, что медная монета органично внедрилась в денежное обращение и её чеканка не вызывала недовольство, казна пошла на новое значительное увеличение передела меди. В 1700-е годы медной монеты было начеканено на 535,5 тыс. руб., а в 1710-е – на 1864,5 тыс., т.е. почти в 3,5 раза больше. В последующие годы (1720-1724) выпуск сократился и составил 574,6 тыс. руб., или в среднем 115 тыс. руб. в год. На Набережном и Кадашевских дворах за 1700-1710 гг. было переделано меди на 648,3 тыс. руб., в том числе на Набережном на 209,2 тыс. (32,1%), а на медном отделении Кадашевского двора на 440,1 тыс. руб. (67,9%). Всего во время правления Петра 1 в 1700-1724 гг. было начеканено медной монеты на 2974,3 тыс. руб., что составляет в среднем в год 123,9 тыс. руб., но размеры передела были неравномерными и колебались (с 1705 г.) от 53 тыс. руб. до 400 с лишним тыс. руб. в год.

 

   Расход меди на чеканку копеек, денежек и полушек в 1700-1718 гг. на сумму 2273,6 тыс. руб. составил 115398 пудов, полушек в 1718-1722  гг. – соответственно 524741 рубль и 13059 пудов, пятикопеечников –176656 руб. и 4416 пудов. Всего же в первой четверти 18 в. на изготовление медной монеты на сумму 2975 тыс. было израсходовано 132873 пуда меди. Чеканка серебряной и тем более золотой монеты значительно уступали медной. Объяснялось это тем, что передел меди осуществлялся по повышенной стопе – сначала 20, а затем 40 руб. из пуда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Значение денежной реформы Петра1 для развития внутренней и внешней торговли.

К 20-м гг. XVIII в., когда военная гроза окончательно отодвинулась на Запад и в успешном для России завершении войны не могло быть сомнений, Петр значительно изменил торгово-промышленную политику. Осенью 1719г. были ликвидированы фактически все монополии на вывоз товаров за границу. Претерпела изменения и промышленная политика: усилилось поощрение частного предпринимательства. По введенной в 1719 г. привилегии разрешалось искать полезные ископаемые и строить заводы всем без исключения жителям страны и иностранцам, даже если это было сопряжено с нарушением феодального права на землю, богатую рудами. При Петре же получила распространение практика передачи государственных предприятий (в особенности признанных убыточными для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали от государства многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажи товаров и т.д. Существенную помощь предпринимателям оказывал и утвержденный в 1724 г. таможенный тариф, облегчавший вывоз продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший ввоз из-за границы товаров, производившихся на русских мануфактурах. В то же время нет никаких оснований думать, что, изменяя экономическую политику, Петр намеревался ослабить влияние государства на народное хозяйство или, допустим, неосознанно способствовал развитию капиталистических форм и приемов производства, получивших в это время в Западной Европе широкое распространение. Суть состояла в смене не самих принципов, а лишь акцентов промышленно-торговой политики. Мануфактуры передавались компаниям или частным предпринимателям фактически на арендных условиях, которые четко определялись и при надобности изменялись государством, имевшим право в случае их неисполнения конфисковать предприятия. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов; только излишки, произведенные сверх того, что соответствовало бы нынешнему понятию "госзаказа", предприниматель мог реализовать на рынке.

 

Созданные органы управления торговлей и промышленностью отвечали сути происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения являлись институтами государственного регулирования экономики, органами торгово-промышленнной политики самодержавия на основе меркантилизма. В Швеции, чьи государственные учреждения послужили образцом для петровских реформ, подобные коллегии проводили политику королевской власти в целом на тех же теоретических основах. Условия России отличались от шведских не только масштабами страны, но и принципиальными особенностями политических порядков и культуры.

 

Давая "послабление" мануфактуристам и купцам, государство не собиралось устраняться из экономики или хотя бы ослаблять свое воздействие на нее. После 1718-1719 гг. вступила в действие новая политика. Раньше государство воздействовало на экономику через систему запретов, монополий, пошлин и налогов, т.е. через открытые формы принуждения. Теперь, когда чрезвычайная военная ситуация миновала, все усилия были перенесены на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины, которая с помощью уставов, регламентов, привилегий, отчетов, проверок стремилась направлять экономическую (и не только) жизнь страны через систему своеобразных шлюзов и каналов в нужном государству направлении.

 

Административное воздействие сочеталось с экономическими мерами. Частное предпринимательство было жестко привязано к государственной колеснице системой правительственных заказов, преимущественно оборонного значения. С одной стороны, это обеспечивало устойчивость доходов мануфактуристов, которые могли быть уверены, что сбыт продукции казне гарантирован, но с другой — закрывало перспективы технического совершенствования, резко принижало значение конкуренции как вечного двигателя предпринимательства.

 

Заметные изменения произошли и в структуре внешней торговли. Если в начала 18 века в вывозе преобладала продукция сельского хозяйства и сырье, то к середине 1720-х годов все больший удельный вес занимала продукция мануфактурного производства: уральское железо с демидовских заводов, льняное полотно, канаты парусина. В импорте по-прежнему наибольший объем занимали предметы роскоши для членов царской фамилии и дворян, а также так называемые колониальные товары: чай, кофе, пряности, сахар, вина. Благодаря энергичным действиям Петра1 , Россия с 1712 года впервые в истории перестала покупать оружие в Европе.

За первые десятилетия 18 века изменились и география внешнеторговых российских центров. Если в 17 веке основную роль в торговле с Западом играл Архангельск, то вскоре его место занял Петербург, а позже – Рига, Ревель (Таллин), Выборг, Нарва. Торговые связи со странами Востока велись по Волге через Астрахань и Каспийское море, с Китаем – через Кяхту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   При Петре 1 эксплуатация монетной регалии получила характерные для абсолютной монархии черты. Значение денежной и монетной реформы Петра в истории России начала 18 в. огромно. Созданная в процессе реформы монетная система, отличавшаяся простотой счёта и национальными традициями, основанная на десятичном принципе, в последующий период совершенствовалась и сохранилась в основных своих чертах до наших дней.

Н. И. Павленко считал, что преобразования Петра — крупный шаг по дороге к прогрессу (хотя и в рамках феодализма). С ним во многом согласны выдающиеся советские историки: Е. В. Тарле, Н. Н. Молчанов, В. И. Буганов, рассматривая реформы с точки зрения марксистской теории. Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

Так считаю и я. Пётр1 был величайшим деятелем своего времени, вождём всего народа.

Недаром ему было посвящено столь большое количество романов, повестей, опер, кинолент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Н. И. Павленко. Три так называемых завещания Петра I. /Вопросы истории, 1979.

2. Тимошина Т.М. «Экономическая история России», 1998г.

3. История экономики/Учебное пособие, часть1/Самара, 1998г.

4. Ресурсы сети Internet: http://ru.wikipedia.org, www.peterthegreat.us.

 

25

 



Информация о работе Денежная реформа Петра 1